Организация транспортного и складского хозяйства

Транспортное и складское хозяйство предприятия создают­ся для доставки, складирования и перемещения до потребителя различных грузов в соответствии с условиями договоров, в ус­тановленные сроки и по оптимальным маршрутам.

Основные критерии функционирования транспортного и складского хо­зяйства - качественное и своевременное предоставление услуг по минимально возможной цене.

5.1. Транспортное хозяйство - артерия предприятия, связу­ющей материальные потоки, т.к. ритмичность и качество предостав­ляемых транспортных услуг определяют стабильность и эффек­тивность функционирования предприятия в целом.

Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейера).

Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузо­потоков и грузооборота способствуют:

- сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции,

- ускорению оборачиваемости оборотных средств,

- снижению себестоимости про­дукции,

- росту производительности труда.

Классификация транспортных средств:

- по сфере обслуживания - средства межцехового и внутри­цехового транспорта;

- в зависимости от режима работы - транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.д.) и периодичес­кого действия (автомашины, самоходные тележки и др.);

- по направлениям движения - транспортные средства для горизонтального, вертикального (лифты, элеваторы и т.д.) и смешанного перемещения (краны и др.);

- по уровню автоматизации - автоматические, механизиро­ванные, ручные;

- по виду перемещаемых грузов - транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

Организация транспортного хозяйства предприятия включает выполнение следующих работ:

1.стратегическое планирование обновления транспортных средств;

2.анализ производственной структуры предприятия, разработ­ка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямо­точное™, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);

3.анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по произво­дительности;

4.выбор и обоснование использования транспортных средств;

5.расчет норм и нормативов расхода (потребности) в матери­альных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транс­портного хозяйства;

6.составление балансов грузооборота (по горизонтали указы­ваются отправители грузов, по вертикали - их получатели);

7.проектирование схем грузопотоков;

8.оперативно-календарное планирование транспортных опе­раций;

9.диспетчирование работы транспорта предприятия;

10. учет, контроль и мотивация повышения качества и эффек­тивности работы транспортного хозяйства.

Основными направлениями повышения качества и эффектив­ности работы транспортного хозяйства являются:

- углубление пред­метной и функциональной специализации производства,

- развитие кооперирования,

- повышение уровня автоматизации производ­ства и управления,

- сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспорт­ных средств,

- совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств,

- мотивация повышения их эффективности,

- анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процес­сов,

- разработка и внедрение соответствующих мероприятий.

5.2. Складское хозяйство предприятия выполняет функции по хра­нению, учету и контролю движения материально-технических ресурсов, поступающих на предприятие, и готовой продукции.

Эти функции складское хозяйство должно выполнять качествен­но, в установленные сроки и с минимальными затратами. Эти три показателя и являются, собственно, критериями функцио­нирования складского хозяйства.

В зависимости от объема работ склады могут быть общезаводскими и цеховыми

Общезаводские склады, например машиностроительных заводов, в свою очередь подразделяются:

1.на материальные (склады основных и вспомогательных ма­териалов, топлива, лесоматериалов);

2.полуфабрикатов и заготовок для хранения материалов, про­шедших соответствующую обработку в одних цехах и пред­назначенных для обработки в других. Это склады черновых заготовок, выпускаемых заготовительными цехами, склады готовых деталей, выпускаемых обрабатывающими цехами и идущих в сборку;

3.производственные, обслуживающие производственный про­цесс;

4.готовой продукции, принимающие от цехов готовую продук­цию, производящие упаковку и отправку ее потребителю;

5.отходов и вторичного сырья;

6.хозяйственные, предназначенные для хранения тары, спец­одежды, хозяйственных материалов, рабочего инвентаря и т.п.

Расположение складов зависит от характера материальных ценностей и их значения:

- материальные и производствен­ные склады необходимо размещать ближе к цехам-потребителям, чтобы обеспечить наименьший путь прохождения грузов;

- склады готовой продукции размещают ближе к сборочным цехам.

По конструкции склады бывают:

- открытые,

- полуоткрытые,

- закрытые,

- специальные.

К цеховым производственным складам применительно к машиностроительному производству относят материальные, промежуточные, склады готовых деталей, комп­лектовочные и специальные.

Организация складского хозяйства включает следующие работы:

1.анализ производственной структуры предприятия на предмет прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмич­ности производственных процессов;

2.определение номенклату­ры и типа складских помещений;

3.разработку схем размещения новых складских помещений, их проектирование, строительство;

4.разработку оперативно-календарных планов работы складских помещений;

5.организацию учета и контроля движения матери­альных потоков через склады;

6.организацию выдачи и доставки грузов потребителям;

7.анализ эффективности работы складского хозяйства, разработку и внедрение предложений по улучшению его работы.

Направления повышения эффективности работы складского хозяйства примерно те же, что и для транспортного хозяйства.

Наши рекомендации