Объем дисциплины и виды учебной работы. Северо-Кавказский филиал
Северо-Кавказский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Российский государственный университет правосудия»
(г. Краснодар)
Кафедра уголовно-процессуального права
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Учебно-методический комплекс для студентов
очной формы обучения
(специальность 030900 – Юриспруденция)
(КВАЛИФИКАЦИЯ «БАКАЛАВР»)
Краснодар
Авторы:
Бородинова Т.Гзаведующая кафедрой уголовно-процессуального права СКФ ФГБОУ ВО «РГУП», кандидат юридических наук, доцент.
Бабенко И. А. доцент кафедры уголовно-процессуального права СКФ ФГБОУ ВО «РГУП», кандидат юридических наук.
Рецензенты:
Тушев А.А. профессор кафедры уголовно-процессуального права
Кубанского Аграрного университета,
доктор юридических наук.
Гладышева О.В. заведующая кафедрой Уголовного процесса
Кубанского государственного университета,
кандидат юридических наук, доцент
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров.
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Северо-Кавказского филиала ГОУ ВПО РАП (протокол № 3 от 26.09.2013 г.)
Утвержден Учебно-методическим советом Северо-Кавказского филиала ГОУ ВПО РАП (протокол № - от ……….2013 г.
© Российский государственный университет правосудия, 2015 г.
© Бабенко И.А., 2015.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….….....…4
Объем дисциплины и виды учебной работы……………...................................9
Тематический план дисциплины...……………….……………………....….....10
Программа курса……………………………………….........................................12
Список литературы…….………………………………………………..……......27
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.......56
Планы семинарских (практических)занятий ………………………………...61
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя...................................................................................................123
Примерная тематика курсовых работ...……………………………….……...133
Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий…………………………………………………………………….....……136
Примеры контрольных заданий..……………………………………………...136
Вопросы для подготовки к экзамену..………………………….......................144
Вопросы для самоконтроля…………………………………………………….154
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Уголовный процесс» входит в Профессиональный цикл - Базовую (обязательную) часть, изучаемых бакалаврами дисциплин, обучающимися по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»). Курс занимает важное место в системе изучения права России в целом, в том числе в системе уголовно-правовых дисциплин.
Целью изучения учебного курса является получение бакалаврами очной формы обучения систематизированных основ научных знаний в области уголовно-процессуального права Российской Федерации и формирование целостного представления о закономерностях функционирования уголовного судопроизводства.
Задачи изучения курса заключаются в:
-уяснении бакалаврами основных теоретических положений уголовного судопроизводства РФ;
-получении глубоких знаний о целях, задачах и особенностях процессуальной деятельности при рассмотрении уголовных дел;
-изучении уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры, адвокатуры и суда в области уголовного судопроизводства, а также решений Конституционного Суда РФ и материалов пленумов Верховного Суда РФ по вопросам применения норм уголовно-процессуального законодательства;
-формировании у бакалавров понимания важности соблюдения прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных правоотношений.
В результате изучения курса «Уголовный процесс» бакалавр по направлению подготовки 030900 Юриспруденция должен знать:
- понятие, сущность, назначение и принципы уголовного судопроизводства;
-стадии уголовного процесса и отдельные уголовно-процессуальные институты, их содержание и уголовно-процессуальную форму;
-особенности процессуальной деятельности судов при рассмотрении уголовных дел;
-основные положения уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующего деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры, адвокатуры и суда в области уголовного судопроизводства;
-порядок реализации в уголовном судопроизводстве РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров.
В результате освоения курса бакалавры должны приобрести следующие общекультурные компетенции:
-осознавать социальную значимость своей будущей профессии и обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК - 1);
-добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдая принципы этики юриста (ОК - 2);
-владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК - 3);
-способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК - 4);
-культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК - 5);
-иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК - 6);
-стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК - 7);
-способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК - 8);
-способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК - 9);
следующие профессиональные компетенции:
в нормотворческой деятельности:
-способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК - 1);
в правоприменительной деятельности:
-способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
-способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК – 3);
-способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК – 4);
-способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК – 5);
-способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК – 6);
-навыками подготовки юридических документов (ПК – 7);
в правоохранительной деятельности:
-готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК – 8);
-способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК – 9);
-способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК – 10);
-способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК – 11);
-способностью выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК – 12);
-способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК – 13);
в экспертно-консультационной деятельности:
-готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК – 14);
-способностью толковать различные правовые акты (ПК – 15);
-способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК – 16);
Структура учебно-методического комплекса обусловлена учебно-методическими целями; структурным построением частей, разделов и глав УПК РФ. Учебно-методический комплекс состоит из введения, объема дисциплины, тематического плана, программы курса, списка литературы, методических рекомендаций по подготовке к семинарским занятиям, планов семинарских занятий, методических рекомендаций по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов, тематики курсовых работ, методических рекомендаций по выполнению контрольных заданий, примеров контрольных заданий, вопросов для подготовки к экзамену, вопросов для самоконтроля.
В структуре большое место отведено программе курса, которая охватывает все основные вопросы данного курса, представленные в пяти разделах, где уделяется внимание наиболее важным теоретическим положениям уголовно-процессуальной науки:
Ι. Общие положения (десять тем);
ΙΙ. Досудебное производство (пять тем);
ΙΙΙ. Судебное производство (двенадцать тем);
ΙV. Особый порядок уголовного судопроизводства (три темы);
V. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства (две темы).
Учебная программа предусматривает перечень нормативно-правовых актов, учебной литературы, а также список официальных актов высших судебных органов, судебной практики.
Также в содержание включены темы семинарских занятий.
К каждой теме семинарских занятий предлагается перечень программных теоретических вопросов, подлежащих обсуждению на занятии, список нормативной и дополнительной литературы, в том числе постановлений и определений Конституционного Суда РФ, обзоры практики Верховного Суда РФ.
Кроме того УМК включает в себя методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям проводимым в интерактивной форме, предложены сценарии их проведения.
Обращая особое внимание на важность самостоятельной работы студентов, в учебно-методический комплекс включены Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя с перечнем вопросов для самоконтроля разработанных по каждому разделу изучаемой дисциплины.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы по учебному плану | Форма обучения | |
очная | ||
4 года обучения | ||
Зачетные единицы (Общая Трудоемкость) | 288 = 8 з.е. | |
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинарские занятия | ||
Самостоятельная работа | ||
Форма итогового контроля | экзамен |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для бакалавров очной формы обучения (4 года) | ||||||||
Разделы (темы) дисциплины | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | |||||||
Лекции из них в акт. и интер. формах | Семинары из них в акт. и интер. формах | Сам. раб. | Формы интерактивных занятий | |||||
Раздел I. Общие положения уголовно-процессуального права. | ||||||||
Понятие, сущность и назначение уголовного судопроизводства РФ. Основные категории уголовно- процессуального права. | 2/2 | Семинар в диалоговом режиме | ||||||
Источники уголовно-процессуального права. | - | |||||||
Принципы уголовного судопроизводства. | 4/2 | Мини-конференция с элементами научной дискуссии | ||||||
Участники уголовного судопроизводства. | 4/2 | Фронтальный экспресс-опрос | ||||||
Процесс доказывания в уголовном судопроизводстве. | 4/2 | Мини- конференция | ||||||
Виды доказательств. | - | 4/2 | Решение тестовых заданий и задач | |||||
Гражданский иск в уголовном процессе. | - | |||||||
Меры уголовно-процессуального принуждения. | 4/2 | Коллоквиум | ||||||
Процессуальные ходатайства, жалобы, сроки и издержки. | - | |||||||
Реабилитация в уголовном процессе. | ||||||||
Раздел II. Досудебное производство. | ||||||||
Возбуждение уголовного дела. | 4/2 | Разбор конкретной ситуации с решением задач | ||||||
Предварительное расследование. | 4/2 | Разбор конкретной ситуации | ||||||
Следственные действия. | 4/2 | Фронтальный экспресс-опрос | ||||||
Привлечение в качестве обвиняемого. | ||||||||
Формы окончания предварительного следствия. | ||||||||
Раздел III. Судебное производство. | ||||||||
Стадия назначения судебного разбирательства. | ||||||||
Общие условия судебного разбирательства. | 2/2 | Семинар в диалоговом режиме | ||||||
Порядок судебного разбирательства. | 4/2 | Игровой судебн. процесс | ||||||
Постановление приговора. | - | |||||||
Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. | ||||||||
Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве. | Разбор результ-в раб. студ. исследовательск. группы | |||||||
Особенности производства у мирового судьи. | - | |||||||
Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. | 4/2 | Научная дискуссия | ||||||
Производство в суде апелляционной инстанции. | 4/2 | Научно-правовой анализ судебной практики | ||||||
Исполнение приговора. | - | |||||||
Производство в суде кассационной инстанции. | ||||||||
Производство в надзорной инстанции. | ||||||||
Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. | - | |||||||
Раздел IV. Особый порядок уголовного судопроизводства. | ||||||||
Производство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. | - | 4/2 | Решение тест. заданий | |||||
Производство о применении принудительных мер медицинского характера. | - | |||||||
Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. | - | |||||||
Раздел V. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. | ||||||||
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. | - | 2/2 | Выступления с докладами | |||||
Основные черты уголовного судопроизводства зарубежных правовых систем. | - | Выступления с докладами | ||||||
Всего по курсу: | ||||||||
Формы итогового контроля: V семестр – контрольное задание; VI семестр - экзамен | ||||||||
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ