II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования)

III. Корректирующая функция (ее вообще не решает рынок):

а) Регулирование государством внешних эффектов.

Во время рыночных сделок возникает ситуация, когда лицо, не участвующее в сделке несет убыток или получает выгоду – это внешние эффекты ( внешние экстерналии). Внешние эффекты не отражаются в рыночной цене, так как направлены на «третье» лицо и регулируются государством.

Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности. Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности.

1. Отрицательные внешние эффекты – это издержки третьих лиц, не включенные в цену товара. Следовательно, цена, по которой производитель будет продавать свой товар, окажется ниже, чем цена, учитывающая все издержки: как издержки производителя, так и издержки лиц, не участвующих в купле – продаже данного товара.

Пример: целлюлозно-бумажный комбинат стоит на реке. Сбрасывает отходы в реку. Ущерб включает потерю выгод, связанных с использованием реки в других целях (рыболовы, отдых). Если заставить предприятие возместить ущерб, то цена бумаги увеличится. Рыболовы несут издержки, связанные с деятельностью комбината.

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru ТЕС MEC

ТЕС(q) MEC(q)

Q Q

ТЕС – совокупные внешние издержки или ущерб, наносимый третьим лицам (рыболовам). Чем больше Q (объем выпуска), тем больше ТЕС и вред реке. МЕС – предельные внешние издержки – это дополнительные ТЕС с дополнительной Q. Они не оплачиваются, перекладываются на третьи лица : МЕС = ∆ ТЕС/ ∆ Q. Чем больше сбросов в водоем, тем больше вред.

Цена Р (в ден. ед)

 
  II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru D(спрос) MSC=MC+MEC

Р2

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru S(MC)

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru Р1

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru MEC

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru Количество продукции Q(вт.)

Q2 Q1

Предположим, что целлюлозно-бумажные предприятия действуют в условиях совершенной конкуренции на рынке бумаги. Тогда кривая предложения (S) на рынке бумаги отражает суммарные предельные издержки производства индивидуальных производителей – МС.

Индивидуальное предложение фирмы –это ее предельные издержки, а рыночное предложение–суммарное предложение всех фирм в отрасли.

Предельные частные издержки всех фирм отрасли (МС)отражают только стоимость тех факторов производства, которые используются в производственном процессе, но они не включают в себя предельные внешние издержки в случае существования отрицательных внешних эффектов.

Параметры равновесия рынка бумаги: Q1 и P1 .

Предельные общественные издержки (MSC) –это все предельные издержки производства: как частные, так и внешние.

MSC = MC + MEC.

Фирмы принимают свои решения об объемах выпуска на основе слишком низких МС, не учитывая МЕС, следовательно, цена оказывается слишком низкой , а объем выпуска слишком большим.

Интернационализация отрицательных внешних эффектов – это перевод внешних эффектов во внутренние, что достигается путем корректирования предельных частных издержек таким образом, чтобы они отражали действительные предельные общественные издержки.

Чтобы интернализировать отрицательный внешний эффект, необходимо сложить предельные внешние издержки и предельные частные издержки, то есть получить предельные общественные издержки. Интернализация отрицательного внешнего эффекта приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и, следовательно, к снижению величины спроса на этот товар.

Для этого на практике может использоваться корректирующий налог, то есть налог на выпуск каждой единицы товара, поднимающий МС до уровня MSC. Значит, это – налог, который интернализирует отрицательный внешний эффект. На графике показано новое рыночное равновесие при объеме выпуска отраслью бумаги в количестве Q2 и продаваемой по цене Р2.

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическая неэффективность проявляется как избыточное производство, которое вызывает слишкомбольшой сброс сточных вод в реку. Причина подобной неэффективности заключается в неправильном ценообразовании. Рыночная цена Р1 слишком низка – она отражает предельные частные издержки производства фирм, но не предельные общественные издержки. Только при более высокой цене Р2 объем производства на целлюлозно-бумажных предприятиях будет эффективным и значительно меньшим по сравнению с тем объемом выпуска, который имел место при отсутствии механизма интернализации внешнего эффекта.

Выход: 1) плата за выбросы (прямой корректирующий налог). Государство заставляет предприятие выплачивать внешние издержки. В государственных фондах аккумулируется денежная сумма для финансирования природных мероприятий (очистка водоемов);

2) определение стандарта на выбросы (специальные очистительные сооружения).

В России это корректирующее воздействие через субсидии и налоги (пример: закон об охране окружающей среды – нормативы шумов, выбросов; технический контроль). Невозможно пока введение «бабл-принципа», когда предприниматели договариваются друг с другом о внедрении очистных технологий без государств.

Пример: отрицательные внешние эффекты – загрязнение окружающей среды – увеличивают издержки общества, но не влияют на затраты производителя, кривая S не отражает истинных издержек, продукт производится в излишке (издержки перелива).

Государство может: а) принять закон, запрещающий загрязнение окружающей среды; б) ввести специальный налог, равный издержкам, вызванным загрязнением среды (то есть фирма платит налог на единицу продукции пока есть загрязнение).

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru P S1

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru D

P1 E1

 
  II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru E0 S0

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru P0

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru Q

Q1 Q0

На графике рост налогов или затрат на приобретение аппаратуры экологического контроля смещает S0 к S1 вверх, объем производства уменьшается с Q0 до Q1. Государство должно трансформировать внешние для фирмы издержки во внутренние и больше не оценивать ресурсы по заниженной стоимости.

2. Положительные внешние эффекты – это выгода некоторых третьих лиц, не отраженная в цене, по которой совершается рыночная сделка.

Пример: вы разбили фруктовый сад (радость соседям). Третьи лица (соседи) получают выгоду бесплатно, она не учтена при цене услуг садовника. Здесь общественная выгода будет больше, чем частная выгода лица, оплачивающего данную услугу, так как общественная выгода включает в себя как частную выгоду, так и положительный внешний эффект, то есть выгоду третьих лиц.

Государство регулирует положительные внешние эффекты.

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru P S0

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru D

P0 E0 Субсидия

 
  II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru E1 S1

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru P1

II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования) - student2.ru Q

Q0 Q1

1. Субсидирование со стороны государства – предоставление блага. На графике, она S0 смещает к S1 (вниз) => издержки производителя снижаются => рост Q благ.

2. Возможно через государство увеличить спрос на блага, то есть обеспечить покупательную способность потребителя (льготные талоны, абонементы).

При интернационализации положительного внешнего эффекта происходит более эффективное распределение благ (пример: соседи доплачивают садовнику за труд коллективно – больше сад, доход садовника, снижение оплаты для каждого участника. Однако, маловероятно, что соседи будут это делать добровольно.исходит более эффективное распределение благ()ффекта ага, т.е. плачивающего данную услугу, так как общественная выгода включа). Поэтому речь идет о вмешательстве государства в экономическую сферу и производства ряда благ, называемых общественными благами.

б) Производство общественных благ

Потребляемые товары и услуги делятся на частные (большая часть) и общественные. Частное благо потребляется одним лицом и не может одновременно быть потребленным другим. Общественное благо потребляется всеми одновременно, причем потребление кого-либо одного не уменьшает потребление другого. Черты: включенность (всеобщность); нулевые предельные издержки (свет маяка); неделимость (национальная оборона).

Квазиобщественное благо появляется, когда люди могут быть исключены из процесса их потребления (музей, автострады, пожарная охрана, система канализации). Реальное распределение ресурсов осуществляется в рамках системы налогообложения – налоговые поступления идут на приобретение общественных благ.

Принимая на себя содержание общественных благ, государство тем самым решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Трансакционные издержки – расходы, связанные не с производством как таковым, а с его организационной стороной: поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, расходы на заключение контрактов, контроль над их исполнением, защита прав собственности и т.д. Есть товары, которые по определению не относятся к общественным, но из-за высоких трансакционных издержек государству бывает выгодно взять на себя их финансирование.

Классический пример – некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Затраты государства в данной области значительно ниже, чем если бы это делали частные страховые компании.

Проблема теневой экономики

Причины:

1. нелегальные формы разрешения конфликтов по защите прав собственности, когда в рамках закона невозможно решить вопросы или высокие трансакционные издержки, так как они растут в развитой экономике при расширении специализации и разделении труда;

2. высокая «цена» подчинении закону (налоги);

3. криминальный бизнес (запрещен законом).

Последствия (влияние на макроразвитие): уход от налогов, низкая соцзащита работников, хищение, организованная преступность и т.д.

Общественное благо обладает свойствами:

а) неконкурентоспособность (неизбирательность) – используется многими, но не вызывает дополнительных изменений (маяк). Неконкурентные блага, когда предельные издержки равны нулю, то есть дополнительные потребители не увеличивают издержки производства общественных благ.

б) неисключимость – люди не могут быть исключены из сферы потребления, даже если не платят (освещение улиц, национальная оборона).

Проблема: сложно проконтролировать расходы государства и качество общественного блага. Общественное благо создается политикой внешних эффектов. Пример: проблема «зайца» в транспорте. Трудно учесть потребителей общественного блага – если финансирование через «добровольный взнос» - число «зайцев» растет. Поэтому государство производит общественные блага за счет обязательных платежей (налогов), независимо от полученной индивидуальной пользы.

IV. Регулирование распределительных процессов:

1. Трансферты – соцвыплаты (мин. зарплата, пенсии, пособия). Индексация фиксирования доходов с ростом цен;

2. Расходы (через динамику ВНП);

3. Налоги (инвестиционные решения, финансовая база);

4. Кредит (увеличение или уменьшение объема производства);

5. Госпредпринимательство (предприятия, кредитные учреждения, центральный эмиссионный банк). Тендер - торги с целью выявления эффективного подрядчика. Госзаймы через конкурс.

Проблема перераспределения доходов и богатства: существует естественная тенденция к тому, что богатые становятся еще богаче. Поэтому существует необходимость в перемещении дохода от одной группы населения к другой.

Типичные способы перераспределения дохода государством: прогрессивный подоходный налог (при котором с ростом дохода его доля, изымаемая в госбюджет в форме, возрастает), государственные программы помощи и социального обеспечения, пособия по безработице, всеобщее медицинское обслуживание населения, вмешательство в рыночный механизм (правительство модифицирует цены, установленные под воздействием рыночных факторов, различными способами.; для гарантии определенного уровня доходов конкретных групп обеспечивается ценовая поддержка).

Наши рекомендации