Сделки с реальным товаром

Действительные (реальные) сделки заключаются с целью пере­дачи прав собственности на товар от продавца потребителю за определенный денежный эквивалент. Исполнение таких сделок заключается в фактической поставке товара.

Наличные сделки, называемые также сделками «спот» (spot), пре­дусматривают передачу товара без промедления после заключения сделки. Поставка осуществляется путем фактической передачи това­ра либо путем передачи соответствующих документов, как правило, варранта (свидетельства, выдаваемого товарным складом, о приеме товара на хранение). Оплата производится обычно в день заключе­ния сделки либо на следующий день. На некоторых биржах к налич­ным относятся сделки, срок реализации которых не превышает двух недель с момента их заключения.

Срочные сделки, имеющие реальный характер, называются фор­вардными (forward) и предусматривают поставку товара в более позд­ние сроки, чем при наличных сделках. К ним относятся:

сделки на прибытие товаров, погруженных перед их заключени­ем и отправленных до определенного пункта (например, на бирже­вой склад). Если сделка была заключена во время их перевозки, то товары направляются непосредственно в место назначения, указан­ное покупателем;

сделки на погрузку товара, который продавец обязан погрузить в пункте отправления в срок, указанный в сделке;

сделки на поставку товара, который продавец обязан доставить к месту назначения в установленный срок.

Правила различных бирж предусматривают различные минималь­ные и максимальные сроки реализации форвардных сделок. Обычно это три месяца, но на некоторых биржах устанавливаются сроки 14, 17, а иногда и 24 месяца. В контрактах оговаривается лишь месяц. ликвидации сделки, а конкретные дни заранее устанавливаются пра­вилами биржи.

Цены по форвардным сделкам, как правило, отличаются от цен по наличным сделкам, что связано с предполагаемыми отклонения­ми цен дня реализации от цен дня заключения сделки на основе прогнозов изменений конъюнктуры, атмосферных условий и т.д.

Если цена товара по срочным сделкам выше цены «спот», причем цена тем выше, чем позднее срок, то эта разница называется контанго (contango). Считается, что при стабильной ситуации имеет место превышение цен по форвардным сделкам над ценами по наличным сделкам примерно на величину затрат на хранение, стра­хование и выплату банковского процента. Подобное превышение свидетельствует о превышении предложения над спросом в данный момент.

В случае когда цена товара по срочным сделкам ниже цены «спот», причем цена тем ниже, чем позднее срок, то эта разница называется бэквардейшн (backwardation). Превышение цен по наличным сделкам над ценами по форвардным свидетельствует о нехватке товара с не­медленной поставкой. Эта ситуация обычно возникает, когда произ­водители придерживают либо выкупают товары на бирже в целях повышения их цен.

Операции с реальными товарами составляют небольшую часть оборота бирж. Для покупателей биржа не является основным источ­ником снабжения, а для продавцов — основным местом сбыта. При реализации товара через биржу у продавца появляются дополнитель­ные издержки: выплата комиссионных, оплата хранения товаров на биржевом складе и их страхование. Покупатель также выплачивает комиссионные, оплачивает хранение и страхование товаров, нахо­дящихся на биржевом складе с момента получения варрантов до момента получения товара со склада. Кроме того, транспортные издержки при реализации товара через биржу оказываются выше, чем в случае поставки непосредственно от производителя к потре­бителю.

В связи с этим покупателю выгоднее получать биржевой товар непосредственно у производителя, причем даже по ценам, несколь­ко превышающим биржевые котировки. Производители биржевых товаров стремятся продать их непосредственно потребителям как по причине более высоких цен, так и по причине того, что крупные поставки товаров на биржу могут вызвать на ней снижение цен, осо­бенно в случае относительного рыночного равновесия. Поэтому в контрактах на продажу производители часто предусматривают пункт, запрещающий перепродажу купленного у них товара на бирже. В результате сделки на реальный товар заключаются через биржи в минимальных объемах и, как правило, в случаях, когда возникают сложности в реализации продукции непосредственно потребителям. В то же время биржа является более надежным местом реализации и источником снабжения.

Фьючерсные операции

Сделки за наличный расчет и форвардные сделки представляют собой сделки с реальным товаром, в то время как все срочные сдел­ки спекулятивного характера именуются фьючерсными (futures), которые заключаются не с целью реальной поставки товара, а для получения прибыли посредством игры на разнице цен. Существует несколько разновидностей фьючерсных сделок.

СДЕЛКИ НА РАЗНОСТЬ

В случае срочных (фьючерсных) сделок спекулятивного характе­ра контрагенты, используя колебания во времени цен на биржевые товары, рассчитывают на получение прибыли посредством купли-продажи срочных контрактов и при этом часто стремятся сформи­ровать определенную тенденцию биржевых котировок. Поскольку стороны не предполагают передачи реального товара, ликвидация сделки заключается в выплате разницы между фьючерсной ценой по данному контракту и ценой «спот» в день реализации сделки. По­этому основная разновидность спекулятивных операций называется сделками на разность.

Каждая, из сторон имеет право в любой день по своему усмотре­нию осуществить ликвидацию данной сделки посредством заключе­ния обратной сделки, т.е. продать купленный контракт или купить проданный. При досрочной односторонней ликвидации сделка мо­жет происходить также путем выплаты разницы между фьючерсной ценой, указанной в контракте, и фьючерсной ценой фактического дня ликвидации.

В результате односторонней ликвидации сделки создаются усло­вия для проведения спекулятивных операций на разность. В соот­ветствии с прогнозом изменения цен биржевики играют либо на повышение, либо на понижение цен. Брокеры, играющие на повыше­ние цен, называются «быками» (bulls), а брокеры, играющие на по­нижение, — «медведями» (bears).

Играющие на повышение цен «быки» покупают определенное количество срочных контрактов, создавая себе так называемую длин­ную позицию (buying long). Организованные таким образом закупки больших партий товаров при относительно стабильном их предло­жении приводят к росту цен на бирже. Такая ситуация называется «хосса» (hausse, bull market). Когда рост цен достигает ожидаемого уровня, «быки» реализуют контракты с прибылью.

Играющие на понижение «медведи» продают срочные контрак­ты, что приводит к быстрому росту предложения на бирже при относительно стабильном спросе. Это в свою очередь вызывает сниже­ние цен. Такая ситуация называется «бесса» (baisse, bear market). Когда падение цен достигает ожидаемого уровня, «медведи» выгодно для себя покупают определенное количество контрактов. Заработанная таким образом прибыль реализуется путем продажи этих контрактов чуть позже, когда цены стабилизируются.

Выбор момента ликвидации сделок является крайне важной и трудной задачей при игре на разность. От него зависит, получит иг­рающий прибыль или понесет убытки и в каких размерах.

СДЕЛКИ С ПРЕМИЯМИ

Сделки с премиями состоят в том, что одна из сторон имеет пра­во отказаться от своих обязательств, за что уплачивает другой сторо­не обусловленную премию. Сделку с премией можно определить как договор, по которому одна из сторон обещает другой уплатить опре­деленную сумму за предоставленное право выбора исполнять или не исполнять эту сделку в целом или в какой-либо ее части. Премия уплачивается независимо оттого, воспользовалась ли соответствую­щая сторона своим правом или нет.

СТЕЛЛАЖНЫЕ СДЕЛКИ

При «стеллажной» сделке продавец и покупатель обусловливают стоимость каждой единицы данного товара путем указания возмож­ного процента отклонения в обе стороны. Например, цена одной единицы товара — 1000 дол. США ±5%. Если в день, указанный в сделке, цены поднимутся выше 1050 дол. США, то продавец имеет право решить, передавать покупателю товар или уплатить разницу. В случае если цена товара опустится ниже 950 дол. США, то вопрос решает покупатель.

СДЕЛКИ С ОПЦИОНАМИ

Особой разновидностью сделок с премией являются сделки с опционами, при которых покупается опцион, т.е. стандартный кон­тракт по сделкам этого вида, на продажу или покупку данного коли­чества товара в определенный срок в будущем по цене, установлен­ной в день заключения сделки. Причем покупатель опциона прини­мает на себя только обязательство выплатить определенную премию продавцу и не обязан покупать или поставлять товар.

Различают следующие типы сделок с опционами:

· опцион «колл». Покупатель опциона получает право до наступ­ления срока ликвидации сделки объявить либо о покупке товара, либо об отказе от покупки;

· опцион «пут». Покупатель опциона получает право дo наступ­ления срока ликвидации сделки объявить либо о продаже товара, либо об отказе от продажи;

· двойной опцион. Покупатель опциона получает право до на­ступления срока ликвидации сделки объявить, осуществит ли он покупку или продажу товара.

Решение принимается в зависимости от направления и размеров изменения цен и от типа опциона. Покупатель опциона «колл» ожи­дает повышения цен до уровня, обеспечивающего ему получение прибыли после выплаты премии и комиссионных. Покупатель опциона «пут» ожидает падения цен. Покупатель двойного опциона, будучи не в состоянии определить направление изменения цен, рассчиты­вает на такой значительный масштаб изменений, который перекро­ет его затраты, связанные с выплатой двойной премии за данный опцион. Ограничение возможных потерь только выплатой премии является главным преимуществом для покупателя опциона. Опера­ции с опционами получили очень широкое распространение, что связано с разрешением перепродажи опционов третьим лицам.

АРБИТРАЖНЫЕ СДЕЛКИ

Для того чтобы избежать чрезмерных колебаний на бирже, выте­кающих из деятельности спекулянтов, предусматриваются опреде­ленные ограничения: устанавливаются лимиты изменения цен в те­чение дня; ограничивается количество лотов, покупаемых или про­даваемых данным биржевиком в течение месяца на данной бирже. Кроме того, сделки на разность связаны с достаточно большим риском. Эти ограничения можно обойти, а риск уменьшить при про­ведении арбитражных сделок, которые основаны на одновременном заключении сделок на покупку и продажу:

а) товара одного сорта на разных биржах;

б) одного и того. же товара разных сортов на одной или разных биржах;

в) разных товаров, но близких друг другу по происхождению, про­цессу производства или назначению (например, цинк и олово), на одной или разных биржах;

В первом случае это может быть покупка меди на Лондонской бирже металлов с одновременной ее продажей в том же количестве и того же сорта, но по более высокой цене на бирже в Нью-Йорке. Такие сделки имеют смысл, если разница цен между этими биржами выше, чем связанные с исполнением этой сделки затраты (транс­портные издержки, затраты на страхование и т.д.).

Во втором случае спекулянты используют разницу в ценах раз­ных сортов одного и того же товара, вызванную не разницей в из­держках производства, а нарушением рыночного равновесия. Напри­мер, при быстром росте спроса на какой-либо сорт биржевого това­ра и, как результат этого, при непропорционально большом росте цен на него заключается срочная сделка на продажу этого сорта и одновременно на покупку в тот же срок другого сорта, цены на ко­торый изменились в меньшей степени. Спекулянт предполагает, что к сроку исполнения сделки чрезмерная разница в уровнях цен меж­ду данными сортами уменьшится и при ликвидации сделок можно получить определенную прибыль.

Подобные действия имеют место и в третьем случае. Если в ре­зультате нарушения рыночного равновесия увеличивается разница между биржевыми котировками соответствующих товаров, то заклю­чается срочная сделка на покупку товара, цена которого упала от­носительно иных товаров, при одновременном заключении срочной сделки на продажу другого товара с относительно высокой ценой.

Деятельность спекулянтов, проводящих арбитражные операции, способствует восстановлению рыночного равновесия и одновремен­но приносит им прибыль при ликвидации подобных сделок.

ОНКОЛЬНЫЕ СДЕЛКИ

Онкольные сделки (on call) заключаются на поставку товаров в будущем и с расчетом по котировкам будущего периода. В момент заключения онкольных сделок четко устанавливается предмет кон­тракта (товар, его сорт, количество, срок поставки, условия оплаты и т.д.). Что же касается цены, то в контракте определяется, что она будет установлена на уровне биржевых котировок в произвольно выбранный одной из сторон рабочий день, предшествующий дню поставки.

В контракте также оговаривается крайний срок объявления цены. Как правило, цена определяется по котировкам фьючерсных сделок, но возможно и использование цены «спот». Право объявления цены может получить любой из контрагентов в зависимости от результа­тов переговоров. Покупатель стремится получить это право, когда ожидает падения цен, а продавец — когда ожидает их повышения.

Хеджирование

Деятельность спекулянтов способствует искусственному увеличе­нию частоты и амплитуды колебания цен. При спекулятивных оборотах внешне увеличивается спрос или предложение при этом усили­ваются действующие на бирже ценовые тенденции, определяемые объективными рыночными факторами. Однако, с другой стороны, благодаря спекулянтам существует возможность заключения страхо­вых сделок, защищающих продавцов и покупателей реального това­ра от нежелательного колебания цен. К таким сделкам относится хеджирование (hedging), которое осуществляется, как правило, в тех случаях, когда:.

а) производитель биржевого товара хочет застраховаться от воз­можного падения цен в период от начала производства этого товара до его реализации на рынке;

б) торговый посредник хочет застраховаться от падения цен в период от покупки им товара до момента его перепродажи либо в период от заключения, сделки на перепродажу до момента закупки •товара для этой операции;

в) потребитель биржевого товара, купив этот товар и начиная выпуск готовой продукции на его основе, хочет застраховаться от возможного падения цен на производимую им готовую продукцию.

Суть хеджирования состоит в одновременном заключении дейст­вительной (на реальный товар) и обратной ей фьючерсной (спекуля­тивной) сделок. Результат хеджирования выступает как результат по обеим сделкам.

Существуют два основных вида хеджирования:

1. Хеджирование продажей, или короткое хеджирование (selling hedge, short hedge). Осуществляется товаропроизводителем или то­варовладельцем с целью страхования от снижения цен при продаже в будущем товара либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок.

Пример 1. 29 марта посредник купил 100 т олова в Австралии в соответствии с котировками Лондонской биржи металлов по цене 288,0 ф. ст. за 1 т с доставкой в Англию в течение 3 месяцев. Если бы за этот период, т.е. к 29 июня, цены упали, то он понес бы убытки, так как купил товар по более высокой цене, чем мог бы сделать это сейчас. Стремясь избежать такой ситуации, посредник вдень покуп­ки реального товара заключает на бирже фьючерсную сделку на продажу такого же количества олова с поставкой 29 июня по цене 289,9 ф. ст. за 1 т. 26 июня, когда товар прибыл в Англию и поступил на биржевой склад, посредник продает олово за наличный расчет по цене 284,3 ф. ст. за 1 т и ликвидирует (выкупает) фьючерсный кон­тракт на 29 июня по цене 284,0 ф. ст. за 1 т. Результат всей операции выглядит следующим образом.

Сделки с реальным товаром - student2.ru

Таким образом, общая прибыль посредника составила 2,2 ф. ст. за 1 т. Если бы не была совершена страховая операция, то потери составили бы 3,7 ф. ст. за 1т,

Пример 2. Представим, что ситуация на 29 марта из примера 1 осталась та же, но изменение цен к 26 июня приняло иное направ­ление. В результате повышения цен посредник в этот день, т.е. 26 июня, продал олово за наличный расчет по цене 292,4 ф. ст. за 1 ти ликвидировал (выкупил) фьючерсный контракт по цене 292,0 ф. ст. за 1 т. Результат в этом случае выглядит следующим образом.

Сделки с реальным товаром - student2.ru

Таким образом, прибыль составляет 2,3 ф. ст. за 1 т, т.е. меньше, чем посредник мог бы получить в результате операции с реальным товаром.

2. Хеджирование покупкой, или длинное хеджирование (buying hedge, long hedge). Осуществляется потребителем или торговцем с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.

Пример. 27 марта производитель изделий из меди заключил сдел­ку на продажу своей продукции с поставкой через 2 месяца па цене 1043,5 ф. ст. за 1 т на основе котировок Лондонской биржи метал­лов. Одновременно, стремясь застраховаться от возможного роста цен на медь, он купил соответствующее количество меди с поставкой 27 мая по цене 1040,0 ф. ст. за 1 т. 10 мая этот производитель получил заказанную заранее медь (сырье) по цене 1096,0 ф. ст. за 1 т и продал контракты на поставку меди 27 мая по цене 1100,0 ф. ст. за 1 т. Результат всей операции выглядит следующим образом. Сделка с реальными товарами

Сделка с реальными товарами

а) продажа изделий из меди 27 марта б) покупка меди (сырья) 10 мая 1043,5 ф. ст./т 1096,0 ф. ст./т
убытки 52,5 ф. ст./т
  Страховая сделка
а) покупка фьючерса 27 марта б) продажа фьючерса 10 мая 1040,0 ф. ст./т 1100,0 ф. ст./т
прибыль 60,0 ф. ст./т

Таким образом, прибыль производителя изделий из меди соста­вила 7,5 ф.ст. за 1 т.

Как следует из приведенных выше примеров, величина прибыли или убытков в результате хеджирования зависит от изменения раз­ницы между ценами «спот» и фьючерсными котировками. Эта раз­ница, называемая базисом, зависит от соотношения между спросом и предложением на данный товар и его заменители во времени и на разных рынках, от затрат на транспортировку и т. д. Величина бази­са редко превышает 15% цены наличных сделок.

В случае хеджирования продажей (пример 1) базис на начало опе­рации составлял -1,9 ф. ст. (288,0 ф. ст. - 289,9 ф. ст.), а к концу операции возрос до +0,3 ф. ст. (284,3 ф. ст. — 284,0 ф. ст.), т. е. базис вырос на 2,2 ф. ст., что соответствует величине прибыли на 1 т олова.

Аукционы

Еще одним способом международной торговли являются аукци­оны (торги), специализирующиеся на сбыте реальных товаров со строго индивидуальными свойствами. В международной торговле сложилась весьма ограниченная номенклатура товаров, продающих­ся с аукционов (например, пушнина, чай, овечья шерсть, цветы, каучук, кожа, антиквариат). Около половины мирового производст­ва овечьей шерсти реализуется посредством аукционной торговли. Наибольшее значение имеют австралийские и новозеландские аук­ционы, особенно аукцион в Сиднее. Традиционным аукционным товаром является также чай. Чайные аукционы проводятся в Каль­кутте (Индия), Джакарте (Индонезия), Момбасе (Кения), Коломбо (Шри-Ланка). Важным центром аукционной торговли каучуком яв­ляется Сингапур, пушниной — Санкт-Петербург, антиквариатом — аукционы Кристи (Christie) и Сотби (Sotheby) в Лондоне.

Товары, продаваемые на аукционах, бывают массовыми и еди­ничными, но их общей чертой является неоднородность партий или отдельных экземпляров, т.е. их нельзя покупать без предваритель­ного осмотра продаваемой единицы товара (лота).

Аукционы можно подразделить на регулярные и нерегулярные. Регулярные аукционы проводятся специальными аукционными фир­мами в одном и том же месте один или несколько раз в год, чаще всего в традиционное для каждого аукциона время. Нерегулярные аукционы проводятся, когда возникает необходимость продажи то­вара, не полученного в установленное время со склада, либо товара, на который иным способом не удалось найти покупателя.

На аукционах принятые от продавцов товары сортируются в за­висимости от качества по партиям (лотам), из каждой партии отби­рается образец, а лоту присваивается номер. Затем выпускается ка­талог, который рассылается потенциальным покупателям, прибыва­ющим на аукцион заранее, чтобы осмотреть товар.

Торги на аукционах проводятся либо с повышением цены, либо с понижением («голландский аукцион»). Аукционный торг с повыше­нием цены может проводиться «с голоса» или с помощью жестов. В первом случае аукционист объявляет номер лота и называет на­чальную цену, спрашивая: «Кто больше?». Покупатели повышают цену на величину не ниже минимальной надбавки (0,01—0,025% пер­воначальной цены). Если очередное повышение цены не предлага­ется, то после троекратного вопроса: «Кто больше?» — лот считается проданным тому, кто назвал предыдущую цену.

При негласном торге покупатели подают аукционисту знаки о согласии повысить цену на заранее установленную надбавку. Аукци­онист, объявляя новую цену, не называет покупателя.

На аукционе с понижением цены аукционист понижает цену на заранее установленные скидки. Лот приобретает покупатель, кото­рый первым скажет «да».

Для примера рассмотрим аукционную торговлю пушниной, кото­рая традиционно относится к товарам, имеющим сложную специ­фику, и не обладает принципом однородности в силу ряда индивидуальных признаков шкурки (окраска, шелковистость волосяного по­крова, размер и др.).

Оценка достоинств и недостатков определяется органолептически и носит субъективный характер. Аукционная форма продажи является также конъюнктурообразующим фактором, который наиболее правильно отражает изменение спроса и, уровень цен на пуш­нину. Преимущество аукционной формы продажи заключается в том, что проведение аукционов позволяет продавать значительное коли­чество товаров в короткий период, определять спрос рынка в дан­ный момент. Расписание аукционов на год устанавливает Междуна­родная пушная федерация (МПФ) по согласованию с аукционными компаниями мира. Покупатель предварительно осматривает товар, который впоследствии продается в процессе публичных торгов и переходит в собственность покупателя по согласованию с аукциона-торами, если покупатель предложит высшую цену.

Конъюнктура рынка пушно-меховых товаров в каждом сезоне развивается по-разному. Наибольшую активность проявляют обыч­но фирмы США и стран Дальнего Востока. Тактика запродаж пуш­нины изменяется в зависимости от условий на международном рын­ке в различные периоды. Выбор места запродаж основан на конъ­юнктурных предпосылках в целях получения максимально достижи­мых цен. Уровень цен, устанавливаемый на Санкт-Петербургском пушном аукционе, оказывает существенное влияние на мировой рынок пушнины в течение длительного периода времени.

Первый пушной аукцион был проведен более 300 лет тому назад. В настоящее время имеется несколько крупных международных аук­ционных центров в Санкт-Петербурге, Лондоне, Копенгагене, Хель­синки, Нью-Йорке, Монреале и Сиэтле. На международных пуш­ных аукционах продается более 90% всей производимой в мире пуш­нины. При этом почти вся пушнина реализуется в сырье. Исключение составляет выделанный и крашеный каракуль.

Первый пушной аукцион в Санкт-Петербурге состоялся в 1931 г., и с тех пор стал одним из центров международной пушной торговли. Для проведения аукционов на Московском проспекте было сооружено четырехэтажное здание (Дом пушнины) с цехами для сорти­ровки и показа товаров и аукционным залом.

Ежегодно Санкт-Петербургский аукцион посещают до 700 поку­пателей из 25—30 стран. На Санкт-Петербургском аукционе помимо отечественной пушнины на комиссионных началах продаются товары из Польши, Австралии, Великобритании, Канады и некоторых дру­гих стран.

Приемка, экспортных товаров для крупных аукционов произво­дится непосредственно в местах производства пушнины, в здании Дворца пушнины в Санкт-Петербурге, а также на пушно-меховых холодильниках и базах, где осуществляется их экспортная сортировка.

Забой зверей начинается в конце октября — начале ноября в за­висимости от созревания меха. Первичная обработка и сортировка шкурок являются ответственным периодом, который завершает годовой цикл в деятельности звероводческих хозяйств. В середине ноября специалисты выезжают в зверохозяйства для приемки экс­портных товаров.

В декабре в короткий срок производится приемка экспортных товаров не только для предстоящего январского аукциона, но и для последующих.

По мере накопления товарных партий (шкурок норки от 20 до 60—70 тыс. штук, длинноволосой пушнины до 10—20 тыс. штук ) они готовятся для продажи на аукционе.

Подготовка товаров производится в пяти производственных сек­циях и является важнейшей частью процесса проведения аукциона.

Товар передается на рассмотрение специальной комиссии, кото­рая разбивает его на лоты в зависимости от некоторых характерных особенностей шкурок. При этом обязательно учитывается цвет, опушенность, размер, качество обработки мездры, товарный вид, т.е. в одном лоте все шкурки должны быть одинаковы. Каждому лоту при­сваиваются определенные номера, на основании которых составляются каталоги. Однородные лоты объединяются в стринги, и после этого выбирается образец. Образец должен отражать качество, цвет, размер, опушенность товара, находящегося в стринге, так как покупатель по образцу судит о товаре, который он собирается купить. Количество шкурок в образце зависит от вида товара. Так, при под­готовке шкурок норки в образец берется 40 штук, длинноволосой пушнины — 20, а шкурки соболя выставляются для осмотра пол­ностью.

При определении ассортимента выставляемой коллекции обяза­тельно учитывается состояние мирового пушного рынка.

После подготовки всех товаров издается и рассылается потенци­альным покупателям аукционный каталог, в котором помимо пол­ной характеристики товара указываются условия аукционной прода­жи и другой информационный и рекламный материал.

По завершении подготовки товара все образцы вывешиваются на специальных вешалках в тех же производственных секциях, которые превращаются в залы для осмотра товаров. Остальной товар упаковывается и хранится на складе. В течение 8—10 дней покупатели осматривают образцы, определяют их качество и оценивают. При необходимости они могут осмотреть весь товар стринга, хранящего­ся на складе.

На аукционе обычно присутствуют одни и те же клиенты. Адми­нистрация аукциона, зная уже своих покупателей, предварительно посылает им приглашения. В назначенный для проведения торгов день покупатели и продавцы приезжают в Санкт-Петербург. Основ­ными покупателями обычно являются бизнесмены из Японии и Республики Корея. Норка пользуется спросом у покупателей из Италии, а соболь — у покупателей из США.

Публичные торги длятся 4-5 дней. Аукцион ведется на англий­ском языке. Каждый аукционатор сменяется через 1,5-2 часа. Слева и справа от аукционатора располагаются сотрудники, за каждым из которых закреплен определенный сектор аукционного зала. В про­цессе торгов при назначении первоначальной цены аукционатор ориентируется на лимитные цены, которые были заранее определены во время оценки товаров специальной комиссией. Продавцы не назначают свои цены, они лишь поставляют товар. Цены устанавли­ваются на основе исследования конъюнктуры рынка, спроса и предложения на данный товар. При этом отслеживаются котировки цен на предыдущих аукционах. Цены бывают не ниже, а иногда и выше мировых цен на несколько процентов. Они устанавливаются в долларах США за одну шкурку на условии поставки ФОБ Санкт-Петер­бург. Уровень цен, тактика продаж и состояние пушного рынка об­суждаются перед каждым аукционом за 1-2 дня до начала торгов. Очередность продажи товаров определяется фирмой-аукционатором. Покупателем считается тот, кто предложил самую высокую цену, а лот — проданным после удара молотка.

По окончании торгов бухгалтерия и валютно-финансовый отдел производят оформление всех необходимых документов. Страницы каталога с проданными товарами направляются в бухгалтерию, где покупателю выписываются счет и спецификация, в которую вносят­ся все номера лотов, которые он купил на аукционе.

Валютно-финансовые условия Санкт-Петербургского аукциона не содержат требований о доказательстве кредитоспособности покупа­теля, что свидетельствует об одинаковой степени доверия ко всем контрагентам и подчеркивает солидность организаторов пушного аукциона в Санкт-Петербурге. Платеж за купленный товар должен производиться в свободно конвертируемой валюте по курсу на день, предшествующий дню платежа. За основу принят наличный платеж полной стоимости товара до его отгрузки. Расчет производится теле­графным переводом или безотзывным аккредитивом.

В понятие стоимости товара, а точнее, суммы, подлежащей к оплате, включаются:

стоимость купленной пушнины;

аукционный сбор или комиссия — 2%;

сбор в пользу МПФ — 0,6%.

По мере поступления оплаты транспортно-экспедиторский отдел отгружает товары по инструкциям покупателей. Основные отгрузи приходятся на долю автотранспорта через Хельсинки.

Механизм проведения Санкт-Петербургского пушного аукциона имеет некоторые особенности. Подготовка к аукциону ведется более тщательно, чем на любых других аукционах. Возможно, это так же влияет на тот факт, что, несмотря на относительно высокие цены по сравнению с ценами на те же товары на других аукционах, числе покупателей не уменьшается.

Наши рекомендации