По проведению лекционных занятий по исполнительному производству
Лекция – специфическая форма устного общения преподавателя с аудиторией, выполняющая большую роль в передаче научных знаний. Лекции принадлежит ведущая роль в изучении права. На ее долю приходится около 50% плановых занятий. Лекционный курс призван дать целостное и логически стройное представление об основных положениях процессуального права, вооружить методологическим подходом к изучаемым проблемам, раскрыть закономерности и перспективы развития права как науки.
В настоящее время, когда учебников и учебных пособий на основе действующего законодательства не хватает (кроме того, они быстро устаревают), значение лекции возрастает.
Любая лекция носит воспитательный характер. Велико ее значение в этом направлении. Лекция также направляет, организует, стимулирует самостоятельную работу студентов, помогает в подборе и изучении литературы. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать содержание и методику чтения учебных лекций по процессуальному праву.
Лекция имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами обучения. Лекция – одна из наиболее экономичных по времени и эффективных по степени усвоения обучаемых форм передачи новых, систематизированных знаний.
Лекция вызывает интерес к процессуальному праву, формирует познавательные стимулы для самостоятельной работы, развивает творческое мышление у студентов. В то же время, лекция – одно из самых действенных средств формирования прочных убеждений.
Обычно лекции, читаемые в учебных заведениях, делятся на установочные, обзорные, проблемные и предметные.
Установочные и обзорные лекции читаются, как правило, студентам заочной формы обучения.
В проблемных лекциях по все вопросы строятся под углом зрения поставленной проблемы, в которой уделяется большое внимание методологической стороне с тем условием, чтобы студенты могли оставшиеся нераскрытые вопросы на лекции изучить самостоятельно.
В практике вузов России преобладает в основном такой вид обучения, как предметная лекция. Ее задачей является изложение определенной суммы знаний с анализом элементов проблемы.
Все виды лекций должны отвечать требованиям высокого теоретического уровня, умело сочетать научный и учебный подходы, аргументировано освещать наиболее сложные вопросы, тесно увязывая их с деятельностью органов внутренних дел, логически последовательно и убежденно, ясно и доходчиво излагать предлагаемый материал.
Целевая установка, логическая структура и план лекции
Темы лекций по в Тюменском филиале академии права и управления определены соответствующим тематическим планом и рабочей программой. Перед преподавателем стоит задача наметить учебные и воспитательные цели лекции, продумать ее логическую структуру и составить развернутый план.
Целевая установка лекции включает определение ее теоретико-познавательных (образовательных), научно-методических и воспитательных задач. Общеобразовательная цель предусматривает необходимость вооружить слушателя новыми знаниями по данной теме, рассмотрев их методологическое значение.
Целевая установка – стержень лекции, который определяет ее целостность и внутреннюю структуру. Исходя из нее, преподаватель составляет план двухчасовой лекции, которая содержит вступление, два – три основных вопроса, заключение или выводы.
Цель вступлениясводится к заинтересованности студента к теме и настрою его на активное восприятие материала лекции. Преподаватель может по-разному овладеть вниманием аудитории. Можно начать лекцию с изложения какого-либо яркого события, происходящего в области политической жизни страны связанного с развитием отношений, либо постановкой вопроса, который мог бы захватить внимание студентов.
Работая над планом лекции, преподаватель продумывает его схему, делает наброски, которые облегчают подбор и изучение необходимой литературы. Работая над литературой, вносит уточнения, дополнения, изменения, формулировки к вопросам темы. План не должен быть громоздким. Он должен содержать основные вопросы.
В плане могут быть и небольшие вопросы, уточняющие основные вопросы темы.
Лекцию обычно завершает краткое заключение, в котором преподаватель подводит итог сказанному, делает теоретические и практические выводы.
Для опытного преподавателя развернутый план оформляется в план - конспект лекции, который является главной и единственной рабочей записью, на основе которой он читает лекцию.
Большое значение имеет выбор материала и подготовка рабочих записей, в которых определяется круг проблем, обобщается материал и параллельно уточняется сам план лекции. Лекция не должна дублировать учебники. Задача преподавателя сводится к созданию комплекса систематизированных знаний по теме. Желательно выдвинуть в лекции крупную проблему и освещать принципиальные вопросы, заострив внимание аудитории на степени современности проблем.
Лектор должен возместить тот разрыв знаний, который возникает между содержанием учебника и последними данными науки исполнительного производства.
Убедительность и доказательность лекции во многом зависит от умелого подбора и правильного использования фактического материала. Известно, что факты придают лекции яркость и злободневность, поднимают ее научный уровень. Однако чрезмерно увлекаться фактами лектору не стоит, в противном случае они могут дать отрицательный результат. Факты должны быть достоверными. Не следует уходить от неприятных фактов, которые интересуют слушателей. Факты, не относящиеся к теме, могут отвлечь студентов и затруднить усвоение лекции. Здесь должна быть определенная системность.