Определение эффективности инвестиций

Смысл оценки любого инв. проекта – получение ответа на вопрос – оправдают ли будущие выгоды сегодняшние затраты.

При проведении оценки различных инв. проектов или вариантов одного проекта выбор лучшего рекомендуется проводить с использованием различных показателей:

1. Чистый дисконтированный доход ЧДД (интегральный эффект, чистая приведенная стоимость, чистая современная стоимость)

2. Индекс доходности ИД (индекс прибыльности)

3. Внутренняя норма доходности ВНД (внутренняя норма прибыли, внутренняя норма рентабельности, возврата инвестиций)

4. Срок окупаемости - Ток

5. Другие показатели, отражающие специфику инвестиционного проекта или интересы участников

Оценка экономической эффективности инв. проектов осуществляется путем приведения (дисконтирования) разновременных экономических показателей к их ценности в начальном периоде. Для приведения используют норму дисконта Е, равную приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. Технически приведение к базисному периоду производится путем умножения на коэффициент дисконтирования αt.

αt=1/(1+E)t

t=0,1,2,..Т

Т- горизонт расчета, т.е. расчетный период, в пределах которого оценивается эффективность инв. проекта. Он принимается с учетом продолжительности создания, эксплуатации, ликвидации объекта, срока службы основного технологического оборудования, достижения заданных характеристик прибыли, требований инвестора. Горизонт расчета Т измеряется количеством шагов расчета t (годы, месяцы).

ЧДД – это превышение интегральных результатов над интегральными затратами

ЧДД=R-U >0; <0.

Определение эффективности инвестиций - student2.ru

Определение эффективности инвестиций - student2.ru

если ЧДД>0, то проект эффективен, но при данной норме дисконта и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Если ЧДД будет отрицателен, то инвестор понесет убытки, т.е. проект неэффективен.

В рыночной экономике норма дисконта - Е определяется исходя из депозитного % по вкладам. На практике она принимается большей за счет инфляции и риска, связанного с инвестициями. Если принять норму дисконта ниже депозитного процента, инвесторы предпочтут класть деньги в банк, а не вкладывать их непосредственно в производство.

ИД – относительная величина

ИД=R/U – индекс доходности.

Если ИД>1-проект эффективен, если ИД<1 -проект неэффективен.

Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет ту норму норму дисконта Евн, при которой величина приведенных результатов равна приведенным вложениям, т.е. ЧДД=0

Основным методом оценки экономической эффективности инвестиций является метод ЧДД. Срок окупаемости (Ток) - это период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.

Ток=U/Rгод – упрощенная формула (если результаты одинаковы по годам Rгод).

Ток определяют с учетом дисконтирования.

28. Назначение и содержание бизнес-плана

Бизнес-план – это документ, в котором формулируются цели предприятия, делается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации, средства и конечные финансовые показатели работы.

Цель разработки б/п - спланироватьть хозяйственную деятельность фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. В условиях рыночной экономики возникла необходимость создания БПл, которые не только помогают планировать деятельность, но и помогают привлечь компаньонов, инвесторов.

Б/п должен содержать следующие разделы:

1) Резюме, или краткий реферат - это сжатый и быстрочитаемый обзор о намечаемом бизнесе и целях, которые ставят перед собой предприниматель пли фирма.

2) Описание товара или услуг - следует описать предлагаемый товар, ответив на следующие вопросы: какой товар предлагается, какими качествами обладает товар, какие потребности должен удовлетворятъ данный товар и чем он лучше товара конкурента, регулярно ли покупается данный товар.

3) Анализ рынков сбыта – указывается, насколько часто и охотно покупатели приобретают товар или обращаются за услугами и т.п. При исследовании рынка определяют приоритеты потребителей: качество, цена, надежность поставки, сервисное обслуживание.

4) Анализ конкурентов - следует дать характеристику конкурентов, ответив на вопросы: является ли деятельность фирмы новой или давно существующей? количество конкурентов, почему данную фирму следует считать конкурентом? какую часть рынка контролируют крупные фирмы конкурентов? какой рыночной стратегии придерживаются ваши конкуренты? какими средствами обеспечивают реализацию своих стратегий, каковы их сильные и слабые стороны? и т.п.

5) План маркетинга – это план мероприятий по достижению намеченного объема продаж и получению максимальной прибыли путем удовлетворения рыночных nотребностей, содержит схему распределения вашего товара, ценообразование, методы стимулирования потребителей.

6) План производства содержит описание всего производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой- либо продукции или услуги. Главная задача раздела - подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством.

7) Организационный план – отвечает на вопросы: какие специалисты понадобятся для успешного ведения дела, на каких условиях вы будете привлекать специалистов на постоянную работу, по контракту, как будет оплачиваться труд.

8) Финансовый план - обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам б/п.

9) Оценка рисков и страхование. Задача этого раздела – рассказать будущим инвесторам о возможных рисках на пути реализации проекта и основных методах защиты от их влияния.

Планирование пр-ва и сбыта продукции. Формирование портфеля заказов

План производства продукции по номенклатуре и ассортименту рассчитывается на основе договоров поставки в натуральном выражении по каждому ее виду с учетом конкретных сроков поставки

Основной стоимостной показатель - стоимость реализуемой продукции (услуг).

Другие стоимостные показатели: товарная, валовая продукция, валовой оборот.

Товарная продукция - стоимость продукции, которая выпущена в плановом периоде и подготовлена к реализации. Отличается от реализованной на величину изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

Товарная продукция (ТП) - это предназначенные к реализации все виды готовой продукции и полуфабрикаты собственного изготовления, работы и услуги производственного характера, выполняемые на сторону, продукция вспомогательного хозяйств, предназначенная для реализации на сторону.

Реализуемая продукция (РП) - стоимость продукции (работ, услуг), которая будет поставлена покупателям (заказчикам) и оплачена ими в плановом периоде.

РП = ТП + Знп - Зкп + Пнп - Пкп, где

Знп, Зкп - запасы продукции на складе в денежном выражении на начало и конец планового периода;

Пнп, Пкп - стоимость продукции, отгруженной, но не оплаченной на начало и конец планового периода.

Валовая продукция (ВП) - стоимость всей произведенной продукции предприятия, независимо от степени ее готовности. ВП включает в себя ТП, изменение остатков незавершенного производства, а также изменение запасов полуфабрикатов, технологической оснастки и запасных частей для ремонта оборудования собственного производства.

Валовой оборот - сумма стоимости ВП, производимой всеми цехами предприятия, независимо от того, используется ли данная продукция внутри предприятия или будет реализовываться на сторону.

Портфель заказов предприятия – это количество продукции, которое должно быть произведено за определенный период времени и поставлено покупателям в соответствии с заказами или заключенными контрактами. При формировании портфеля заказов отдел сбыта координирует поступающие заказы с возможностями предприятия: с имеющимися производственными мощностями, обеспеченностью финансовыми, материальными ресурсами, научно-техническим потенциалом, опытом кадров. Эту работу отдел сбыта проводит совместно с производственным отделом, финансовым и другими подразделениями предприятия

Портфель заказов отдела сбыта состоит из трех разделов:

Текущие заказы, обеспечивающие безостановочную работу предприятия

Среднесрочные заказы (сроком исполнения до 1-2 лет)

Перспективные заказы (в том числе прогнозные на 2-5 лет и более).

При формировании портфеля заказов предприятия-поставщики учитывают нормы заказа продукции и транзитные нормы.

Норма заказа – это минимальное количество определенного вида продукции, менее которого завод-поставщик не производит и не поставляет одному адресату. Нормы заказа продукции устанавливаются при поставке много ассортиментной продукции, т.е. когда групповая номенклатура содержит дробный ассортимент.

Транзитная форма отгрузки представляет собой минимальное количество продукции, которое предприятие-поставщик отгружает в один адрес.

Наши рекомендации