Особенности приватизации в России

В России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий - продажей на аукционах; крупных - преобразованием в акционерные общества.

Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

•массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;

•значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;

•проведение особого ваучерного этапа приватизации.

Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы:

•срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;

•отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;

•если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то ее можно признать неудовлетворительной, т.к. в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;

•приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;

•предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;

•значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.

Рынок: сущность, элементы и функции.

Рынок в узком смысле слова может рассматриваться как сфера обмена, сбыта, купли-продажи товаров. Рынок в широком смысле слова представляет собой систему экономических отношений купли-продажи товаров и услуг, которая охватывает их производство, распределение, обмен и потребление.

Суть рыночных отношений состоит в возмещении затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению спроса покупателей на основе свободного соглашения, возмездности, эквивалентности, конкурентности.

Сущность рынка находит своё выражение в его главных функциях:

1.Регулирующая функция – это воздействие на все сферы экономики, обеспечение согласования между производством и потреблением, поддержание баланса между спросом и предложением по цене, объёму и структуре, пропорциональности всех сфер национальной экономики. В современных условиях – это сочетание рыночного саморегулирования и государственного регулирования.

2.Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, снижению издержек, интенсификации производства.

3.Ценообразующая функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов на основе затрат и полезности благ.

4.Посредническая функция обеспечивает посредничество между производителями и потребителями с целью обмена товарами и услугами.

5.Информационная функция даёт участникам рынка через систему цен, процентных ставок и другие рыночные показатели информацию о спросе и предложении товаров и услуг.

Элементы.

Рынок базируется на четырех основных элементах: спросе, предложении, цене, конкуренции.

Спрос (платежеспособный) - это представленная на рынке потребность в определенном количестве тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.

Предложение- это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене.

Изменения соотношений между спросом и предложением порождают колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается равновесная цена, при которой обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Цена - это денежное выражение стоимости. Однако обычно цену трактуют как количество денег, которое уплачивает покупатель продавцу за определенный товар.

Конкуренция- это экономическая борьба, соперничество между товаропроизводителями за получение максимальной прибыли путем использования наиболее выгодных условий производства и сбыта продукции.

Функции:1)информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве; 2)посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем; 3)ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции; 4)регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции; 5)стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг; 6)координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль; 7)санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.

Наши рекомендации