Этот принцип декларирует право любого юридического или физического лица выбрать главный экономически выгодный вид деятельности в рамках установленного правового поля

Тема 4. Рынок и механизм его функционирования

План:

Рынок и условия его функционирования.

Структура и инфраструктура рынка

Спрос и предложение. Эластичность.

Рынок, условия его функционирования и система принципов

Рынок с точки зрения купли продажи рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и покупателя.

Рынок с точки зрения организации экономики – это общественная организация экономики.

Рынок с позиций участников рынка – это форма общественной связи между субъектами хозяйствования.

Рынок как экономическая категория – это система организационно-экономических отношений осуществляющихся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена, потребления.

Рынок — это результат исторического развития общества, явле­ние хозяйственной жизни общества.

Рынок — это эффективное мерило товарного производства, фор­ма функционирования экономики.

Рынок — это экономическая категория, выражающая отноше­ния стихийного регулирования производства на основе свободных цен и прибыли.

Рынок — это отношения, которые складываются между това­ропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи, это органическая связь между производством и потреблением.

Рынок — это организация хозяйственных связей, с помощь которой взаимодействуют покупатели и продавцы товаров, чтобы определить цены и количество необходимых обществу продуктов и услуг.

Законы рынка:

1. закон спроса;

2. закон предложения;

3. закон стоимости;

4. закон собственности;

5. закон конкуренции.

Рыночная экономика – это экономическая система, в которой потребности общества удовлетворяются на принципах товарно-денежной эквивалентности.

Можно кратко сказать, что, рынок - это система экономических отношений, возникающая на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.

Система условий формирования свободного рынка. Ни в одной стране (большой или малой, богатой эконо­мически или бедной, высоко культурной или отсталой) не возможно создать рыночные отношения как цивилизованные, приемлемые для большинства населения без определенных ус­ловий. Такими главными условиями являются экономические, правовые, социальные, социально-психологические и социально-культурные.

1. Экономические условия:

- свободный выбор форм собственности;

- свободное ценообразование; конкуренция;

- свободный выбор видов деятельности; определение налоговой, финансовой и кредитной политик, стимулирующих развитие производства.

2. Правовые условия:

- государственное регулирование (поддержка, защита интересов предпринимателей, санкции - для тех, кто нарушает законы);

- права на участие людей в управлении производством, а также участие в митингах, забастовках и др.; обеспечение прав человека.

3. Социальные условия:

- система оплаты труда в соответствии с трудовым вкладом;

- система социальной помощи детям, молодежи;

- система социального обеспечения пенсионеров, вете­ранов труда, инвалидов, престарелых.

Условия функционирования рынка:

1. Разделение труда и специализация.

2. Свободный обмен товарами и услугами.

3. Способность цен динамично изменяться под воздействием

спроса и предложения.

4. Конкуренция товаропроизводителей, борьба за покупателя.

5. Развитая и стабильная кредитно-банковская система.

6. Рациональное антимонопольное законодательство.

7. Достаточная емкость рынка (платежеспособный спрос).

Принципы функционирования рынка:

v свобода выбора видов и форм деятельности (экономи­ческая свобода);

v равноправие рыночных субъектов разных форм собственности;

v саморегулирование деятельности;

v принцип договорных отношений;

v самофинансирование деятельности;

v свобода ценообразования;

v свободная конкуренция;

v полная экономическая ответственность;

v действие механизмов социальной защиты;

v государственное регулирование через систему законов, налогов, мер стимулирования производства товаров в приоритетных отраслях.

1. Экономическая свобода.Она, как и политическая, соци­альная, духовная свобода имеет свои пределы, установленные обществом. Полная свобода - это беспредел. Полная свобода одного объекта - средство насилия над другими субъектами. Должны быть определенные рамки, вопрос в том, какими долж­ны быть ограничения, чем они обусловлены, как защищены права.

Этот принцип декларирует право любого юридического или физического лица выбрать главный экономически выгодный вид деятельности в рамках установленного правового поля.

2. Всеобщность рынка — следствие действия первого прин­ципа. Он характеризует неизбежность проникновения рынка во все среды.

Рыночные отношения (товарно-денежные, товарно-обмен­ные) проникают, прежде всего:

- в рынок товаров народного потребления;

- в бытовые и коммунальные услуги, услуги культуры;

- в жилье;

- в средства производства (земля, производственные

здания, оборудование, транспорт);

- в сферу рыночного капитала;

- в рынок труда.

3. Равноправие рыночных субъектовс разными формами собственности означает, что это равноправие не буквальное. Разные формы собственности существуют, например, в разных отраслях, но мы знаем, что есть приоритетные отрасли, есть производства, которые имеют льготы. Здесь, скорее всего, имеется в виду общее право на существование.

4. Саморегулирование деятельности.Начало данного принципа - это самосознание и самосоздание дела, увеличение размеров собственности (цели определяют заранее).

5. Принцип договорных отношений.Рыночная экономика - система развитых товарно-денежных отношений, а отноше­ния, как известно, строятся на основе договоров (контрактов).

Целью этого служит стремление добиться добросовестности в партнерстве. Для Украины и СНГ, при всей видимости простоты данного принципа, вопрос этот крайне сложный.

6. Свобода ценообразования.Если этот принцип действует, то цена не скована внешними ограничениями («Что хочу, то и ворочу», «Мой товар, продаю за сколько хочу»). Но здесь главное: цены должны быть рыночными (на основе действия экономических законов спроса и предложения), то есть свободные рыночные цены.

7. Самофинансирование.Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, независимость, дол­жна самостоятельно расплачиваться за все действия (без­действия). Такое положение (самофинансирование) приучает предпринимателей жить за собственные средства.

8. Децентрализация управления и хозяйственная само­стоятельностьявляются одними из главных в системе управления. Централизованная экономика не может быть рыночной. Производство всех товаров и их распределение по плану - это фикция. Рыночные отношения (повсеместное действие экономических законов спроса и предложения) возможны только в условиях широких прав и действий каждого юридического и физического лица.

9. Экономическая ответственностьозначает полную самостоятельность в действиях и полную ответственность не только за результаты своего труда, но и по обязательствам (договора, контракты). Компенсация ущерба должна обеспечиваться правовыми экономическими гарантиями.

10. Свободная конкуренция и действие механизмов соци­альной защиты.Конкуренция - первое условие рыночных отношений. В то же время - это стимул развития производства. Стремление «обойти» конкурента толкает к действиям (вне­дрение передовых технологий, новой техники, повышение качества продукции).

Способы и средства социальной защиты существуют самые разнообразные. С одной стороны, это постоянно действующие ограничители (уменьшение зарплаты - ограничено снизу мини­мальным уровнем почасовой оплаты. Налоги сверху регулируются максимально допустимой ставкой налогообложения).

С другой стороны, предоставление льгот, субсидий, рас­срочек, предоставление бесплатных товаров и услуг или по сниженным ценам.

11. Государственное регулирование.Любая экономика не может существовать без государственного регулирования, осо­бенно в переходный период к рынку. Для этого используются: правовая система, налоговая система, защита конкуренции, борьба с монополизмом, содержание бюджетных сфер, защита обездоленных и др.

Субъекты рынка — это физические, юридические лица, вступа­ющие в экономические отношения товарообмена и услуг в одних случаях как потребители, других — как производители. Субъекта­ми являются: индивидуальные товаропроизводители, фирмы, семьи, государство, организации и т. д.

Субъектами рыночного хозяйства выступают:

1 .Домашнее хозяйство: оно представляет собой экономичес­кую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая: обеспечивает производство товаров и воспроизводство челове­ческого капитала; самостоятельно принимает все решения; является собственником какого-то фактора производства; стремится к максимальному удовлетворению своих потребнос­тей.

2. Предприятие (фирмы) —это экономическая единица кото­рая: использует факторы производства для изготовления про­дукции с целью ее продажи; стремится к максимизации при­были; самостоятельно принимает решения.

3. Банки —кредитно-финансовые учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального фун­кционирования рынка.

4. Государствопредставлено правительственными учрежде­ниями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Кроме того, государство является собственником средств производства, в этом качестве оно сохраняет и приумножает богатство страны.

Субъекты рынка находится в постоянном взаимодействии. Недопустимо в реальной практику исключение из системы ни одного из указанных субъектов, в противном случае будет нарушена система рыночных отношений.

Объекты рынка — это специфические группы товаров или услуг, имеющие устойчивый спрос, стабильно поступающие на рынок я различающиеся по характеру, способу и целям потребления. Объ­ектами рынка являются товары, услуги, технология, информация.

Рынок выполняет следующие функции:

1. Регулирующую — регулирует производство товаров и услуг.

2. Контролирующую — определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на его изготовление труда.

3. Распределительную — устанавливает необходимые воспроиз­водственные пропорции, обеспечивает сбалансированность эконо­мики.

4. Стимулирующую — побуждает снижать индивидуальные за­траты труда, повышать производительность труда, использовать новую технику.

5. Информационную — информирует о состоянии дел в хозяйст­венной жизни.

Характерными чертами свободного, т. е. не ограниченного мо­нополиями и таможенными барьерами рынка являются:

а) свободная конкуренция между товаропроизводителями и собственниками ресурсов;

б) свободный перелив капиталов между отраслями и регио­нами;

в) реализация товаров по ценам равновесия, отражающим ре­альное соотношение между спросом и предложением.

2. Структура и инфраструктура рынка

Рыночная экономика характеризуется тем, что она проникает во все сферы народного хозяйства и во все регионы государства. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений.

Вся экономика становится как бы совокупностью рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок в виде рыночных отношений проникает во все клеточки экономического организма.

Виды рынков

Имеется множество рынков (они действуют на разных уровнях).

1. По географическому принципу (определение территории):

а) региональные (они могут быть в масштабах страны и в масштабах области);

б) окружные (округ - часть региона);

в) городские (города до десяти тысяч населения);

г) по зоне расположения: север, юг, восток, запад;

д) мировой рынок (могут участвовать все или большинство стран, но на практике - чаще выступает региональный мировой рынок как несколько государств.

2. По размерам рынков:

а) рынки первичного оснащения;

б) рынки возмещения оборудования;

в) рынки товаров заменителей товаров.

3. По типу потребителей:

а) рынок для потребителей с высоким достатком;

б) рынок для потребителей со средним достатком;

в) рынок для потребителей с низким достатком.

4. По форме функционирования:

а) монопольный рынок (обычно один или два монополиста);

б) олигопольный (три-пять крупных концернов);

в) полипольный (множество продавцов).

5. По содержанию рыночной структуры (по назначению):

а) рынок товаров промышленного назначения;

б) рынок товаров потребительского назначения;

в) рынок оказания услуг;

г) товарный рынок;

д) рынок труда;

е) рынок ценных бумаг и др.

6. По условиям работы:

а) регулируемый рынок (государство оказывает влияние на рынок экономическими методами, принимаются специальные законы, указы, распоряжения);

б) рынок свободный (освобожденный от государственного вмешательства. Здесь в полной мере действуют рыночные законы, свободная конкуренция, цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения).

Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:

Наши рекомендации