Тест 6 «Взаимодействие»
Прочитывая предлагаемые ниже утверждения, укажите свое отношение к ним по 5-балльной шкале:
нет,так не бывает – 1 балл;
как правило, не бывает – 2 балла;
трудно сказать – 3 балла;
как правило, бывает – 4 балла;
да, так бывает всегда – 5 баллов.
Постарайтесь быть искренним перед самим собой.
1. Даю подчиненным поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.
2. У меня всегда много идей и планов.
3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.
4. Мне в основном удается привести логически правильные аргументы при обсуждениях.
5. Я настраиваю своих сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.
6. Если меня критикуют, то я защищаюсь несмотря ни на что.
7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.
8. Для того, чтобы провести какое-либо мероприятие, мне приходится строить планы заранее.
9. Свои ошибки я по большей части признаю.
10. Я предлагаю альтернативы к предложениям других.
11. Защищаю тех, у кого есть трудности.
12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.
13. Мой энтузиазм заразителен.
14. Я принимаю во внимание точки зрения других и стараюсь включать их в обсуждаемые проекты.
15. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.
16. Я с пониманием выслушиваю эмоционально высказываемые аргументы других.
17. Ясно выряжаю свои мысли.
18. Я признаюсь, что не всезнаю о проблеме.
19. Энергично защищаю свои взгляды.
20. Я стараюсьразвивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.
21. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы.
22. Я помогаю другим советом.
23. Увлекаясь своими идеями, я обычно не беспокоюсь о чужих доводах.
24. Я прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной.
25. Если кто- то не согласен со мною, я ищу доводы, чтобы переубедить этого человека.
26. Использую все доводы, чтобы заставить согласился со мной.
27. Открытоговорю о своих надеждах, опасениях и личныхтрудностях.
28. Я всегда нахожу возможность, как облегчить другим поддержку моих идей.
29. Я понимаю чувства других людей.
30. Я больше говорю о своих идеях, чем выслушиваю других.
31. Прежде, чем защищаться, я всегда выслушиваю критику.
32. Излагаю свои мысли системно.
33. Я помогаю другим получить слово при обсуждении проблемы.
34. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.
35. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.
36. Я никого не перебиваю.
37. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.
38. Я трачу много энергии на то, чтобы убедить других.
39. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей.
40. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов, были активны и те, кто очень редко просит слова.
Обработка теста
1. Сложите балльные оценки по утверждениям 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40 – это сумма «А».
2. Сложите баллы по суждениям 2, 4, 6, 8,10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39 – это сумма «Б».
Оценка результатов
Если сумма «А» превышает более чем на 10 баллов сумму «Б», то большая часть людейсчитает Вас демократом. Если же сумма «Б» на 10 и более баллов превышает сумму «А», то Вы склонны к авторитаризму. Если же обе суммы различаются менее, чем на 10 баллов друг от друга, то Ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе.
Приложение 8
Тест 7. «Ориентация»
Перед Вами 40 утверждений. Оцените их применительно к себе по пятибалльной шкале. При этом оценка 5 означает, что Вы всегда поступали бы именно так, как сформулировано в утверждении; оценка 4 – поступали бы так часто; 3 – иногда; 2 – очень редко; 1 – никогда бы так не делали.
1. В коллективе, которым я руковожу, проводятся обследования социально-психологического климата, мнений и настроений сотрудников силами собственных специалистов или внешних консультантов.
2. В работе коллектива используются правила, методические указания, инструкции и другие управленческие документы и материалы.
3. Я обосновываю и отстаиваю мнение коллектива, если убежден в его справедливости, перед вышестоящим руководством на всех уровнях.
4. Тщательно и даже педантично планирую работу аппарата управления.
5. Прилагаю все усилия, чтобы добиться от своих подчиненных и коллектива в целом четкого выполнения производственных заданий.
6. Мои подчиненные хорошо знают свои личные и общие задачи, стоящие перед их подразделением и организацией в целом.
7. Я лично решаю, что и как должно делаться в коллективе, предоставляя своим подчиненным только исполнение моих указаний.
8. Допускаю в работе подчиненных инициативу в выборе способов достижения стоящих перед нами целей.
9. Стимулирую инициативу работников даже при выборе стратегических целей, считая, что работники способны самостоятельно обосновать их важность.
10. Мне иногда приходится организовывать работу коллектива по выходным дням или использовать сверхурочные работы.
11. Для действенного контроля исполнительской дисциплины требую, чтобы подчиненные информировали меня о проделанной ими работе за конкретные промежутки рабочего времени.
12. Допускаю, чтобы подчиненные устанавливали собственный темп и порядок работы, если это не отражается негативно на конечных результатах их труда.
13. Осуществляя руководство, советуюсь в разумных пределах с подчиненными.
14. Стараюсь поддержать в коллективе деловой этикет, стиль поведения и отношений. Слежу, чтобы и подчиненные придерживались этого.
15. Планирую служебный рост подчиненных, чтобы люди знали перспективы своего служебного продвижения.
16. Считаю, что в условиях технического прогресса более высокие результаты достигаются в тех случаях, когда каждый работник и весь коллектив работают в принудительном режиме (по типу конвейерного), задаваемом извне машинами, технологией, организацией труда.
17. В работе коллектива, которым я руковожу, бывают сбои, авралы.
18. Информирую коллектив о внутренних событиях, а также об общем положении дел на предприятии.
19. Слежу за своим внешним видом, одеждой, порядком в кабинете, манерами поведения. Поддерживаю все это на должном уровне.
20. Считаю, что труд коллектива должен оплачиваться и стимулироваться в соответствии с реальным вкладом каждого в общий результат.
21. Как руководитель я провожу в жизнь долгосрочную кадровую политику. Придерживаюсь известных всем принципов найма, продвижения, увольнения.
22. Анализируя работу своих подчиненных, прихожу к выводу, что они маловато знают и умеют, у них недостаточно развиты инициативность, деловитость и другие ценные качества.
23. Использую личный положительный пример руководителя как средство повлиять на подчиненных и создать благоприятный социально-психологический климат в моем коллективе.
24. В коллективе, которым я руковожу, бывают конфликты.
25. Я создаю условия, при которых подчиненные могут свободно выражать свое мнение и оказывать эффективное влияние на управление.
26. Делегирую свои полномочия подчиненным, оставляя за собой право решать лишь наиболее важные вопросы.
27. Внимательно изучаю информацию о том, как работать с людьми, какие методы и приемы полезно использовать в практике руководства.
28. Придерживаюсь в своей практике известных мне рекомендаций по работе с людьми.
29. Считаю, что для повышения отдачи от людей в сфере управления ведущую роль должны играть организационно-технические факторы (технические средства, приказы, регламенты, инструкции и т. п.), а затем уже социально-психологические (доверие, морально-психологический климат, сознательность и др.).
30. Производственные результаты моего коллектива бывают высокими.
31. Создаю условия безопасного труда и побуждаю подчиненных заботиться о своем здоровье.
32. Для достижения высоких результатов создаю в коллективе необходимые условия новаторам, людям инициативным, творческим.
33. Требую от подчиненных точных обоснований при формировании планов по совершенствованию производства и управления.
34. При наличии производственной необходимости я могу поступиться вопросами развития коллектива (социально-психологический климат, организация труда и т. п.).
35. Добиваюсь от подчиненных четкого соблюдения принятого распорядка дня.
36. Мой коллектив работает на основе четкого и справедливого распределения прав и функций, обязанностей и ответственности.
37. Для достижения высоких результатов в коллективе организована профессиональная учеба, поощряется самообразование.
38. Большое внимание я уделяю контролю за действиями подчиненных, поддерживаю высокий темп работы, слежу за ее качеством.
39. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, положительно влияет на поведение членов коллектива, на их отношение к работе.
40. Мой стиль руководства способствует положительным результатам работы коллектива.
Обработка теста
По результатам теста заполните графу «Оценка» табл. П. 8.1. Напротив пунктов 7, 10, 16, 17, 22, 24, 29, 34 и 39, которые получили оценки 1 или 2, в графе «Балл» поставьте единицу. То же сделайте напротив тех из оставшихся утверждений, которые получили оценку 5 или 4. Затем подсчитайте общее число единиц отдельно в графах «Ориентация на человека» и «Ориентация на задание». Нанесите их на координатное поле результатов теста (рис. 1) и Вы получите на нем точку, которая соответствует Вашему стилю руководства.
Таблица П. 8.1
Ориентация на человека | Ориентация на задание | ||||
Номер утверждения | Оценка | Балл | Номер утверждения | Оценка | Балл |
Окончание табл. П. 8.1
Ориентация на человека | Ориентация на задание | ||||
Номер утверждения | Оценка | Балл | Номер утверждения | Оценка | Балл |
Приложение 9
Тест 8. «Ситуация»
Вам предлагается 8 гипотетических ситуаций. Применительно к каждой из них Вам необходимо принять решение, которое может оказать негативное влияние на Вас или на членов вашей рабочей группы. Определите из числа предложенных вариантов действий наиболее приемлемый, с вашей точки зрения, и отметьте выбранный вариант в таблице ответов на с. 26.
Ситуации
1. Ввиду финансовых затруднений Вы вынуждены урезать бюджет вашего предприятия. Как Вы определите, какие конкретно статьи бюджета будут подвергнуты сокращению?
2. Из-за приближения окончательного срока сдачи работы кому-то из Ваших сотрудников придется задержаться допоздна и доделать необходимую работу. Как Вы решите, кому следует это сделать?
3. Вам необходимо сократить количество сотрудников от имеющихся 30 до 25. Каким образом Вы будете принимать решение о том, кого исключить?
4. Работники вашего предприятия должны таким образом распределить свои отпуска, чтобы на нем всегда было необходимое количество персонала. Каким образом вы примите решение, кто пойдет в отпуск первым?
5. Будучи председателем социального комитета компании, Вам нужно определить тематику, к которой будет приурочена ежегодно проводимая компанией вечеринка. Как Вы будете принимать решение?
6. У Вас есть возможность приобрести или взять в аренду некоторую часть необходимого для компании оборудования. Тщательно взвесив все «за» и «против», каким образом Вы сделаете окончательный выбор, какую именно часть стоит приобрести?
7. Ведется изменение дизайна интерьера в офисе вашей фирмы. Каким образом Вы решите, в какой цветовой гамме его лучше выполнять?
8. Вместе со своими коллегами вам необходимо отвести крупного сановника куда-нибудь пообедать. Как Вы будете выбирать ресторан?
Варианты действий:
а) предоставить сотрудникам возможность самим принимать решение;
б) спросить мнение сотрудников, однако оставить право принятия окончательного решения за собой;
в) самому принять решение и объяснить его сотрудникам;
г) самому принять решение и объяснить сотрудникам только то, что конкретно от них сейчас требуется.
Таблица ответов
Номер ситуации | |||||||
а | а | а | а | а | а | а | а |
б | б | б | б | б | б | б | б |
в | в | в | в | в | в | в | в |
г | г | г | г | г | г' | г | г |
Обработка теста
1. Подсчитайте ответы, обозначенные буквой «а». Количество ответов с буквой «а» в Ваших результатах указывает на степень Вашей склонности к делегированию полномочий. В этом случае Ваши действия не сориентированы ни на выполнение задания, ни на поддержание хороших взаимоотношений с подчиненными. Вы оказываете им мало поддержки и при этом не даете точных указаний.
2. Подсчитайте количество ответов с буквой «б». Результат подсчета указывает на вашу склонность к так называемому «участливому» («демократическому») стилю руководства. В этом случае Вы в основном ориентируетесь на поддержание хороших отношений с людьми, часто практикуете совместное принятие решений.
3. Количество ответов с буквой «в» определяет вашу склонность к «торговому» стилю руководства. Имеется в виду, что Вы в равной мере расставляете акценты на необходимости максимально качественно выполнять задание и на поддержании хороших взаимоотношений с сотрудниками. Вы занимаетесь определенной «торговлей», оказывая как поддержку сотрудникам, так и директивное давление на них в процессе руководства.
4. Количество ответов с буквой «г» указывает на «авторитарную» тенденцию Вашего руководства, его ориентацию на задачу. Вы больше сориентированы на выполнение задания, меньше стараетесь поддерживать неформальные контакты с вашими подчиненными, в основном предпочитаете давать целевые указания.
Посмотрите, каких ответов в ваших результатах больше всего, они указывают на ваш доминирующий стиль руководства.
[1] См. табл. П. 6.1.