Расчет зубчатых колес редуктора
Так как в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, выбираем материалы со средними механическими характеристиками ([1] гл.3 табл.3.3): для шестерни сталь 45, термическая обработка - улучшение, твердость НВ 230; для колеса - сталь 45, термическая обработка-улучшение, 110 твердость на 30 единиц ниже НВ 200.
Допускаемые контактные напряжения ([1] гл.3 формуле 3.9)
где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов.
По ([1] гл.3 табл.3.2) для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее НВ 350 и термической обработкой (улучшением)
2HB + 70
КHL- коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают КHL =1; коэффициент безопасности 1,10.
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение по ([1] гл.3 формуле 3.10)
[σН]=0,45([σН1]+[σН2])
для шестерни
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
для колеса
МПа.
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение
[σН]= 0,45 (482 + 428) = 410 МПа.
Требуемое условие [σН] 1,23[σН2] выполнено.
Коэффициент Кнβ, несмотря на симметричное расположение колёс относительно опор (см. рис.2.1), примем выше рекомендуемого для этого случая, так как со стороны цепной передачи действуют силы, вызывающие дополнительную деформацию ведомого вала и ухудшающие контакт зубьев. Принимаем предварительно по ([1] табл.3.1.) как случае, несимметричного расположения колес, значение Кнβ =1,25.
Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венцапо межосевому расстоянию (см. [1] с.36)
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев по ([1] гл.3 формуле 3.7)
мм,
где для косозубых колес , а передаточное число нашего редуктора
Ближайшее значение межосевого расстояния по 1 ряду ГОСТ 2185-66 200 мм (см. [1] с.36).
Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
Примем предварительно угол наклона зубьев = 10° и определим числа зубьев шестерни и колеса ([1] см. формулу 3.16)
Принимаем =26; тогда =
Уточнённое значение угла наклона зубьев
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
мм;
мм;
Проверка:
мм,
диаметры вершин зубьев:
мм;
мм;
ширина колеса мм;
ширина шестерни мм = 85мм.
Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
Окружная скорость колес и степень точности передачи
м/с.
При такой скорости для косозубых колес следует принять 8-ю степень
точности (см. [1] с.32).
Коэффициент нагрузки
Значения даны в ([1] гл.3 табл.3.5); при , твердости НВ 350 и несимметричном расположении колес относительно опор с учетом изгиба ведомого вала от натяжения цепной передачи 1,155.
По ([1] гл.3 табл.3.4) при =3.39 м/с и 8-й степени точности 1,08. По ([1] гл.3 табл.3.6) для косозубых колес при =5 м/с имеем = 1,0. Таким образом,
.
Проверка контактных напряжений по ([1] гл.3 формуле 3.6):
МПа< [σН] 410МПа
Силы, действующие в зацеплении: ([1] гл.8 формулы 8.3 и 8.4 )
окружная Н;
радиальная Н;
осевая Н.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
По ([1] гл.3 формуле 3.25):
.
Здесь коэффициент нагрузки (см. [1] с.42). По ([1] гл.3 табл.3.7) при 1,275, твердости и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор = 1,33. По ([1] гл.3 табл.3.8) = 1,3. Таким образом, коэффициент KF = 1,34 ·1,3 = 1,73; YF - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа зубьев (см.[1] гл.3, пояснение к формуле 3.25):
у шестерни
у колеса
= 3,84 и = 3,60 (см. [1] с.42).
Допускаемое напряжение по ([1] гл.3 формуле 3.24)
.
По ([1] гл.3 табл.3.9) для стали 45 улучшенной при твердости
НВ 350 1,8НВ.
для шестерни 1,8·230 = 414 МПа;
для колеса 1,8·200=360 МПа.
- коэффициент безопасности (см.[1] гл.3, пояснение к формуле 3.24), где =1,75, =1(для поковок и штамповок). Следовательно, = 1,75.
Допускаемые напряжения:
для шестерни = МПа;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
Находим отношения :
для шестерни = 62 МПа;
для колеса = 57,2 МПа.
Дальнейший расчет следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определяем коэффициенты и (см.[1] гл.3, пояснение к формуле 3.25):
;
;
для средних значений коэффициента торцового перекрытия и 8-й степени точности .
Проверяем прочность зуба колеса по(см.[1] гл.3, формула 3.25):
Условие прочности выполнено.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Ведущий вал:
диаметр выходного конца при допускаемом напряжении 25 МПа (см.[1] гл.8, формула 8.16)
28 мм.
Округляем из стандартного ряда
=42 мм, dк=40 мм, =32мм.
Ведомый вал:
Учитывая влияние изгиба вала от натяжения цепи, принимаем
20 МПа.
Диаметр выходного конца вала
мм.
dп=60 мм, =65 мм, =55мм.
Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда (см.[1] гл.VIII, пояснение к формуле 8.16): 55 мм. Диаметр вала под подшипниками принимаем 60 мм, под зубчатым колесом 65 мм.
Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
Шестерню выполняем за одно целое с валом,ее размеры определены выше: 66,66 мм; 71,66 мм; 85 мм.
Колесо кованое (см.[1] гл.X, табл. 10.1): 333,33 мм; 338,33 мм; 80 мм.
Диаметр ступицы 1,6·65 = 104 мм;
длина ступицы мм, принимаем 80 мм.
Толщина обода мм, принимаем мм.
Толщина диска С = 0,3∙ 0,3·80 = 24 мм.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
Толщина стенок корпуса и крышки: 0,025·200+1 6 мм, принимаем мм; 0,02·200 + 1 = 5 мм, принимаем мм.
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки:
верхнего пояса корпуса и пояса крышки
мм; мм;
нижнего пояса корпуса
мм; принимаем 20 мм.
Диаметр болтов: фундаментных
мм; принимаем болты с резьбой М20;
крепящих крышку к корпусу у подшипников
мм; принимаем болты с резьбой М16;
соединяющих крышку с корпусом мм;
принимаем болты с резьбой М12.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
Выбираем приводную роликовую однорядную цепь (см.[1] гл.VII, пояснение к формуле 7.15).
Вращающий момент на ведущей звездочке
Н·мм.
Передаточное число было принято ранее
Число зубьев: ведущей звездочки (см.[1] с.148)
;
ведомой звездочки
.
Принимаем
и .
Тогда фактическое
Отклонений нет.
Расчетный коэффициент нагрузки (см.[1] гл.VII, пояснение к формуле 7.38)
,
где - динамический коэффициент при спокойной нагрузке; учитывает влияние межосевого расстояния; учитывает влияние угла наклона линии центров; учитывает способ регулирования натяжения цепи; при периодическом регулировании натяжения цепи; при непрерывной смазке; учитывает продолжительность работы в сутки, при односменной работе .
Для определения шага цепи по (см.[1] гл.VII, формула 7.38), надо знать допускаемое давление в шарнирах цепи. В ([1] гл.VII, табл. 7.38) допускаемое давление задано в зависимости от частоты вращения ве
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
об/мин.
Среднее значение допускаемого давления при об/мин МПа.
Шаг однорядной цепи
Подбираем по ([1] гл.VII, табл. 7.15) цепь ПР-25,4-60 по ГОСТ 13568 -75, имеющую 31,75 мм; разрушающую нагрузку кН; массу 3,8 кг/м;
262 мм2.
Скорость цепи
м/с
Окружная сила
Н.
Давление в шарнире проверяем по формуле (см.[1] гл.VII, формула 7.39)
МПа.
Уточняем по ([1] гл.VII, табл. 7.18) допускаемое давление
МПа. Условие < выполнено. В этой формуле 29 МПа табличное значение допускаемого давления по ([1] гл.VII, табл. 7.15) при 200 об/мин и мм.
Определяем число звеньев цепи по (см.[1] гл.VII, формула 7.36)
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
.
Тогда
Принимаем .
Уточняем межосевое расстояние цепной передачи по (см.[1] гл.VII, формула 7.37)
Для свободного провисания цепи предусматриваем возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4 %, т. е. на мм.
Определяем диаметры делительных окружностей звездочек (см.[1] гл.VII, формула 7.34)
мм.
мм.
Определяем диаметры наружных окружностей звездочек (см.[1] гл.VII, формула 7.35)
мм
где 19,05 мм - диаметр ролика цепи ([1] гл.VII, табл. 7.15);
мм.
Силы, действующие на цепь:
окружная Н - определена выше;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
от провисания Н, где 1,5 при угле наклона передачи 450 (см. [1] с. 151).
Расчетная нагрузка на валы
Н.
Проверяем коэффициент запаса прочности цепи по ([1] гл.VII, формула 7.40)
Это больше, чем нормативный коэффициент запаса (см. [1] гл.VII, табл. 7.19); следовательно, условие s > выполнено.
Размеры ведущей звездочки:
ступица звездочки мм; мм;
принимаем мм;
толщина диска звездочки мм.
где - расстояние между пластинками внутреннего звена ([1] гл.VII, табл. 7.15).
Размеры ведомой звездочки:
; , принимаем мм;
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
Ведущий вал.
Из предыдущих расчетов имеем 3240 Н, 1210 Н и 717 Н; из первого этапа компоновки 82 мм.
Реакции опор:
в плоскости xz
Н;
в плоскости yz
Рис. 4 Расчетная схема ведущего вала |
Проверка:
Суммарные реакции
Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 1.
Намечаем радиальные шариковые подшипники 308: 40 мм; 90 мм;
23 мм; 41,0 кН и 22,4 кН.
Эквивалентная нагрузка по формуле
в которой радиальная нагрузка
1786 Н; осевая нагрузка 717 Н; V= 1 (вращается внутреннее кольцо);
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
коэффициент безопасности для приводов ленточных конвейеров
; 1 ([1] см. табл. 9.19-9.20).
Отношение ; этой величине (по [1] табл. 9.18) соответствует .
Отношение >e; 0,56 и 1,88.
Н.
Расчетная долговечность, млн. об [[1] формула (9.20)]
млн.об.
Расчётная долговечность, ч
ч,
что больше установленных ГОСТ 16162-85 (см. также [1]с. 307).
Ведомый вал несет такие же нагрузки, как и ведущий:
3240 Н, 1210 Н и 717 Н;
Нагрузка на вал от цепной передачи Н
Составляющие этой нагрузки
Н.
Из первого этапа компоновки 82 мм.
Реакции опор:
в плоскости xz
H.
H.
Проверка:
в плоскости xy
H.
Проверка:
Суммарные реакции
Н
Н
Выбираем подшипники по более нагруженной опоре 4. Роликоподшипники радиальные 312 средней узкой серии (см.[1] таб. П3): 60 мм; 130 мм; 31 мм; 81,9 кН и 48,0 кН. Отношение ; этой величине (по [1] табл. 9.18) соответствует (получаем, интерполируя).
Отношение < ; следовательно, Поэтому Н. (Примем 1,2, учитывая, что цепная передача усиливает неравномерность нагружения.)
Расчетная долговечность, млн. об
млн.об.
Расчётная долговечность, ч
ч,
Для зубчатых редукторов ресурс работы подшипников может превышать 36000ч. (таков ресурс самого редуктора),
но не должен быть менее 10000ч. (минимально допустимая долговечность подшипника). В нашем случае подшипники ведущего вала 308 имеет ресурс ч., а подшипники ведомого вала 312 имеют ресурс ч.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения - по отнулевому (пульсирующему).
Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности s для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) значениями [s]. Прочность соблюдена при s [s].
Будем производить расчет для предположительно опасных сечений каждого из валов.
Ведущий вал:
Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполнена заодно с валом), т. е. сталь 45, термическая обработка - улучшение.
По ([1] табл. 3.3) при диаметре заготовки до 90 мм (в нашем случае мм;
среднее значение 780 МПа.
Предел выносливости при симметричном цикле изгиба
МПа.
Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений
МПа.
Сечение А-А. Это сечение при передаче вращающего момента от электродвигателя через муфту рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.
Коэффициент запаса прочности
где амплитуда и среднее напряжение отнулевого цикла
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
мм3
МПа
Принимаем (см.[1] табл. 8.5); (см. [1] табл. 8.8); (см. [1] с. 166).
ГОСТ 16162-78 указывает на то, чтобы конструкция редукторов предусматривала возможность восприятия радиальной консольной нагрузки, приложенной в середине посадочной части вала. Величина этой нагрузки для одноступенчатых зубчатых редукторов на быстроходном валу должна быть
при 25·103 Н·мм< < 250·103 Н·мм.
Приняв у ведущего вала длину посадочной части под муфту равной длине полумуфты мм, получим изгибающий момент в сечении А - А от консольной нагрузки
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
Результирующий коэффициент запаса прочности
получился близким к коэффициенту запаса . Это незначительное расхождение свидетельствует о том, что консольные участки валов, рассчитанные по крутящему моменту и согласованные с расточками стандартных полумуфт, оказываются прочными и что учет консольной нагрузки не вносит существенных изменений. Надо сказать и о том, что фактическое расхождение будет еще меньше, так как посадочная часть вала обычно
бывает короче, чем длина полумуфты, что уменьшает значения изгибающего момента и нормальных напряжений.
Такой большой коэффициент запаса прочности (28,3 или 8,3) объясняется тем, что диаметр вала был увеличен при конструировании для соединения его стандартной муфтой с валом электродвигателя.
По той же причине проверять прочность в сечениях Б - Б и В - В нет необходимости.
Ведомый вал.
Материал вала - сталь 45 нормализованная; 570 МПа.
Пределы выносливости МПа и МПа.
Сечение А-А.
Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки (см.[1] табл. 8.5) и масштабные факторы (см.[1] табл. 8.8); коэффициенты и (см. [1] с. 163 и 166).
Крутящий момент Т2 = 540 ·103 Н·мм.
Изгибающий момент в горизонтальной плоскости
Н ·мм;
изгибающий момент в вертикальной плоскости
Н ·мм;
суммарный изгибающий момент в сечении А - А
Н· мм.
Момент сопротивления кручению ( 65мм; мм; 7мм;)
Изм. |
Лист |
№ доку. |
Подпись |
Дата |
Лист |
КИТ 5.05030103 ПЗ |
Момент сопротивления изгибу (см.[1] табл. 8.5)
мм
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений
МПа
Амплитуда нормальных напряжений изгиба
МПа; среднее напряжение
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям