Примеры мотивации крупнейших иностранных инвесторов, запустивших проекты «с нуля» в России
Инвестор | Основной мотив |
Royal Dutch Shell | Природные ресурсы |
TotalFinaELf | Природные ресурсы |
ВР | Природные ресурсы |
Pgleiderer | Низкие издержки производства |
Segura Consulting Assoc. | Поиск рынков сбыта |
Ferrovial and Caixa Bank | Поиск рынков сбыта |
Renault | Поиск рынков сбыта |
BMW | Низкие издержки производства |
General Motors | Низкие издержки производства |
Deutsche Telecom | Поиск рынков сбыта |
Philip Morris | Поиск рынков сбыта |
Mars | Поиск рынков сбыта |
Bonduelle | Поиск рынков сбыта |
Cadburry | Поиск рынков сбыта |
Практика показывает, что при выборе места для размещения инвестиций окончательный выбор стратегического инвестора определяют факторы, по которым конкурирующие регионы имеют значительные отличия. Факторы, текущая ситуация по которым в регионах-конкурентах отличается незначительно, не влияют на решения относительно размещения инвестиций, принимаемыми инвесторами.
Набор значимых показателей был выявлен через анализ[1] уровня дифференциации регионов-конкурентов по основным факторам инвестиционной привлекательности. Результаты экспертных интервью с представителями бизнес-сообщества и потенциальными инвесторами[2] показал, что факторы, значения которых среди регионов конкурентов отличаются менее чем на 20%, не являются определяющими при принятии решения о выборе места размещения инвестиций.
Оценка уровня дифференциации регионов - конкурентов по основным факторам инвестиционной привлекательности
По результатам проведенного анализа такими факторами в выбранной конкурентной группе являются:
· макроэкономические индикаторы;
· налоговый режим;
· стоимость рабочей силы;
· качество жизни;
· уровень развития инвестиционного законодательства;
· уровень развития финансовой инфраструктуры.
Среди факторов, влияющих на принятие решений об инвестировании определены:
· уровень развития инфраструктуры и логистики;
· потребительский потенциал;
· эксплуатационные издержки;
· надежность ЖКХ;
· доступность и квалификация рабочей силы;
· уровень развития деловой инфраструктуры;
· наличие инвестиционных площадок;
· уровень развития инфраструктуры поддержки инвесторов.
2. Определение регионов-конкурентов и сбор информации. Необходимо составить короткий список регионов-конкурентов, используя более формальный подход. Изначально нужно составить список регионов, которые отвечают следующим характеристикам:
· Регионы, являющиеся конкурентами в привлечении инвестиций по отраслям;
· Регионы, которые наиболее успешны в привлечении инвестиций;
· Регионы, схожие с регионом по экономической структуре (например, по ВВП на душу населения), основе промышленности (например, зависимость от одного ресурса) и по географическим преимуществам (например, близость к большому рынку или наличие морского порта).
Первоначальный список может быть большим, но его нужно уменьшить до 3-5 территорий, являющихся наиболее серьезными конкурентами исследуемого региона в привлечении инвестиций.
3.Сравнение региона с регионами-конкурентами. После сбора данных для сравнения, можно переходить к ранжированию и сравнению региона с конкурентами. Следует отметить, что не все факторы имеют одинаковый вес с точки зрения потенциального инвестора: например, чуть более дешевая рабочая сила и коммунальные расходы не компенсируют негативных эффектов от нестабильного макроэкономического климата. Кроме того, каждая отрасль имеет свои особенные приоритеты:
В таблице показана степень воздействия различных факторов на режим инвестиций применительно к пяти видам отраслей. Ключевые факторы группируются в соответствии со степенью их важности для потенциальных инвесторов, определяющей, высокой, средней, низкой и неважной. Например, если SWOT-анализ и сравнительное исследование показали, что регион характеризуется предсказуемой правительственной политикой, высокими макроэкономическими показателями и качественными человеческими ресурсами, но также слабой авиа- и наземной транспортной инфраструктурой, то регион скорее будет привлекательным для компаний, оказывающих профессиональные услуги, но не для легкой промышленности.
Наоборот, если регион отличается великолепной транспортной инфраструктурой, но невысокой квалификацией рабочей силы, то он может привлечь компании, предоставляющие услуги по поставке товаров. Эта информация может использоваться при составлении первоначального списка целевых отраслей – потенциальных инвесторов.
4.Определение Предложения, подчеркивающего уникальность региона. После сравнения региона с конкурентами будет сформировано более четкое представление о сильных и слабых сторонах. Полученные сведения можно использовать для дополнительного пересмотра положительных и отрицательных сторон, выявленных в ходе SWOT-анализа. Они служат источником формирования Предложения, подчеркивающего уникальность региона (ППУР), то есть выделения тех сторон, в которых регион особенно силен по сравнению с конкурентами, и которые, вероятно, заинтересуют некоторые виды отраслей-инвесторов. ППУР может быть использовано при взаимодействии с отраслями - потенциальными инвесторами; оно является ключевым компонентом формирования кампании по созданию имиджа.
[1] Степень влияния на принятие решений (релевантность) анализируемых показателей рассчитывалась по формуле:
где - коэффициент вариации (показывает степень разброса значений показателя для рассматриваемых городов вокруг среднего значения, то есть степень отличия городов по данному показателю). По результатам экспертных интервью с представителями бизес-сообщества и потенциальными инвесторами пороговое значение коэффициента вариации составляет 20%. Т.е., показатели, коэффициент вариации которых менее 20% не влияют на решения, принимаемые инвесторами.
- среднеквадратичное отклонение;
- среднеарифметическое значение;
- значение показателя для i–го региона;
- количество рассматриваемых регионов.
[2] Данные WAIPA - World Association of Investment Promotions Agencies (Всемирная Ассоциация Агентств инвестиций и развития).