Государственные ценные бумаги
Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.
Понятие государственного внутреннего долга определяется в Законе РФ «О государственном внутреннем долге РФ» и в 817 ст. ГК РФ.
Если, согласно закону, под государственным внутренним долгом понимались долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, то ГК расширил эту трактовку. Теперь по договору государственного займа заемщиком выступает либо Российская Федерация, либо субъект РФ.
ГК определил и форму государственного займа. Он осуществляется в виде выпуска облигаций или иных ценных бумаг.
Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач:
· финансирования дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без дополнительного выпуска денег в обращение;
· финансирования целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т. п.;
· регулирования экономической активности: денежной массы в обращении, воздействия на цены и инфляцию, на экономический рост, платежный баланс и т. д.
ГЦБ имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.
Основные виды ГЦБ в России приведены в табл. 18.3.
Таблица 18.3
Эмитент / Срок обращения | Краткосрочные | Среднесрочные | Долгосрочные |
1. Федеральные органы власти | Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) Казначейские обязательства (КО) | Облигации Федерального займа (ОФЗ) Облигации внутреннего валютного займа | Государственные долгосрочные облигации (ГДО) |
2. Муниципальные органы власти | Муниципальные краткосрочные бескупонные облигации (МКО) Муниципальные векселя | Муниципальные среднесрочные облигации Муниципальные жилищные сертификаты | - |
Если обратиться к данным российской статистики, то оборот на рынке ГЦБ увеличился с 1995 по 1996 г. более чем в 10 раз (в ценах соответствующих лет), при этом структура этого сегмента фондового рынка претерпела значительные изменения (табл. 18.4).
Таблица 18.4. Оборот (млрд руб.) и структура (% к итогу) рынка ценных бумаг России в период 1993-1996 гг. (в ценах соответствующих лет)*
Виды ценных бумаг | 1993 г. | 1994 г. | 1996 г. | |||
млрд. руб. | % к итогу | млрд руб. | % к итогу | млрд. руб. | % к итогу | |
Ценные бумаги – всего, в том числе: | 595,1 | 100,0 | 29091,5 | 100,0 | 291 501,4 | 100,0 |
• акции | 37,3 | 6,0 | 218,7 | 0,75 | 264,5 | 0,09 |
• облигации органов государственной власти, из них: | 283,1 | 48,0 | 27 493,3 | 94,0 | 288 938.3 | 98,0 |
• государственные краткосрочные облигации (ГКО) | 240,5 | 40,0 | 20 530,0 | 71,0 | 156 950,0 | 54,0 |
• облигации федерального займа (ОФЗ) | – | 0,0 | – | 0,0 | 14 000,0 | 5,0 |
• облигации акционерных обществ | 0,0 | 0,0 | 2,6 | 0,01 | 1,3 | 0,0004 |
• депозитные сертификаты | 0,4 | 0,07 | 2,7 | 0,01 | 2,4 | 0,001 |
• векселя | 0,6 | 0,10 | 18,9 | 0,06 | 16,8 | 0,005 |
• опционы | 2,4 | 0,40 | 1,3 | 0,005 | 301,2 | 0,10 |
• фьючерсы | 0,2 | 0,03 | 17,8 | 0,06. | 2,8 | 0,001 |
•приватизационные чеки | 270,4 | 45,0 | 1333,8 | 4,58 | – | 0,0 |
* Россия в цифрах. 1996/Крат. стат. сб. М.: Госкомстат России, 1997.
Из табл. 18.4 видно, что рынок ценных бумаг гипертрофирован в сторону государственных облигаций, корпоративные акции занимают весьма малый удельный вес, не соответствующий потенциалу этого сегмента фондового рынка. Невелика и доля муниципальных ценных бумаг, хотя они являются важнейшим финансовым источником покрытия дефицита местных бюджетов.
За 1996 г. объем государственного долга по ГКО-ОФЗ возрос до 200 трлн руб., а по федеральному бюджету 1997 г. было размещено государственных бумаг на сумму в 350 трлн руб. в целях финансирования доходной части бюджета.
Табл. 18.4 показывает, что в результате проведения экономических реформ к 1998 г. сложилась финансовая пирамида, которая неизбежно должна была рухнуть.
Резко вырос дефицит госбюджета, и изменились источники его покрытия. По расчетам профессора Н. М. Багрова (СПбГУЭФ), если в 1993 г. внешний источник покрытия дефицита госбюджета составлял 9%, а внутренний – 91%, то на 1 июня 1998 г. ситуация изменилась. Внешние источники стали составлять 73,0%, а внутренние – 27% *. Произошло изменение участников рыночного сектора в портфеле ГКО и ОФЗ сократилась доля коммерческих банков с 68,1% на07.01.97г. до 61,01% на 01.04.98 г., но при этом выросла за тот же период доля нерезидентов с 16,2 до 32,14% и снизилась доля юридических лиц с 15,6 до 6,3% *.
* См. Багров Н. М. У развилки трех дорог// Экономика и время. 1998 г. № 10. 5 декабря. С. 8.
Произошло и существенное изменение ситуации по платежам внешнего долга.
Если в 1985 г. (еще в условиях СССР) фактические платежи по внешнему долгу превзошли график платежей и были в соотношении 5,5 млрд, $14,7 млрд, то в 1992 г. это соотношение составило $1,3 млрд и $7,8 млрд, а просроченные платежи достигли $11 млрд. К 1995 г. ситуация ухудшилась еще больше. Просроченные платежи достигли $31,4 млрд, а фактические выплаты были $ 7,5 млрд. К августу 1998 г. стало ясно, что у правительства РФ нет денег, чтобы расплатиться и по внутреннему, и по внешнему долгу. Разразился финансовый кризис. Произошла смена правительства, но и правительство Е. М Примакова, попав в жесткую зависимость от кредитов МВФ, продержалось всего 8 месяцев. Новому правительству РФ необходимо принять жесткие меры, чтобы получить кредиты МВФ, погасить наиболее горящие долги. Для этой цели потребуется возродить рухнувший фондовый рынок России при отсутствии доверия к правительству как со стороны внутренних, так и в особенности внешних инвесторов. Сделать это будет чрезвычайно трудно. Выход из кризиса можно будет найти на путях возрождения и развития реального сектора экономики и прежде всего на основе рынка продукции производственно-технического назначения.
В регулировании ценообразования на финансовом рынке важную роль сыграет принятие и применение Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» № 117-ФЗ от 23 июня 1999 г.
Данный закон расширяет принятый еще в 1991 г. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который не распространялся на финансовый рынок. В новом законе дано определение финансового рынка как рынка финансовых услуг на территории РФ, включающего в себя рынок ценных бумаг, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг и рынок иных (других) финансовых услуг.
По новому закону участники финансового рынка должны уведомлять Министерство антимонопольной политики (МАП) о соглашениях между участниками рынка по ведению согласованных действий и о соглашениях между участниками рынка и государственными органами различного уровня о ведении согласованных действий.
В соответствии с законом МАП должно следить за долей финансовых организаций на рынке финансовых услуг, чтобы она не превышала установленных нормативов, и не допускать злоупотреблений при заключении договоров, необоснованно высоких или низких цен на финансовые услуги, установлении (поддержании) цен (тарифов), скидок, надбавок, доплат, наценок, процентных ставок; повышении, снижении или поддержании цен на торгах, разделу рынка финансовых услуг. Эти и другие меры, предусмотренные в законе, дают возможность значительно расширить государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг и направления его деятельности.