Основные термины и понятия

Акциз –федеральный косвенный налог, введенный в России на товары престижного ассортимента, предметы роскоши, деликатесной продукции и два вида минерального сырья – нефть и природный газ в 1992 году

Баррель – единица измерения сырой нефти, используемая в мировых ценах на нефть. 1 баррель – 159 литров нефти

ГРО – газораспределительная организация

ГРЭС – государственные районные электростанции, обслуживающие потребности экономического района.

Дебит скважин – объем нефти или газа, поступающих в единицу времени из естественного или искусственного источника.

Естественная монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

ППС -паритеты покупательной способности

РЭК -региональная энергетическая комиссия

Тариф – цена услуги.

ФОРЭМ – федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности.

ФЭК – федеральная энергетическая комиссия.

ГЛАВА 2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ

ТОВАРОВ И УСЛУГ

Рынок потребительских товаров и услуг

Рынок потребительских товаров и услуг охватывает реализацию товаров и услуг, приобретаемых населением.

Существует два способа реализации потребительских товаров – оптом и в розницу. Основным критерием для разграничения оптового и розничного оборота товаров является цель их использования покупателем.

В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса РФ[26] продажа товаров относится к розничной торговле, если эти товары предназначены для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Продажа товаров юридическим и физическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности относится к оптовой торговле.

После 1998 г. рынок потребительских товаров и услуг развивается достаточно высокими темпами.

Таблица 2.1

Динамика рынка потребительских товаров и услуг в России, в млн. руб.

и в % к 1998 г. в фактически сложившихся ценах[27]

 
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
1. Розничный товаро­обо­рот – всего: в том числе 1041191,0 1788751,0 171,8 224,3 3039879,0 292,0
- продовольственные товары 489359,8 862178,0 176,2 1086147,5 221,9 1401384,2 286,4
- непродовольственные товары 551831,2 926573,0 168,0 1249653,5 226,5 1638494,8 296,9
2. Объем платных услуг населению 139,3 189,7 258,8
3. Оборот обществен­ного питания 166,0 224,6 311,7

С 2000 года более высокими темпами увеличивается оборот общественного питания.

Если оборот розничной торговли на душу населения в тыс. руб. в 1998г. составлял 7088, в том числе продовольственных товаров 3332 и непродовольственных товаров 3756, то в 1999г. соответственно 12283, 5918 и 6365, в 2000 г. 16113, 7486, 8627, а в 2001г. 21090, 9716, 11374.

В 1998г. на душу населения объем платных услуг составлял 2180 руб.; в 1999 г. 3047 руб.; в 2000 г. 4172 руб., в 2001 г. – 5694.

При этом на долю бытовых услуг в 2001г. приходилось 25,3%, жилищно-коммунальных – 22,2%, а пассажирского транспорта – 11,9%. По сравнению с 1998 г. наблюдается снижение доли пассажирского транспорта (в 1998г. 24,5%) и, наоборот, рост доли бытовых услуг (в 1998г. 16,7 %).

На значительное увеличение оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг оказывал рост розничных цен (тарифов).

Так, с 1998г. по 2001г. наблюдался рост потребительских цен особенно на такие товары как говядина и свинина (в 2,3 раза), колбаса вареная (в 2,2 раза), хлеб и булочные изделия (в 2,1 раза), водка (в 2 раза), молоко цельное и рыба мороженая (около 2х раз).

Нижеследующая таблица (2.2.) характеризует индексы физического объема розничной торговли.

Таблица 2.2

Индексы физического объема розничной торговли

(1990 г. = 100, в сопоставимых ценах)[28]

  1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
1. Оборот розничной торговли
в том числе: продовольственные товары
непродовольственные товары
2. Оборот общественного питания 33,8 29,3 31,7 34,2

Физический объем розничной торговли до 2001г. был ниже уровня 1990г. В 1999 г. он несколько снизился (по сравнению с 1998г.), но уже в 2000г. наметилась тенденция к росту. Физический объем общественного питания не достиг еще уровня 1990г., хотя наблюдается тенденция его увеличения, кроме 1999г., когда, как и в розничной торговле, он несколько снизился.

Следует заметить, что основная доля оборота как в розничной торговле, так и общественного питания приходится на малые предприятия, при этом их доля имеет тенденцию к росту. Доля крупных и средних организаций в общем обороте розничной торговли в 2001г. составляла 16,3% (в 1998 г. – 20,2%), в обороте общественного питания 37,8% (в 1998 г. – 38,3%), т.е. снизилась.

Об изменении товарной структуры оборота розничной торговли свидетельствуют данные таблицы 2.3.

Таблица 2.3

Товарная структура оборота розничной торговли в процентах[29]

Годы Всего в том числе
Продовольственные товары Непродовольственные товара
42,9 57,1
45,7 54,3
46,5 53,5
47,0 53,0
48,1 51,9
46,5 53,5
46,1 53,9

По сравнению с 1990г. доля продовольственных товаров в 2001г. увеличилась с 42,9% до 46,1%, а доля непродовольственных товаров, наоборот, снизилась соответственно с 57,1% до 53,9%.

Эти изменения в значительной степени связаны с ценами потребительских товаров и услуг населения и свидетельствуют о некотором снижении уровня жизни населения с 1992г. до 2000г. С 2000г. наметилась тенденция к увеличению этого уровня.

Наши рекомендации