Объем дисциплины и виды учебной работы. ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
МОСКВА
Авторы: Фокина М.А. – доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права (введение, разделы 1-4, 6-10).
Князькин С.И. – преподаватель кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права (раделы 5, 7, 11).
Первухина С.И. (раздел 7) – кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского, арбитражного, административного процессуального права
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Одобрен на заседании кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российской академии правосудия» (протокол от 27 ноября 2013 г. № 5).
Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российской академии правосудия» (протокол от ____________ 2013 г. № ___).
Ó Российская академия правосудия, 2013.
Ó Фокина М.А., 2013.
Ó Князькин С.И., 2013.
Ó Первухина С.И.., 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………......4
Раздел 1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………… 9
Раздел 2. Тематический план ………………………………………………… 10
Раздел 3. Программа курса………………………………………………………... 14
Раздел 4. Планы семинарских (практических) занятий ………………………… 34
Раздел 5. Перечень процессуальных документов, обязательных для
подготовки студентами…………………………………………………………..161
Раздел 6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и
организации самостоятельной работы студентов……....................................... 181
Раздел 7. Задания для контрольных работ и методические указания по
их выполнению для студентов очной формы обучения………………………183
Раздел 8. Примерная тематика курсовых работ и методические указания по
их выполнению …………………………………………………………..……… 188
Раздел 9. Литература……………………………………………………………. 197
Раздел 10. Вопросы для подготовки к экзамену ……………………………….258
Раздел 11. Перечень основных понятий для подготовки к экзамену …...……264
Ведение[1]
Учебный курс «Гражданское процессуальное право» на факультете подготовки специалистов для судебной системы Российской академии правосудия выделен как самостоятельный в системе учебных дисциплин. Именно этот курс позволяет студентам развить свои знания о судебном разбирательстве, доказывании и доказательствах, особом производстве и многом другом.
В Российской академии правосудия курс гражданского процессуального права имеет две главные цели: профессиональную (образовательную и практическую), общекультурную.
Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент:
•участие в подготовке нормативных правовых актов по вопросам гражданского процесса и альтернативных процедур (способов) разрешения (урегулирования) споров;
•обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией гражданских процессуальных норм;
•составление процессуальных и иных юридических документов, необходимых для рассмотрения и разрешения гражданских дел в судах общей юрисдикции и разрешения (урегулирования) споров с использованием альтернативных процедур (способов);
•обеспечение законности, правопорядка при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции и при разрешении (урегулировании) споров с использованием альтернативных процедур (способов);
• предупреждение, пресечение правонарушений в сфере гражданского судопроизводства;
•защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности при осуществлении правосудия по гражданским делам в судах общей юрисдикции;
• консультирование по вопросам защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов в судах общей юрисдикции, а также использования альтернативных процедур (способов) урегулирования (разрешения) споров;
•осуществление правовой экспертизы процессуальных документов и иных юридических документов, необходимых для рассмотрения и разрешения гражданских дел в судах общей юрисдикции, разрешения (урегулирования) споров с использованием альтернативных процедур (способов);
•преподавание учебной дисциплины " Гражданский процесс";
•осуществление правового воспитания.
Основными задачами курса «Гражданский процесс» в общекультурнойсфере являются:
· формирование правового сознания;
· структурирование мышления в рамках логически и системно связанных понятийных образов;
· формирование умения осмысливать правовые явления, реализовывать ценностные ориентации в жизни и в практической деятельности.
Решение этих задач создает предпосылки для полноценного усвоения правовых норм на последующих этапах обучения.
В рамках реализации профессиональной компетенции (ПК) студент должен быть способен:
а) в нормотворческой деятельности:
• участвовать в разработке гражданского процессуального законодательства, иных нормативных правовых актов по вопросам защиты прав, свобод и интересов граждан и организаций (ПК-1);
б) в правоприменительной деятельности:
• осуществлять профессиональную деятельность по защите прав и охраняемых законом интересов в гражданском процессе, а также с использованием альтернативных процедур (способов) разрешения (урегулирования) споров на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
• обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права при рассмотрении разрешении гражданских дел в судах общей юрисдикции, разрешении (урегулировании) споров с использованием альтернативных процедур (способов) (ПК-3);
• принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с гражданским процессуальным и иным законодательством (ПК-4);
• применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и гражданского процессуального законодательства в профессиональной деятельности (ПК-5);
• квалифицировать юридически правильно факты и обстоятельства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции, разрешении (урегулировании) споров с применением альтернативных процедур (способов) (ПК-6);
• составлять процессуальные документы (ПК-7);
в) в правоохранительной деятельности:
• выявлять, пресекать преступления и иные правонарушения при рассмотрении и разрешении дел в судах общей юрисдикции, а также разрешении (урегулировании) споров с использованием альтернативных процедур (способов) (ПК-10);
• осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению, при осуществлении правосудия по гражданским делам (ПК-11);
• отражать результаты профессиональной деятельности правильно и полно в юридической и иной документации (ПК-13);
г) в экспертно-консультационной деятельности:
• принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов по вопросам гражданского процесса, а также альтернативных процедур (способов) разрешения (урегулирования) споров, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
• толковать нормы гражданского процессуального и иного законодательства (ПК- 15);
• давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам применения гражданского процессуального и иного законодательства в конкретных видах юридической деятельности, связанной с защитой прав, свобод и интересов субъектов права (ПК-16);
д) в педагогической деятельности:
• преподавать гражданский процесс на необходимом теоретическом и методическом уровне в образовательных учреждениях, за исключением высших учебных заведений (ПК-17);
• управлять самостоятельной работой обучающихся гражданскому процессу (ПК- 18);
• осуществлять эффективно правовое воспитание в ходе преподавания дисциплины «Гражданский процесс» (ПК-19).
В результате изучения дисциплины «Гражданский процесс» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
· осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
• исполнять добросовестно профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
• владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
• строить логически верно, аргументировано и ясно устную и письменную речь (ОК-4);
• обладать культурой поведения, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
• иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6);
• стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
• использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
• анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
• понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
• владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
• работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12)[2].
В результате изучения дисциплины «Гражданский процесс» студент должен
знать: основные категории, понятия, институты гражданского процессуального права; источники и принципы гражданского процессуального права; основания возникновения, изменения, прекращения и структуру гражданских процессуальных правоотношений, их права и обязанности их субъектов;
уметь: осуществлять поиск, толкование и применение нормативных правовых актов и иных юридических документов, регулирующих гражданские процессуальные правоотношения; осуществлять поиск и анализ судебной практики; уметь работать с учебной и научной литературой; участвовать в занятиях проводимых в интерактивной форме; иметь навыки выполнения письменных работ.
владеть: навыками анализа гражданских процессуальных норм и судебной практики; навыками разрешения правовых проблем и коллизий в сфере гражданских процессуальных правоотношений; навыками реализации норм гражданского процессуального права; навыками принятия необходимых мер по защите прав человека средствами, предусмотренными в гражданском процессуальном праве.
Данное учебно-методическое пособие включает учебную программу по курсу «Гражданский процесс», планы семинарских и практических занятий, методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, примерную тематику курсовых работ, задания для выполнения контрольных работ, литературу, а также примерный перечень вопросов и понятий для подготовки к экзамену.
Учебная программа включает все основные темы курса «Гражданский процесс». Согласно внутренней логике предмета познания и методике изучения учебной дисциплины каждая тема делиться на части, в свою очередь детализируемые конкретными вопросами. Программа снабжена списком литературы, которую рекомендуется использовать для усвоения и более глубокого изучения курса. Студентам рекомендуется пользоваться литературой как на бумажном носителе, так и в электронной форме, пользоваться СПК «Консультант Плюс», «Гарант», электронными базами данных: znanium.com; book.ru; ipr book.
Занятия проводятся со студентами в форме лекций, семинаров, практических занятий, деловых игр.
По дисциплине предусмотрено выполнение итоговой контрольной работы и курсовой работы.
Изучение дисциплины «Гражданский процесс» заканчивается сдачей экзамена в письменной форме. Для подготовки к экзамену в настоящем учебно-методическом комплексе приведены перечни основных понятий и вопросов.
РАЗДЕЛ 1.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов |
Зачетные единицы [3] - общая трудоемкость | 9 з.е. – 324 ч. |
Всего аудиторных занятий из них: | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | экзамен |
РАЗДЕЛ 2.
Тематический план для студентов очной формы обучения