Ф-ции рыночной цены, механизм их проявления, взаимосвязь и противоречия
Роль и значение цены в рыночной экономике.
Цена – это элемент, присущий эк-ке любого типа, основанной на товарно-денежных отношениях.
а) Планово-административная система (диррективно-управляемая; цены исп-сь как внешний регулятор, инструмент воздействия на эк-е процессы со стороны гос-ва, т.е. они явл-ся объектом планирования и устанавливались централизованно правительством, были едины на территории всей страны и менялись только по решению правит-ва. Уровень цен был оторван от мировых и реальной стоимости товара. Цена занимала 2 место после плана и выполняла чисто расчетные ф-ции).
б) Рыночная система (каждое п/п и его собственники самостоятельно принимают все производственные и эк-е решения, т.е. что, где, когда и сколько производить. Кому, по какой цене и на каких условиях продавать. Связи м/у п/п свободны и п/п самостоятельно несут ответственность за все принимаемые ими решения. Механизм регулир-я деят-ти п/п базируется на исп-ии эк-х методов, таких как – финансово-кредитная система, налоговая политика, таможенная и инвестиционная политика).
В рыночной эк-ке:
- формир-е конечного уровня цен происходит не в сфере произв-ва, а в сфере реализации продукции;
- цены на продукцию, Т и У устанавливаются собственником;
- цены выявляют диспропорцию м/у S и D и мгновенно реагируют;
- цена имеет в себе св-во конкурентности, выступает инструментом конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов и перелива капиталов.
Факторы, влияющие на уровень цен:
1. Факторы спроса:
- размер среднедневного дохода и его распределение м/у соц.группами;
- платежеспособный спрос населения;
- уровень сбережений;
- инфляционные ожидания населения;
- вкус, мода, сезонность.
2. Факторы потребительского выбора:
определяют конкурентоспособность данного Т и его место на рынке.
- уровень цен на аналогичные Т п/п конкурентов;
- замещаемость Т;
- уровень цен на взамо-заменяемые и взаимо-дополняемые Т.
3. Факторы преждложения:
зависят от условий функционир-я, сферы произв-ва.
- уровень издержек произв-ва и реализации;
- цены на факторы произв-ва (природ.ресурсы, капиал.труд);
- размер полученной п/п прибыли и структура ее использования;
- кол-во Т, поступающих на рынок.
4. Факторы обусловленные альтернативными производст-ми возможностями:
- предельная замещаемость продуктов;
- альтернативные издержки и технологии;
- предельная замещаемость факторов произв-ва.
5. Гос. регулирование:
- налогообложение;
- таможенная политика;
- курсы валют;
- ставки рефинансирования и.т.д.
В рыночной эк-ке цены действуют как единый целостный ценовой механизм, состоящий из 2х взаимосвязанных подсистем:
1) Сами цены, виды, структуры, величина, динамика.
2) Ценообразование – как способ установления новых и изменения действующих цен, ~ и предопределяет их уровень.
Механизм ЦО проявляется ч/з динамику цен, ~ формируют 2 основных фактора:
* стратегический (цены образуются на основе стоимости товара);
* тактический (конечный уровень цен опр-ся коньюктурой рынка).
Ф-ции рыночной цены, механизм их проявления, взаимосвязь и противоречия.
Функции– это внешнее проявление внутреннего содержания цены. Они отражают роль цены в эк-ке и ее взаимоотношения с другими эк-ми категориями.
Функции цены:
1. Учетно-измерительная (соизмерительная);
2. Стимулирующая;
3. Балансирующая;
4. Распределительная (перераспределительная);
5. Как средство рационального размещения производства;
6. Информационная;
7. Социальная.
1. Вытекает из сущности цены, как денежное выражение рыночной стоимости Т, а именно:
- Цена показывает сколько затрачено ресурсов на произ-во Т и какую прибыль получит произв-ль.
Ц = затраты (издержки) + прибыль
- Цена переводит кол-во и кач-во Т и У из осязаемой или неосязаемой формы в адекватные показатели в денежном выражении. Благодаря чему возможен обмен, а также сущ.понятия денег – отражают уровень цен на товар.
- Цена позволяет соизмерить ценность различных Т и У, работ, продукции.
- Цена лежит в основе расчета всех эк.осн.показателей, т.к. они имеют стоимостную основу.
- Благодаря цене мы формируем эк.показатели, осуществляем их оценку и анализ.
Связана с законом стоимости.
2. Проявляется в том, что цена воздействует и на производителей и на потребителей, как поощряющую, так и сдерживающую функцию. На производителей цена оказывает стимулирующее воздействие ч/з величину заключенной в ней прибыли:
а) при стабильном уровне цен;
б) цена либо растет, либо снижается.
3. Выражается в том, что ч/з цену осуществляется взаимосвязь м/у D и S и м/у сферой произв-ва и потребления. Любое изменение цены свидетельствует о нарушении этого баланса и начинается движение в сферах произв-ва и потребителя.
Связана с законом D и S.
4. С помощью цены происходит перераспределение доходов: м/у соц.групами населения, отраслями, регионами. Механизм перераспределения состоит в том, что стоимость, созданная в цене одного Т реализуется в цене другого.
Данная функция тесно связана с гос.политикой.
Механизм перераспределения доходов ч/з цену идет в 2х направлениях:
- ч/з систему налогообложения;
- один и тот же Т, У продается разным группам потребителей по разной цене.
5. Состоит в том, что с помощью цены осуществляется перераспределение ресурсов в масштабах эк-ки м/у отраслями, видами деят-ти, регионами. И создается такая структура эк-ки, ~ соответствует потребностям населения и страны.
Связана с действием закона перелива капиталов. Когда они вкладываются в те виды деят-ти, ~ приносят максимальную прибыль, т.е. наиболее рентабельны, а это опр-ся с помощью цены.
6. Состоит в том, что цена несет в себе большую часть необходимой инф. для принятия каких-либо решений, как для п/п, так и для населения; как в положительную, так и в отрицательную сторону.
7. От уровня и динамики цен зависит объем потребляемых благ населением, потребительский бюджет семьи, структура расходов, т.е. уровень жизни населения.