По воспроизводственным секторам
(в основных ценах, в % к валовому выпуску; 1980-2000 гг.;
отчет - в текущих ценах; прогноз в ценах 2000 г.:
а - сценарий инновационного прорыва; б - инерционный сценарий)
Потребительский сектор | Инновационно-инвестиционный сектор | Энерго-сырьевой сектор | Сектор инфраструктуры | Прочие отрасли | |
36,7 | 29,3 | 16,9 | 14,9 | 2,2 | |
36,0 | 29,1 | 18,9 | 14,9 | 2,1 | |
37,7 | 27,6 | 17,6 | 14,0 | 2,9 | |
28,6 | 19,5 | 21,1 | 29,3 | 1,6 | |
28,3 | 17,3 | 20,5 | 32,9 | 1,6 | |
22,2 | 18,1 | 23,4 | 34,2 | 1,6 | |
2010 а | |||||
б | |||||
2020 а | |||||
б | |||||
2030 а | |||||
б | |||||
2040 а | |||||
б | |||||
2050 а | |||||
б |
Прогноз динамики структуры экономики России
по воспроизводственным секторамв основных ценах
Реализация стратегии инновационного прорыва потребует радикальной структурной перестройки экономики России, и прежде всего, - возвращения лидерства потребительскому и инновационно-инвестиционному секторам. В наибольшей мере - в 1,5 раза - может повыситься доля последнего, что связано с необходимостью опережающего роста инвестиций для инновационного обновления устаревших основных фондов.
Рост доли потребительского сектора обусловлен необходимостью повысить уровень и качество жизни населения, значительно пострадавшего за годы кризиса, и проведения политики импортозамещения. Однако до уровня 1990 г. (37,7%) поднять долю этого сектора не удастся: настолько глубокий урон нанесен отечественному сельскому хозяйству и легкой промышленности. В то же время эффективность этого сектора должна существенно возрасти за счет его технологической реконструкции.
Доля энергосырьевого сектора, вероятно, снизится до 2050 г. с 23,5% до 16%. Это произойдет, в основном, за счет освоения энергосберегающих технологий. Но особенно заметным станет сокращение доли инфраструктуры - с 34,7% до 20%,т.е. - в 1,7 раза.
Резко выражены структурные сдвиги при различных сценариях в структуре инновационно-инвестиционного сектора. За годы кризиса 90-х годов ХХ века доля сектора резко упала, прежде всего за счет сокращения доли науки и научного обслуживания машиностроения (особенно оборонного). Это подорвало собственную базу для воспроизводства, технологической модернизации производства и безопасности страны. Отечественная наукоемкая продукция была вытеснена как из мирового, так и из внутреннего рынков.
Совершенно очевидно, что обеспечить переход к инновационному пути развития страны, реализовать стратегию инновационного прорыва невозможно без трансформации на основе пятого, а то ишестого технологических укладов машиностроительного комплекса, что потребует надежного научного и проектно-конструкторского обеспечения. При осуществлении стратегии инновационного прорыва доля машин и оборудования в составе инновационно-инвестиционного сектора к 2050 г. превзойдет уровень 1990 г. (прежде всего за счет опережающего роста инвестиционного оборудования и вытеснения его импорта; по оборонной продукции этот уровень вряд ли достижим при отсутствии нового витка гонки вооружений). Доля химии и нефтехимии останется стабильной при сокращении производства и экспорта минеральных удобрений и росте производства новых поколений синтетических материалов. Существенно упадет доля строительства при решительной переориентации его со строительства новых объектов на техническую реконструкцию действующих предприятий на новейшей технологической основе.
Значительные структурные сдвиги ожидаются в перспективном секторе инфраструктуры.
За годы рыночных реформ произошло значительное перераспределение ресурсов в пользу сферы обращения, особенно торговлии посреднической деятельности. Число занятых в торговле и общественном питании выросло с 5,9 млн. человек в 1990 до 10,8 млн. в 2002 г. - на 85%, их доля в общем числе занятых поднялась с 7,8% до 16,6% - более чем вдвое; число занятых в сфере кредита, финансов и страховании удвоилось - с 402 тыс. до 81 тыс. человек, число занятых в управлении выросло с 1,6 млн. до3 млн. человек. Реализация стратегии инновационного прорыва предполагает существенное сокращение доли торговли - с 62% в 2000 г. до 53% в 2050 г. (при улучшении качества обслуживания населения за счет развития электронной торговли и других современных технологий) и существенное увеличение доли транспорта и связи - соответственно с 18% до 27%, в связи с необходимостью их радикальной модернизации в предстоящие десятилетия. Доля финансов, кредита, страхования и управления стабилизируется; получит развитие ипотечное кредитование. При инерционно-рыночном сценарии существенных сдвигов в структуре этого сектора не произойдет.
Таким образом, реализация сценария инновационного прорыва предполагает изменение вектора структурных сдвигов в экономике, особенно в первые три десятилетия XXI в., когда необходимо решить стратегические задачи преодоления структурных формаций 90-х годов ХХ века и переориентации на структуру экономики, адекватную требованиям гуманистически-ноосферного постиндустриального общества.
Если же будет продолжен инерционно-рыночный путь развития страны, то структура экономики останется в основном в том же деформированном виде, что повысит зависимость страны от ТНК и развитых стран и не даст возможности обеспечить высокие темпы экономического роста и повышение уровня жизни. Россия будет продолжать откатываться на периферию глобального экономического и технологического пространства.
Заключение
Российская машиностроительная промышленность переживает сложный этап своего развития. Он характеризуется кардинальными преобразованиями, связанными с переходом страны к рыночной экономике, курсом политических реформ, а также структурными преобразованиями в соответствии с тенденциями развития отрасли в мировом хозяйстве.
Современный уровень этой отрасли, ее научно-техническая и производственная база не отвечают возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.
Среди основных причин падения научно-технического уровня продукции машиностроения:
- отказ от государственной поддержки передового производства в рамках соответствующих программ, снятие государственных дотаций;
- сокращение госзаказов на эти виды оборудования. Сейчас заметно снижение и до этого невысокой доли экспорта машин и оборудования (в 80-е годы экспортировалось только 3 % изделий неизбежно на технически отсталом, устаревшем оборудовании, обусловливает низкую эффективность производства, что в конечном счете усугубляет общий кризис экономики.
Такое положение дел в машиностроении стало сдерживающим фактором в ускорении обновления активной части основных фондов, повышении производительности труда во всех отраслях народного хозяйства. Непомерно высокой осталась доля ручного туда, разрослась сфера ремонта. Поэтому для сбалансированности развития отраслей машиностроительного комплекса и народного хозяйства в целом необходима программа модернизации отечественного машиностроения, которая предусматривала бы значительные мероприятия по совершенствованию управления этой важнейшей сферой экономики, коренной перестройки ее структуры.
Руководителям машиностроительных предприятий на всех уровнях предстоит решать вопросы поддержания экономики отрасли на требуемом уровне, повышение эффективности функционирования отдельных подотраслей, достижения запланированных технико-экономических показателей, а также обеспечения расширенного воспроизводства.
На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие подотрасли машиностроительного комплекса: производство ЭВМ, телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации. Ведущими отраслями машиностроительного комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.
В настоящее время актуальны углубление специализации и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого и межотраслевого назначения; ускорение обновления основных производственных фондов; повышение эффективности использования действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей.
Один из основных путей решения многих проблем машиностроения — это развитие внутреннего рынка машиностроительной продукции. Отсутствие или недостаточность заказов со стороны внутреннего рынка порождает дефицит инвестиционных и оборотных средств, невозможность обновления технологического оборудования, проблемы с оплатой НИОКРовских работ и запуском в серию новых образцов продукции.
Не менее важно наладить постоянно действующий механизм обновления продукции, повышения ее потребительских свойств, вовлечение в производство разработок НИОКР. Именно с этой целью было создано Министерство промышленности, науки и технологий, призванное на основе научных достижений и новых технологий вырабатывать промышленную политику и реализовывать ее в рамках предоставленных полномочий.
Особенность российского производственного сектора состоит в том, что в нем доминируют естественные монополии или олигополии, в основном сырьевой направленности, которые являются одновременно и финансовыми монополистами в силу развитого у них экспортного потенциала. Без их заказов машиностроение России не может развиваться нужными темпами. Даже такой высокоразвитой и вполне конкурентоспособной на мировом рынке отрасли, как энергостроение, где около 70 % выпускаемой продукции идет на экспорт, крайне необходимы заказы со стороны РАО «ЕЭС России», концерна «Росэнергоатом», ОАО «Газпром».
Чтобы соответствовать требованиям, которые экономика страны предъявляет к машиностроению, последнее должно занять активную позицию в вопросах перевооружения и модернизации своих предприятий.