Основные термины и понятия
Акциз –федеральный косвенный налог, введенный в России на товары престижного ассортимента, предметы роскоши, деликатесной продукции и два вида минерального сырья – нефть и природный газ в 1992 году
Баррель – единица измерения сырой нефти, используемая в мировых ценах на нефть. 1 баррель – 159 литров нефти
ГРО – газораспределительная организация
ГРЭС – государственные районные электростанции, обслуживающие потребности экономического района.
Дебит скважин – объем нефти или газа, поступающих в единицу времени из естественного или искусственного источника.
Естественная монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
ППС -паритеты покупательной способности
РЭК -региональная энергетическая комиссия
Тариф – цена услуги.
ФОРЭМ – федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности.
ФЭК – федеральная энергетическая комиссия.
ГЛАВА 2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
ТОВАРОВ И УСЛУГ
Рынок потребительских товаров и услуг
Рынок потребительских товаров и услуг охватывает реализацию товаров и услуг, приобретаемых населением.
Существует два способа реализации потребительских товаров – оптом и в розницу. Основным критерием для разграничения оптового и розничного оборота товаров является цель их использования покупателем.
В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса РФ[26] продажа товаров относится к розничной торговле, если эти товары предназначены для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Продажа товаров юридическим и физическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности относится к оптовой торговле.
После 1998 г. рынок потребительских товаров и услуг развивается достаточно высокими темпами.
Таблица 2.1
Динамика рынка потребительских товаров и услуг в России, в млн. руб.
и в % к 1998 г. в фактически сложившихся ценах[27]
млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | |
1. Розничный товарооборот – всего: в том числе | 1041191,0 | 1788751,0 | 171,8 | 224,3 | 3039879,0 | 292,0 | ||
- продовольственные товары | 489359,8 | 862178,0 | 176,2 | 1086147,5 | 221,9 | 1401384,2 | 286,4 | |
- непродовольственные товары | 551831,2 | 926573,0 | 168,0 | 1249653,5 | 226,5 | 1638494,8 | 296,9 | |
2. Объем платных услуг населению | 139,3 | 189,7 | 258,8 | |||||
3. Оборот общественного питания | 166,0 | 224,6 | 311,7 |
С 2000 года более высокими темпами увеличивается оборот общественного питания.
Если оборот розничной торговли на душу населения в тыс. руб. в 1998г. составлял 7088, в том числе продовольственных товаров 3332 и непродовольственных товаров 3756, то в 1999г. соответственно 12283, 5918 и 6365, в 2000 г. 16113, 7486, 8627, а в 2001г. 21090, 9716, 11374.
В 1998г. на душу населения объем платных услуг составлял 2180 руб.; в 1999 г. 3047 руб.; в 2000 г. 4172 руб., в 2001 г. – 5694.
При этом на долю бытовых услуг в 2001г. приходилось 25,3%, жилищно-коммунальных – 22,2%, а пассажирского транспорта – 11,9%. По сравнению с 1998 г. наблюдается снижение доли пассажирского транспорта (в 1998г. 24,5%) и, наоборот, рост доли бытовых услуг (в 1998г. 16,7 %).
На значительное увеличение оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг оказывал рост розничных цен (тарифов).
Так, с 1998г. по 2001г. наблюдался рост потребительских цен особенно на такие товары как говядина и свинина (в 2,3 раза), колбаса вареная (в 2,2 раза), хлеб и булочные изделия (в 2,1 раза), водка (в 2 раза), молоко цельное и рыба мороженая (около 2х раз).
Нижеследующая таблица (2.2.) характеризует индексы физического объема розничной торговли.
Таблица 2.2
Индексы физического объема розничной торговли
(1990 г. = 100, в сопоставимых ценах)[28]
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |
1. Оборот розничной торговли | ||||
в том числе: продовольственные товары | ||||
непродовольственные товары | ||||
2. Оборот общественного питания | 33,8 | 29,3 | 31,7 | 34,2 |
Физический объем розничной торговли до 2001г. был ниже уровня 1990г. В 1999 г. он несколько снизился (по сравнению с 1998г.), но уже в 2000г. наметилась тенденция к росту. Физический объем общественного питания не достиг еще уровня 1990г., хотя наблюдается тенденция его увеличения, кроме 1999г., когда, как и в розничной торговле, он несколько снизился.
Следует заметить, что основная доля оборота как в розничной торговле, так и общественного питания приходится на малые предприятия, при этом их доля имеет тенденцию к росту. Доля крупных и средних организаций в общем обороте розничной торговли в 2001г. составляла 16,3% (в 1998 г. – 20,2%), в обороте общественного питания 37,8% (в 1998 г. – 38,3%), т.е. снизилась.
Об изменении товарной структуры оборота розничной торговли свидетельствуют данные таблицы 2.3.
Таблица 2.3
Товарная структура оборота розничной торговли в процентах[29]
Годы | Всего | в том числе | |
Продовольственные товары | Непродовольственные товара | ||
42,9 | 57,1 | ||
45,7 | 54,3 | ||
46,5 | 53,5 | ||
47,0 | 53,0 | ||
48,1 | 51,9 | ||
46,5 | 53,5 | ||
46,1 | 53,9 |
По сравнению с 1990г. доля продовольственных товаров в 2001г. увеличилась с 42,9% до 46,1%, а доля непродовольственных товаров, наоборот, снизилась соответственно с 57,1% до 53,9%.
Эти изменения в значительной степени связаны с ценами потребительских товаров и услуг населения и свидетельствуют о некотором снижении уровня жизни населения с 1992г. до 2000г. С 2000г. наметилась тенденция к увеличению этого уровня.