SWOT-анализ предприятия
Поскольку предприятие ещё не создано, рассматриваются сильные и слабые стороны как проекта, так и его инициатора.
Сильные стороны:
С. 1 – Доскональное знание рынка, на который ориентирован проект;
С. 2 – Наличие высокоэффективной обратной связи со стороны потенциальных (будущих) потребителей (в небольших поселках все друг друга знают, поэтому получение обратной связи от потребителей для компании не составит труда);
С. 3 – Наличие опыта практической работы (Иванов Иван Иванович, один из участников рассматриваемого проекта, два года проработал в сыктывкарских пиццериях на разных должностях – от бармена до пиццамейкера);
С. 4 – Ценностное предложение предприятия хорошо соответствует нуждам потребителей;
С. 5 – Каналы сбыта охватывают практически всех потенциальных потребителей.
Слабые стороны:
Сл. 1 – Отсутствие достаточных средств для самостоятельного финансирования проекта;
Сл. 2 – Доходы предприятия непредсказуемы;
Сл. 3 – Потоки доходов неустойчивы и сильно зависят от внешних факторов (вплоть до погоды и её прогноза);
Сл. 4 – Зависимость от партнеров, в том числе и местных (напр., администрации поселка).
Возможности:
В. 1 – Возможность сохранять неопределенно длительное время монополистическое положение на рынке свежеприготовленной пиццы и в сфере развлечений;
В. 2 – Возможность превратить товар в услугу: производство пиццы может быть дополнено её доставкой по близлежащим поселкам;
В. 3 – Потребности, связанные с едой, тесно связаны со зрелищами;
В. 4 – Удачно разработанная бизнес-схема может быть растиражирована в рамках Республики Коми, Северо-Запада и России в целом.
Угрозы:
У. 1 – Угроза недостаточного спроса на продукцию;
У. 2 – Угроза роста издержек на производство;
У. 3 – Риск отклонений от технологии производства;
У. 4 – Угроза появления товаров-заменителей и падения популярности предлагаемых предприятием услуг (прежде всего в области развлечений);
У. 5 – Угроза «выпадания из правового поля» предприятия (изменение законодательства, регулирующего деятельность предприятия, вступление в силу норм, выполнение которых нереально для предприятия);
У. 6 – Угроза разрыва отношений с ключевыми партнерами, угроза того, что ключевые ресурсы станут недоступными (физически или экономически);
У. 7 – Угроза разрушения взаимоотношений с клиентами (причина – плохо обученный или слабо мотивированный персонал предприятия).
Матрица SWOT-анализа:
В1. | В2. | В3. | В4. | У1. | У2. | У3. | У4. | У5. | У6. | У7. | |
С1. | V | V | V | V | V | ||||||
С2. | V | V | V | V | |||||||
С3. | V | ||||||||||
С4. | V | V | |||||||||
С5. | V | V | V | ||||||||
Сл1. | V | V | V | V | |||||||
Сл2. | V | V | |||||||||
Сл3. | V | V | V | V | |||||||
Сл4. | V | V | V | V | V | V |
Проанализируем эти взаимосвязи.
С1 - В1: Доскональное знание рынка, на который ориентирован проект, позволяет говорить о том, что после закрепления предприятия на местных рынках его конкурентам будет не за что зацепиться, чтобы выйти на эту же нишу со своими предложениями.
С1 - В2: Хорошее знание рынка также позволяет использовать возможность превращения товара в услугу: производство пиццы может быть дополнено её доставкой по близлежащим поселкам.
С1 - У1: В случае недостаточного спроса на продукцию у предприятия будет возможность предложить рынку более востребованные товары (продукты) или такое их сочетание, благодаря которому спрос на продукцию будет доведен до необходимых объемов.
С1 - У4: Предприятие ориентировано на рынок фаст-фуда, где существует достаточно жесткая конкуренция. Для победы в конкурентной борьбе планируется дополнить продажу продукта услугой по организации досуга (настольные игры).
С1 - У7: Несмотря на хорошее знание рынка, предприятие может пострадать, если плохо обученный или слабо мотивированный персонал разрушит взаимоотношения с клиентами. Для того, чтобы избежать этот риск, необходимо особенно внимательно отнестись к вопросу приема на работу шеф-повара и официантов – тех специалистов, по чьей работе создается впечатление о бизнесе в целом.
С2 - У3: Наличие высокоэффективной обратной связи с потребителями продукции будет способствовать росту желания максимально подстроиться под нужды и потребности местного населения, однако ради этого в жертву может быть принесена технология производства, что скажется на качестве товара не в лучшую сторону (как минимум, оно станет нестабильным).
С2 - У4: В случае появления на рынке товаров-заменителей предприятие сможет узнать об этом заблаговременно от своих посетителей. Наличие высокоэффективной обратной связи позволит реагировать достаточно быстро на изменения, происходящие в индустриях развлечений и фаст-фуда.
С2 - У7: Чтобы избежать разрушения взаимоотношений с клиентами, за которым последует исчезновение высокоэффективной обратной связи, предприятие должно все свои усилия направить на поиск, подготовку и удержание кадров.
С3 - У3: Наличие опыта практической работы позволит снизить риски отклонений от технологии производства.
С4 - В3: Ценностное предложение предприятия, в отличие от конкурентов, создается не столько благодаря еде как таковой, сколько благодаря удовлетворению потребностей посетителей в культурно-развлекательном досуге.
С4 - У4: Угроза появления товаров-заменителей характерна прежде всего для области развлечений (настольные игры). Чтобы преодолеть эту угрозу, предприятие должно отслеживать новинки игровой индустрии, приобретать их и устанавливать у себя. Как говорится, если не можешь бороться с революцией – возглавь её!
С5 - У1: Поскольку каналы сбыта охватывают практически всех потенциальных потребителей, планированию объемов продаж следует уделить особое внимание: при низкой эффективности бизнеса её невозможно увеличить, просто продавая населению больше товаров и услуг.
С5 - У2: Чем плотнее охват потребителей, тем выше издержки на привлечение нового потребителя, что необходимо учитывать при формировании стратегии дальнейшего развития предприятия и при анализе рисков.
Сл1 - В1, В4, У2: Отсутствие достаточных средств для самостоятельного финансирования проекта не позволяет использовать возможность стать на неопределенное время локальным монополистом. Привлечение сторонних инвесторов может быть потенциально опасным решением, поскольку может открыть конкурентам путь по созданию в том же «одноместном» сегменте второго подобного предприятия. Это также будет затруднять тиражирование бизнес-схемы даже в рамках Республики Коми, не говоря уже о других регионах России. Кроме того, привлечение заемных средств повлечет в конечном итоге рост издержек на производство.
Сл2 - В2
Сл2 - У1
Сл3 - В2
Сл2 - У1
Сл3 - У1
Сл3 - У3
Сл3 - У4
Сл3 - У7
Сл4 - В1
Сл4 - В4
Сл4 - У2
Сл4 - У3
Сл4 - У5