Но зато кто их не ищет, тот не находит никогда

О. Бальзак, писатель

Эффективность производства, относится к числу ключевых катего­рий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достиже­нием конечной цели развития производства в целом и каждого пред­приятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное со­отношение двух величин — результатов хозяйственной деятельности и произведенных затрат (в любой пропорции). Исторически при всех способах производства безотносительно к формам собственности про­изводителя интересует соотношение между затратами и результатами своей деятельности. Сущность проблемы повышения эффективности производства состоит в увеличении в процессе использования имею­щихся ресурсов экономических результатов на каждую единицу затрат.

Экономический эффектпредполагает какой-либо полезный резуль­тат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов.

Экономическая эффективность— это соотношение между резуль­татами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществ­ленного труда, ресурсами.

Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успеш­ность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия.

Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется система показателей (табл. 6).

При рассмотрении показателей важно отметить, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде более не применяемые).

Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволит:

• быстро, качественно и профессионально оценивать результатив­ность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;

• точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;

• определять затраты на производство и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;

• находить оптимальные пути решения проблем предприятия и по­лучения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

Понятия экономического эффекта и экономической эффектив­ности относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.

Экономический эффект предполагает какой-либо полезный ре­зультат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве по­лезного результата выступает прибыль или экономия затрат и ресур­сов. Экономический эффект — величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.

Экономическая эффективность — это соотношение между резуль­татами хозяйственной деятельности и затратами живого и овещест­вленного труда, ресурсами. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вы­звали данный эффект. Таким образом, экономическая эффектив­ность — величина относительная, получаемая в результате сопоставле­ния эффекта с затратами и ресурсами.

Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успеш­ность экономической деятельности предприятия, так как по отдель­ности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной оцен­ки деятельности предприятия. Так, на предприятии может сложиться такая ситуация, когда достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли, при относительно низкой эконо­мической эффективности. И наоборот, производство может характе­ризоваться высоким уровнем эффективности при небольшой величи­не экономического эффекта.

Оценку деятельности предприятия и его экономической эффек­тивности невозможно произвести с помощью одного какого-либо по­казателя. Многообразие свойств и признаков различных видов произ­водственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия обусловливает и многообразие показателей. При этом проблема их использования состоит в том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы

судить об успехах или неудаче в бизнесе. Поэтому на практике всегда
используют систему показателей, которые связаны между собой и оце­
нивают или показывают различные стороны деятельности предпри­
ятия.

Показатель — это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, его количественную или качественную характеристику или степень выполнения определенной задачи.

В нашей стране наукой и практикой была сформирована система экономических, финансовых и статистических показателей, разрабо­таны методы их расчета и учета, но они были рассчитаны на централи­зованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как относительно их расчета и учета, так и касательно роли в обосновании решений претерпела опре­деленные изменения. Так, если в условиях плановой системы хозяй­ствования в оценке деятельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место вы­двигаются следующие показатели: объем продаж, прибыль, рентабель­ность и целый ряд оптимизационных. Ориентирование производства на удовлетворение спроса резко усилило значение оценки различных вариантов удовлетворения им спроса.

Все показатели исходя из требований рынка можно разделить:

• на оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровень развития или результатов той или иной деятельности;

• затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению раз­личных видов деятельности.

Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели проводимого анализа. К примеру, показатель «издержки производства» в одном слу­чае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достиг­нутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг. То же можно сказать о значимости показа­телей. Это во многом зависит от характера (вида) деятельности. На­пример, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в одинаковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в ком­пании, а акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.

В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.

Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений первостепенное значение придает­ся стоимостным показателям, что обусловлено сущностью товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень раз­вития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Данными показателями являются оборот (объем продаж), валовая и ча­стичная выручка, валовая и частичная прибыль, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставной фонд, задолженность и др.

Важное значение для оценки выполнения производственной про­граммы имеют и натуральные показатели объемов производства (шту­ки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов произ­водства по отдельным видам однородной продукции.

Относительные показатели определяются как отношения абсо­лютных показателей, характеризующие долю одного показателя в дру­гом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановы­ми, средними за предшествующий период, отчетными за предшеству­ющие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К этим показателям относятся: прибыль на единицу стоимости основ­ных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондо-вооруженность труда и др.

Структурные показатели — по расходам, капиталу, доходам — характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.

Приростные показатели отражают изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выра­жении. Таковыми являются, например, изменение уставного фонда за год, изменение прибыли за год и т.д.

Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородны­ми показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновре­менно и к уменьшению наличности. В условиях рынка в число конт­ролируемых показателей входят выручка от реализации, объем про­даж, размер капитала, сумма чистой прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля экспорта в обороте и др.

Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется система показателей.

Эффект от любой научной идей, технологии, процесса, продукта может состоять из двух частей:

1. Эффект за счет прироста физического объема продукции.

2. Эффект за счет снижения затрат ресурсов (труда, средств, материалов, энергии).

Затраты– это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период.

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обо­снованные и документально подтвержденные затраты, осущест­вленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально под­твержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходамипризнаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы — это затраты определенного периода времени, доку­ментально подтвержденные, экономически оправданные (обоснован­ные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.

Классификация расходов предприятия. В бухгалтерском учете, со­гласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются следующим образом: 1) расходы по обычным

видам деятельности; 2) прочие расходы (в том числе операцион­ные, внереализационные ( чрезвычайные) расходы.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элемен­там, которая является единой и обязательной для организаций всех отраслей: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты

К прочим расходам относятся: а) представительские расходы, которые включаются в течение отчетного (налогового периода) в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период; б) расходы налого­плательщика на все виды рекламы, которые учитываются в раз­мере, не превышающем 1% выручки, определяемой им в течение налогового (отчетного) периода.

Себе­стоимость продукции —это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

Делать муху из слона нерентабельно:

Слишком много отходов

Шутка юмориста

Состав затрат, включаемый в себестоимость, регламен­тируется Налоговым кодексом РФ и Положением по бухгалтер­скому учету.

Элемент «Материальные затраты» включает стоимость сырья, основных материалов (за вычетом возвратных отходов), комплек­тующих изделий и полуфабрикатов, приобретаемых со стороны для производства продукции, а также затраты на топливо и энергию всех видов, приобретаемых со стороны, расходуемых как на техно­логические цели, так и на обслуживание производства.

Элемент «Затраты на оплату труда» включает затраты на основную и допол­нительную заработную плату всего промышленно-производственного персонала, а также работников, не состоящих в штате пред­приятия.

Отчисления на социальные нужды отражают отчисления по установленным нормам в пенсионный фонд, на медицинское и социальное страхование и др.

В «Амортизацию основных фондов» входит сумма амортиза­ционных отчислений по установленным нормам от полной перво­начальной стоимости производственных основных фондов пред­приятия, включая ускоренную амортизацию их активной части.

В элемент «Прочие затраты» входят затраты, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных элементов (команди­ровочные расходы, налоги и сборы, оплата услуг связи и т. д.).

Классификация затрат по статьям калькуляции пред­ставляет собой деление их по производственному назначению и месту возникновения в процессе производства и реализации продукции. Классификация по калькуляционным статьям расхо­дов служит основой для разработки калькуляции себестоимости отдельных видов продукции (работ и услуг), всей товарной про­дукции предприятия.

По способу отнесения на себестоимостьпродукции выделяются прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы непо­средственно связаны с изготовлением конкретных видов продук­ции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы, топливо, энергия).

Косвенные расходы обуслов­лены изготовлением различных видов продукции и включаются в себестоимость отдельных видов продукции косвенно (условно), пропорционально какому-либо признаку. К ним относятся часть расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепро­изводственные, общехозяйственные и другие расходы.

По функциональной ролив формировании себесто­имости продукции различают основные и накладные расходы.

Основные расходы непосредственно связаны с технологическим про­цессом изготовления изделий. Это расходы на сырье, материалы (основные), технологические топливо и энергию, основная зара­ботная плата производственных рабочих.

К накладным расходам относятся затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управ­лением, обслуживанием. Накладными являются общепроизвод­ственные и общехозяйственные расходы.

По степени зависимостиот изменения объема про­изводства затраты делятся на пропорциональные и непропор­циональные. Пропорциональные затраты (условно-переменные) — это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (заработная плата производственных рабо­чих, затраты на сырье, материалы и т. п.).

Непропорциональные затраты (условно-постоянные) — это затраты, абсолютная вели­чина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления, энергия на освещение помещений, заработная плата управленческого персонала).

Калькулирование—это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей проданной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и продажу продукции.

Расчет плановых калькуляций. Калькуляция себестоимости необходима для определения цены единицы продукции, соизме­рения затрат предприятия с результатами его производственно-хозяйственной деятельности, определения уровня эффективности работы предприятия и др

Себестоимость реализованной продукции — это за­траты предприятия на ее производство и продажу, включает итог всех 12 статей расходов.

Производственная себестоимость — это затраты предприятия на производство выпущенной продукции.

Полная производственная себестоимость (фабрично-заводская) фор­мируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом про­изводства и управления предприятием, включает 11 статей расхо­дов.

Расходы на подготовку и освоение производства включаются в плановые калькуляции отдельных видов продукции на основании сметы и планируемого объема выпуска продукции за установлен­ный срок погашения затрат.

Общепроизводственные (цеховые) расходы по отдельным видам изделий распределяются на изготавливаемую продукцию пропор­ционально основной заработной плате производственных рабочих отдельно по каждому цеху. Распределение общехозяйственных за­трат между отдельными видами продукции производится анало­гично распределению цеховых расходов, учитывая, что это расходы, общие для всей организации.

Потери от брака планируются в виде исключения в отдельных производствах, перечень которых устанавливается в отраслевых инструкциях. Прочие производственные расходы прямо включаются в себестоимость соответствующих изделий или распределяются между отдельными изделиями пропорционально их производст­венной себестоимости.

В зависимости от назначения различают:

плановую, нормативную, проектную и отчетную калькуляции.

Плановую калькуляцию составляют исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства.

Нормативная калькуляция — это расчет себестоимости изделия по нормам расхода сырья, материалов, топлива, энергии, полуфаб­рикатов, нормам и расценкам по заработной плате, утвержденным сметами расходов по управлению и обслуживанию производства. В отличие от плановой нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости изделия на момент ее составления.

Проектная каль­куляция определяется при подготовке производства продукции и предназначена для обоснования эффективности проектируемых новых производств и технологических процессов, ее разрабатыва­ют по укрупненным расходным нормативам.

Отчетная калькуляция показывает фактическую себестоимость единицы продукции, ее составляют по тем же статьям затрат, что и в плановой, но включают некоторые обоснованные потери и расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией (напри­мер, потери от брака, затраты на гарантийный ремонт и гарантий­ное обслуживание изделий,

Контрольные вопросы

1. По отношению к каким видам затрат распределяются косвенные общепроизводственные и общехозяйственные расходы на себестоимость продукции

2. Укажите, какие из статей затрат на производство продукции относятся к категории условно-переменных

3. Укажите, какие из статей затрат на производство продукции относятся к категории условно-постоянных

4. В каких случаях формирование затрат на себестоимость продукции производится групповым методом

5. В чем состоит преимущество формирования затрат на себестоимость продукции путем составления калькуляции

6. Какие затраты на себестоимость продукции относятся к накладным затратам

7. Какие виды затрат на себестоимость продукции относятся к общехозяйственным затратам

8. Какие виды себестоимости определяются при формировании затрат по группам

9. Что понимается под экономической эффективностью?

10. Основные показатели экономической эффективности?

Наши рекомендации