Предложение. Закон предложения. Рыночное равновесие
Предложение - это такое количество товаров и услуг, которое производитель готов реализовать на рынке по определённой цене за определённый промежуток времени при прочих равных условиях.
Предложение также как и спрос, может быть задано:
- уравнением P = b + a ∙ Q или Q = b + a ∙ P
- таблицей (шкала предложения)
P, руб. | ||||||
Q, шт. | 5,8 | 6,5 |
- графически (кривая предложения). S - supply - предложение
Для линейного уравнения P = b + a ∙ Q
«b» - это точка пересечения с осью У (Q = 0)
«а» - угол наклона графика спроса. Наклон положительный, значит «а» с плюсом.
Движение от одного столбца шкалы к другому или от одной точки кривой предложения к другой называется изменением величины (объёма) предложения. Величина предложения меняется в зависимости от цены на товар. Изменение предложения - это переход к другой шкале или к другому графику предложения.
Предложение меняется под действием неценовых факторов:
1. Изменение издержек производства:
1.1. Технологии
1.2 Цены на ресурсы
1.3. Налоги и дотации.
2. Число продавцов.
3. Цены на сопряжённые товары.
4. Ожидания производителей.
Закон предложения отражает прямую связь между ценой и объёмом. Чем выше цена на товар, тем больше его будет предложено к продаже при прочих равных условиях в данный момент времени.
Положительный наклон кривой предложения объясняется повышением предельных издержек в краткосрочном периоде.
Индивидуальное предложение - предложение отдельного производителя. Рыночное предложение - предложение всех производителей на рынке. Определяется путём суммирования индивидуальных предложений.
Рыночное равновесие.
Если наложить друг на друга графики спроса и предложения, то в одной общей точке кривые пересекутся. Точка пересечения кривых называется точкой рыночного равновесия. Она характеризуется равновесным объёмом и равновесной ценой.
При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.
Существуют четыре основные варианта отклонения спроса и предложения от рыночного равновесия:
1.Увеличение спроса. 2. Уменьшение спроса.
3. Увеличение предложения. 4. Уменьшение предложения.
1. При увеличении спроса увеличивается цена и объём приобретаемых товаров. Равновесие устанавливается на более высоком уровне.
2. При уменьшении спроса - снижается как цена, так и объём. Равновесие - на более низком уровне.
3. При увеличении предложения - цена снижается, а объём увеличивается.
4. При уменьшении предложения - объём уменьшается, а цена растёт.
Отклонения от равновесия возникают тогда, когда спрос и предложение не меняются, а цена держится на уровне выше или ниже равновесного.
Если цена выше равновесной, то Qs > Qd. Возникает перепроизводство, излишек товаров.
Если цена ниже равновесной Qd > Qs. Формируется дефицит.
Цену на уровне выше равновесного держат монополии.
На уровне, ниже равновесного - государство (на социально значимые товары, например, жилье).