II. Место и значение темы. С этой темы мы начинаем изучать структуру рынка, причем с точки зрения кратко- и

С этой темы мы начинаем изучать структуру рынка, причем с точки зрения кратко- и долгосрочного периодов. Отправной точкой анализа служит поведение фирмы совершенной конкуренции. Поэтому необходимо выяснить, в чем состоит специфика существования этой фирмы, специфику ценообразования (фирма как ценополучатель – «прайс-тейкер»), особенность кривых спроса и предложения. Особое внимание следует обратить на выяснение методов и условий определения равновесия фирмы, понять, почему равенство МС = МR является базовым для определения равновесия всех других рыночных структур. Необходимо также выяснить особенности рыночного положения формы, когда она не получает экономической прибыли (случаи минимизации убытков и закрытия фирмы).

III. Теоретический раздел курса

Рыночные структуры и критерии их классификации

Рыночная структура

Отражает все наиболее важные аспекты рынка- количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа и выхода из нее фирм, количество покупателей, способность отдельной фирмы воздействовать на рыночные цены. Чем ниже способность фирмы влиять на рынок, тем более конкурентным считается данная отрасль. В предельном случае, когда степень влияния одной фирмы равна нулю, говорят о совершенно конкурентном рынке.

В научном языке существует два различных понимания термина «конкуренция». Конкуренция как характеристика рыночной структуры(конкурентность рынка, совершенная, монополистическая конкуренция) и конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке(конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция). Мы в своем анализе будем использовать оба подхода. Если рассматривать конкуренциюкак соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг, то можно выделить следующие виды конкуренции:

1) внутриотраслевая – конкуренция между предприятиями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли;

2) межотраслевая – конкуренция между предпринимателями, занятыми в разных отраслях, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

Методы конкурентной борьбы:

Легальные методы

1) Ценовая конкуренция – оружие конкурентной борьбы – изменение цены. Применение конкурентно высоких и конкурентно низких цен, ценовая дискриминация (разные цены в разных местностях, для разных потребителей).

2) Неценовая конкуренция – оружием борьбы выступают повышение качества товара, оказание дополнительных услуг, лишение конкурентов рынков сырья и сбыта, выпуск новых марок товаров и т.п. Включает:

· конкуренцию по продукту – стремление захватить часть рынка конкурента путем выпуска нового ассортимента и качества с сохранением прежней цены;

· конкуренция по условиям продажи – использование средств по привлечению покупателей, не касающихся непосредственно товара (услуги, сервис, подарки, притеснение конкурентов, рассрочка).

2. Нелегальные методы – распространение ложных сведений о конкуренте, незаконное использование торговой марки конкурента, промышленный шпионаж, насилие разного рода. Разные рыночные структуры имеют различные возможности для использования конкурентных сил, в зависимости от чего они и различаются.

Термины, используемые для обозначения различных типов рыночных структур, идут из греческого языка и характеризуют, с одной стороны, принадлежность экономических субъектов к продавцам или покупателям (poleo- продаю, psoneo- покупаю), а с другой - их численность (mono- один, oligos- несколько, poly- много).

Поскольку структура того или иного рынка определяется множеством факторов, то количество рыночных структур является практически неограниченным. Для упрощения анализа в экономической теории принято выделять четыре базовых модели (совершенную конкуренцию; чистую монополию; монополистическуюконкуренцию;олигополию), построенные на основе следующих критериев:

1) Количество фирм в отрасли(одна, несколько, много). Данный критерий описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними. Считается, что фирм в отрасли много, когда объем производства каждой относительно невелик, ни одна из фирм не занимает лидирующих позиций и не может угрожать конкурентам. Напротив, производителей считается мало, когда фирмы достаточно крупны относительно рынка, и деятельность каждой вызывает ответную реакцию со стороны конкурентов. Предельным количеством малого является монополия- отрасль одной фирмы.

Для количественной оценки взаимозависимости фирм на рынке служит коэффициент объемной, или количественной, перекрестной эластичности спроса. Он показывает степень количественного изменения цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на 1%.

II. Место и значение темы. С этой темы мы начинаем изучать структуру рынка, причем с точки зрения кратко- и - student2.ru

Чем выше объемная перекрестная эластичность спроса, тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. Если же она равна или близка к нулю, то отдельный производитель может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия.

2) Тип производимого продукта (однородный, диверсифицированный, уникальный). Если потребители не отдают особых предпочтений какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то они относятся к однороднойпродукции. Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной- по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам, так и мнимой- фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция является дифференцированной. На рынке монополии продукция носит уникальный характер, так как не может быть ничем заменена.

Взаимозаменяемость товаров может быть охарактеризована коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, показывающим степень количественного изменения объема продаж фирмы i при изменении цены фирмы j на 1%:

II. Место и значение темы. С этой темы мы начинаем изучать структуру рынка, причем с точки зрения кратко- и - student2.ru .

Чем больше коэффициент ценовой перекрестной эластичности, тем выше однородность выпускаемых фирмами товаров, тем более совершенна их взаимозаменяемость. При коэффициенте, равном нулю, товар вообще не имеет заменителей (случай монополии).

3) Степень влияния фирмы на рыночные цены, или монопольная власть фирмы. Данный показатель определяется относительным превышением рыночной цены фирмы и ее предельных издержек (коэффициент Лернера): L = (P – MC)/P.Чем выше полученный результат, тем в большей степени фирма может воздействовать на рыночную цену и получать тем самым дополнительную прибыль.

4) Возможность входа на рынокдля новых фирм.

Данная возможность определяется наличием в отрасли барьеров входа и выхода. К ним можно отнести:

· барьеры искусственные (институциональные), связанные с предоставлением ограниченному кругу предприятий лицензий или патентов на какой-либо вид деятельности, различного рода государственные ограничения, протекционистская политика и т.д.;

· барьеры естественные, причина которых заключается:

а) в положительном эффекте масштаба производства и высоком минимально эффективном размере предприятий отрасли;

б) в более низких издержках производства у уже действующих предприятий по сравнению с «новичками»;

в) в дифференциации продукции и формировании стойкой приверженности определенной торговой марке и т.д.

Наши рекомендации