Основные направления регулирования движения капитала между странами

Все возрастающее воздействие международного движения капитала на национальную экономику приводит к сохранению государственного и международного регулирования движения капитала, несмотря на тенденцию к его либерализации.

В области государственного регулирования вывоза капитала накоплен достаточный теоретический и практический опыт.

М. Портер и Дж. Даннинг (представители неоклассического направления) считают, что главная цель государственного регулирования - стремление избежать конфликта или уменьшить конфликт между интересами страны и экспортеров капитала. Экспорт капитала ведет к снижению нормы прибыли в стране-импортере капитала, в результате чего может сокращаться дальнейший приток инвестиционных доходов в страну-экспортер капитала.

По мнению А. Кэйрнкросса (представитель неокейнсианского направления), контроль должен осуществляться при следующих обстоятельствах:

- вывоз долгосрочного капитала ведет к потере или неправильному использованию экономических ресурсов в капиталоэкспортирующей стране;

- экспорт капитала может обострять проблемы платежного баланса; спекулятивное движение краткосрочного капитала может быть угрозой для стабильности денежного обращения в стране.

Исследователи проблемы бегства капиталов полагают, что повышение доходности внутренних капиталовложений и рост налогообложения доходов от зарубежных инвестиций могут уменьшить размеры бегства, если эти меры затруднительны, то целесообразно введение контроля над вывозом капитала на какой-то период времени.
Национальное регулирование движения капитала представляет собой государственную систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, основные цели которой — стимулирование привлечения иностранных инвестиций и предотвращение бегства капитала из страны.
Национальное регулирование основано на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.) Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах имеется специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют:

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- определение целесообразности введения запретов и ограничений иностранных инвестиций на территории страны;

- контроль над деятельностью иностранных инвесторов в стране;

- определение приоритетов инвестирования;

- разработка и реализация программ по привлечению иностранных инвестиций;

- контроль над подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранным инвестором;

- контроль над подготовкой и заключением международных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций;

- условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.
В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора.

В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. такой режим, при котором условия хозяйственной деятельности для нерезидентов должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов – резидентов данной страны. Эта гарантия служит своего рода международным стандартом, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным инвестициям.
В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в оффшорных центрах и в свободных экономических зонах.

В этих зонах и центрах значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, и др.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть проведена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала. Законодательства многих стран предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Государство использует ряд методов стимулирования иностранных инвестиций: налоговые льготы, ускоренная амортизация основного капитала, бюджетное финансирование программ и проектов, стимулирование малого бизнеса, региональное стимулирование (помощь депрессивным регионам), создание свободных экономических зон (торговых и предпринимательских).

Таким образом, национальное регулирование движения капитала включает государственное регулирование вывоза капитала и государственное регулирование ввоза капитала. Оба эти направления включает меры по ограничению и меры по поддержке.

Международное регулирование движения капитала реализуется путем заключения специальных двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений в области инвестиций.

В двусторонних соглашениях, как правило, фиксируются следующие основные положения:

- о национальном режиме для иностранных инвесторов;

- о защите иностранных инвесторов (в получении прибыли дивидендов, от национализации и т.п.);

- о порядке разрешения споров;

- по страхованию от ущерба на случай политических рисков и другие.

К настоящему времени заключено значительное количество двусторонних инвестиционных соглашений, которыми охвачено большинство стран мира.

Глобальным с точки зрения масштабности охвата стран инвестиционным соглашением является принятое в рамках ГАТТ/ВТО Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах – ТРИМС.

Основная цель Соглашения ТРИМС – защита интересов иностранных инвесторов на территории принимающих инвестиции стран. Защита иностранного инвестора заключается в том, что страны-члены ВТО обязуются не применять к предприятиям с иностранным капиталом, меры касающиеся запрета на применение количественных ограничений.

К числу таких недопустимых мер относятся:

- требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом использовало определенную долю национальных товаров для производства своей продукции;

- требование, чтобы предприятие с иностранными инвестициями покупало импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции;

- требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции;

- по директивному регулированию ассортимента промышленного производства;

- по кадровой политике;

- ограничения на денежные переводы;

- обязательное получение лицензий на производственную деятельность, экспорт и т.д., и другие.

Кроме того, международно-правовой режим движения капитала обеспечивается многосторонними договорами, заключенными в рамках международных организаций МВФ, МБРР, ЮНКТАД и др.

Основные категории и понятия

Вывоз капитала, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, последствия вывоза-ввоза капитала, ТРИМС.

Контрольные вопросы

1. Каковы причины вывоза капитала?

2. Какие формы ввоза-вывоза капитала Вы знаете?

3. В чем отличие прямых инвестиций от портфельных инвестиций?

4. Какие выгоды получает страна-импортер капитала от участия в международном движении капитала?


Тема 21. Мировой рынок капиталов и его структура

Наши рекомендации