Перспективы развития Логистики в России
Зарождение логистики в России уходит в далёкое прошлое. На первых этапах становления наука применялась в военной сфере, позднее перейдя в экономическую сферу. Так, истории известен факт, согласно которому военный теоретик Жомини написал книгу по логистике. Впоследствии её изучал сам Александр II. В те времена под логистикой понималась тактика управления войсками в разрезе дислокации военных подразделений, снабжения и армейского транспортного обслуживания. Во времена СССР, в начале II Мировой войны был реализован грандиозный логистический проект по демонтажу и переносу огромного числа предприятий вглубь страны. К сожалению, развитие логистики в стране до 90-ых годов шло медленно. Логистическая деятельность (например, сбыт и транспортная логистика в России) долгое время недооценивались, а сфера производства всегда была на шаг впереди сферы обращения товаров. Результатом этого являлись медленная доставка товаров до пункта назначения и низкое качество обслуживания потребителей. Необходимость в применении методов логистики появилась в переходный период. Но в то время помимо недооценки важности самой логистики существовали и другие тормозящие её развитие факторы, в числе которых: экономическая и социальная нестабильность; неудовлетворительная отраслевая инфраструктура (необорудованные склады, плохие дороги). Тем не менее, определённые предпосылки к становлению логистики всё-таки имелись. В ВУЗах на экономических факультетах преподавались дисциплины, связанные с логистикой, осуществлялись научно-технические разработки, в том числе в области управления транспортировкой товаров. Однако не было понимания важности и необходимости повсеместного внедрения логистической практики. Возможно, именно поэтому для большей части российских предпринимателей, управленцев и инженерно-технических работников её идеи являются принципиально новыми даже сегодня. Безусловно, в наши дни многие осознали, что без использования логистики прибыльным бизнес быть не может. Поэтому бизнесменов всё чаще интересуют принципы логистики, в ВУЗах начали готовить специалистов в данной области, а компании всё чаще нуждаются в кадрах с логистическим образованием. Создаются даже специальные компании, оказывающие логистические услуги, объём которых неуклонно растёт. И хотя недавний мировой экономический кризис приостановил развитие логистики в России, серьёзные логистические компании остались на плаву. В данный момент ситуация стабилизируется. Увеличивается объём логистических услуг, передаваемых на аутсорсинг, который, как ожидается, будет в дальнейшем только возрастать.
50. Логистика запасов
– это управление запасами предприятия, подразумевает интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне ее – на всем протяжении цепи управления поставками.
51. информационная логистика
— совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями. Цельинформационной логистики определяется общей целью логистики, т.е. ее шестью правилами и формулируется как:
1) нужная информация (для управления материальным потоком);
2) в нужном месте;
3) в нужное время;
4) необходимого содержания (для лица принимающего решение);
5) с минимальными затратами.
Средства информационной логистики должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контролировать их. Следовательно, основными задачами информационной логистики являются:
1) планирование логистических потребностей;
2) анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков;
3) управленческий контроль логистических процессов;
интеграция участников логистической цепочки.
52. Закупочная логистика
– это деятельность по управлению МП в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения МР и др. Общая цель закупочной логистики – создание надежной поставки материалов в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.
53. Основные виды материальных запасов:
1)Запасы производственные - запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить бесперебойность производственного процесса. Примером производственных запасов могут служить запасы материалов для производства обуви на складах снабжения обувной фабрики.
2) Запасы товарные - запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
Запасы товарные подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако пустит его в производство покупатель). Примером товарного запаса предметов потребления может служить запас готовой обуви на складе готовой продукции обувной фабрики.
Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные.
3) Запасы текущие - основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.
4) Запасы страховые - предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:
отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от поставщиков;
непредвиденного возрастания спроса.
5) Запасы сезонные - образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.
54 логистика производственных процессов:
рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства - производство материальных благ и производство материальных услуг (работ, увеличивающих стоимость ранее созданных благ).
Производственный процесс представляет собой совокупность трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товаров, заданного качества, ассортимента и в установленные сроки.
В соответствии с динамикой продаж, производственная логистика обеспечивает:
1)непрерывную загрузку производства сырьём, материалами, комплектующими и их хранение;
2) синхронизацию процессов по транспортировке в пределах производственного, технологического цикла;
3)оптимизацию внутрипроизводственных технологических маршрутов;
4)содействие в обеспечении непрерывности производства в соответствии с производственным графиком, циклом.