Эластичность спроса и предложения
В математике эластичность - это степень реакции одной величины на изменение другой. (Например - степень реакции функции на изменение аргумента.). Эластичность - величина безразмерная, так как происходит сравнение относительных величин.
Эластичность спроса или предложения показывает, как изменяется объем спроса или предложения при изменении цены на 1 %.
Эластичность спроса всегда отрицательна, поэтому она определяется по модулю.
Спрос может быть:
· Абсолютно неэластичным - вертикальная прямая.
· Неэластичным
· Единичной эластичности
· Эластичным
· Абсолютно эластичным - горизонтальная линия.
Крайние значения - это теоретические абстракции. Абсолютно эластичного и абсолютно неэластичного спроса в реальной жизни не бывает.
Эластичность спроса зависит от характера товаров.
Низкая эластичность у спроса на предметы первой необходимости, от потребления которых человек не может отказаться. (Продукты питания, медикаменты, расходы на транспорт, коммунальные услуги и т.п.)
Спрос единичной эластичности предъявляется на одежду, обувь и другие потребительские блага, имеющие средние сроки службы (от месяца до года).
Спрос эластичен для товаров длительного пользования.
Знание эластичности спроса необходимо в первую очередь продавцам, от нее зависит изменение дохода ∆ TR = ∆ Q ∙ ∆ P
Для товаров с низкой эластичностью спроса повышение цены приводит к росту дохода. Для товаров с высокой эластичностью, наоборот, доход растет при снижении цены. (На этом основаны все сезонные распродажи).
Эластичность предложения показывает, как изменится объем предложения при изменении цены на 1 %. Она всегда положительна.
Предложение также может быть абсолютно неэластичным, неэластичным, единичной эластичности, эластичным и абсолютно эластичным.
Эластичность предложения определяется периодом времени, в течение которого осуществляется производство. По продолжительности выделяют:
1) краткосрочный
2) среднесрочный
3) долгосрочный периоды
В краткосрочном периоде фирма в ответ на рост спроса может только незначительно увеличить предложение. Например, используя запасы сырья на складе, заставляя людей работать сверхурочно. Предложение остается неэластичным.
В среднесрочном периоде можно нанять дополнительных работников, организовать еще одну смену, закупить больше сырья и т.п. Выпуск продукции возрастает в соответствии с ростом цены. Предложение имеет единичную эластичность.
В долгосрочном периоде фирма увеличивает мощности: строит новые цеха, берет кредиты на расширение выпуска и модернизацию, совершенствует технологии. Объем производства (предложения) растет быстрее, чем цена. Предложение эластично.