Но зато кто их не ищет, тот не находит никогда
О. Бальзак, писатель
Эффективность производства, относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития производства в целом и каждого предприятия в отдельности. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин — результатов хозяйственной деятельности и произведенных затрат (в любой пропорции). Исторически при всех способах производства безотносительно к формам собственности производителя интересует соотношение между затратами и результатами своей деятельности. Сущность проблемы повышения эффективности производства состоит в увеличении в процессе использования имеющихся ресурсов экономических результатов на каждую единицу затрат.
Экономический эффектпредполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов.
Экономическая эффективность— это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами.
Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия.
Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется система показателей (табл. 6).
При рассмотрении показателей важно отметить, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели (часто нигде более не применяемые).
Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволит:
• быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
• точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
• определять затраты на производство и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;
• находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
Понятия экономического эффекта и экономической эффективности относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.
Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступает прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект — величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.
Экономическая эффективность — это соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект. Таким образом, экономическая эффективность — величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами.
Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной оценки деятельности предприятия. Так, на предприятии может сложиться такая ситуация, когда достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли, при относительно низкой экономической эффективности. И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем эффективности при небольшой величине экономического эффекта.
Оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно произвести с помощью одного какого-либо показателя. Многообразие свойств и признаков различных видов производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия обусловливает и многообразие показателей. При этом проблема их использования состоит в том, что ни один из них не выполняет роль универсального показателя, по которому однозначно можно было бы
судить об успехах или неудаче в бизнесе. Поэтому на практике всегда
используют систему показателей, которые связаны между собой и оце
нивают или показывают различные стороны деятельности предпри
ятия.
Показатель — это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, его количественную или качественную характеристику или степень выполнения определенной задачи.
В нашей стране наукой и практикой была сформирована система экономических, финансовых и статистических показателей, разработаны методы их расчета и учета, но они были рассчитаны на централизованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как относительно их расчета и учета, так и касательно роли в обосновании решений претерпела определенные изменения. Так, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке деятельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигаются следующие показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных. Ориентирование производства на удовлетворение спроса резко усилило значение оценки различных вариантов удовлетворения им спроса.
Все показатели исходя из требований рынка можно разделить:
• на оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровень развития или результатов той или иной деятельности;
• затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.
Такое деление весьма условно. Оно зависит от цели проводимого анализа. К примеру, показатель «издержки производства» в одном случае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае (при планировании) определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг. То же можно сказать о значимости показателей. Это во многом зависит от характера (вида) деятельности. Например, показатель прибыли, несмотря на всю его важность, далеко не всех интересует в одинаковой степени: арендодателя (земли, зданий, оборудования и др.) больше интересует движение ликвидности в компании, а акционеров интересует не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.
В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.
Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным показателям, что обусловлено сущностью товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Данными показателями являются оборот (объем продаж), валовая и частичная выручка, валовая и частичная прибыль, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставной фонд, задолженность и др.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.
Относительные показатели определяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К этим показателям относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондо-вооруженность труда и др.
Структурные показатели — по расходам, капиталу, доходам — характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.
Приростные показатели отражают изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми являются, например, изменение уставного фонда за год, изменение прибыли за год и т.д.
Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновременно и к уменьшению наличности. В условиях рынка в число контролируемых показателей входят выручка от реализации, объем продаж, размер капитала, сумма чистой прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля экспорта в обороте и др.
Для определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется система показателей.
Эффект от любой научной идей, технологии, процесса, продукта может состоять из двух частей:
1. Эффект за счет прироста физического объема продукции.
2. Эффект за счет снижения затрат ресурсов (труда, средств, материалов, энергии).
Затраты– это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период.
Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Расходамипризнаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию.
Классификация расходов предприятия. В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются следующим образом: 1) расходы по обычным
видам деятельности; 2) прочие расходы (в том числе операционные, внереализационные ( чрезвычайные) расходы.
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, которая является единой и обязательной для организаций всех отраслей: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты
К прочим расходам относятся: а) представительские расходы, которые включаются в течение отчетного (налогового периода) в размере, не превышающем 4% расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период; б) расходы налогоплательщика на все виды рекламы, которые учитываются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой им в течение налогового (отчетного) периода.
Себестоимость продукции —это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции.
Делать муху из слона нерентабельно:
Слишком много отходов
Шутка юмориста
Состав затрат, включаемый в себестоимость, регламентируется Налоговым кодексом РФ и Положением по бухгалтерскому учету.
Элемент «Материальные затраты» включает стоимость сырья, основных материалов (за вычетом возвратных отходов), комплектующих изделий и полуфабрикатов, приобретаемых со стороны для производства продукции, а также затраты на топливо и энергию всех видов, приобретаемых со стороны, расходуемых как на технологические цели, так и на обслуживание производства.
Элемент «Затраты на оплату труда» включает затраты на основную и дополнительную заработную плату всего промышленно-производственного персонала, а также работников, не состоящих в штате предприятия.
Отчисления на социальные нужды отражают отчисления по установленным нормам в пенсионный фонд, на медицинское и социальное страхование и др.
В «Амортизацию основных фондов» входит сумма амортизационных отчислений по установленным нормам от полной первоначальной стоимости производственных основных фондов предприятия, включая ускоренную амортизацию их активной части.
В элемент «Прочие затраты» входят затраты, которые не могут быть отнесены ни к одному из перечисленных элементов (командировочные расходы, налоги и сборы, оплата услуг связи и т. д.).
Классификация затрат по статьям калькуляции представляет собой деление их по производственному назначению и месту возникновения в процессе производства и реализации продукции. Классификация по калькуляционным статьям расходов служит основой для разработки калькуляции себестоимости отдельных видов продукции (работ и услуг), всей товарной продукции предприятия.
По способу отнесения на себестоимостьпродукции выделяются прямые и косвенные расходы.
Прямые расходы непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы, топливо, энергия).
Косвенные расходы обусловлены изготовлением различных видов продукции и включаются в себестоимость отдельных видов продукции косвенно (условно), пропорционально какому-либо признаку. К ним относятся часть расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы.
По функциональной ролив формировании себестоимости продукции различают основные и накладные расходы.
Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления изделий. Это расходы на сырье, материалы (основные), технологические топливо и энергию, основная заработная плата производственных рабочих.
К накладным расходам относятся затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управлением, обслуживанием. Накладными являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
По степени зависимостиот изменения объема производства затраты делятся на пропорциональные и непропорциональные. Пропорциональные затраты (условно-переменные) — это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (заработная плата производственных рабочих, затраты на сырье, материалы и т. п.).
Непропорциональные затраты (условно-постоянные) — это затраты, абсолютная величина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления, энергия на освещение помещений, заработная плата управленческого персонала).
Калькулирование—это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей проданной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и продажу продукции.
Расчет плановых калькуляций. Калькуляция себестоимости необходима для определения цены единицы продукции, соизмерения затрат предприятия с результатами его производственно-хозяйственной деятельности, определения уровня эффективности работы предприятия и др
Себестоимость реализованной продукции — это затраты предприятия на ее производство и продажу, включает итог всех 12 статей расходов.
Производственная себестоимость — это затраты предприятия на производство выпущенной продукции.
Полная производственная себестоимость (фабрично-заводская) формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления предприятием, включает 11 статей расходов.
Расходы на подготовку и освоение производства включаются в плановые калькуляции отдельных видов продукции на основании сметы и планируемого объема выпуска продукции за установленный срок погашения затрат.
Общепроизводственные (цеховые) расходы по отдельным видам изделий распределяются на изготавливаемую продукцию пропорционально основной заработной плате производственных рабочих отдельно по каждому цеху. Распределение общехозяйственных затрат между отдельными видами продукции производится аналогично распределению цеховых расходов, учитывая, что это расходы, общие для всей организации.
Потери от брака планируются в виде исключения в отдельных производствах, перечень которых устанавливается в отраслевых инструкциях. Прочие производственные расходы прямо включаются в себестоимость соответствующих изделий или распределяются между отдельными изделиями пропорционально их производственной себестоимости.
В зависимости от назначения различают:
плановую, нормативную, проектную и отчетную калькуляции.
Плановую калькуляцию составляют исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и норм расходов по организации обслуживания производства.
Нормативная калькуляция — это расчет себестоимости изделия по нормам расхода сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов, нормам и расценкам по заработной плате, утвержденным сметами расходов по управлению и обслуживанию производства. В отличие от плановой нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости изделия на момент ее составления.
Проектная калькуляция определяется при подготовке производства продукции и предназначена для обоснования эффективности проектируемых новых производств и технологических процессов, ее разрабатывают по укрупненным расходным нормативам.
Отчетная калькуляция показывает фактическую себестоимость единицы продукции, ее составляют по тем же статьям затрат, что и в плановой, но включают некоторые обоснованные потери и расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией (например, потери от брака, затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий,
Контрольные вопросы
1. По отношению к каким видам затрат распределяются косвенные общепроизводственные и общехозяйственные расходы на себестоимость продукции
2. Укажите, какие из статей затрат на производство продукции относятся к категории условно-переменных
3. Укажите, какие из статей затрат на производство продукции относятся к категории условно-постоянных
4. В каких случаях формирование затрат на себестоимость продукции производится групповым методом
5. В чем состоит преимущество формирования затрат на себестоимость продукции путем составления калькуляции
6. Какие затраты на себестоимость продукции относятся к накладным затратам
7. Какие виды затрат на себестоимость продукции относятся к общехозяйственным затратам
8. Какие виды себестоимости определяются при формировании затрат по группам
9. Что понимается под экономической эффективностью?
10. Основные показатели экономической эффективности?