Равновесие спроса и предложения. Рыночная цена
В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (рис 3—10), а объем предложения не соответствовать" объему спроса (рис 3—11) В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах
В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 3—12). Точка равновесия обозначается Е (от латинского Equilibrium). В точке равновесия Рe = Рs = Pd
где Рe — равновесная цена; Ps — цена предложения; Pd — цена спроса.
Это означает, что Qe = Qs = Qd. где Qp — равновесный объем; Qs — объем предложения; Qd — объем спроса.
Равновесная цена (equilibrium price) — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующийопределенного количества времени. В условиях совершенной конкуренциипроисходит быстрое взаимное приспособление цен спросаи цен предложения, объема спроса и объема предложения. Врезультате установления равновесия выигрывают и потребители,и производители.
Поскольку цена равновесия обычно ниже максимальнопредлагаемой потребителям цены, величину излишка (выигрыша)потребителя (consumer's surplus) графически можно изобразить через площадь РmахЕРЕ (см. рис. 3—13)
В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РЕ, а объем проданного товара равен Qe (см. рис. 3—13). Следовательно, совокупная (общая) выручка (total revenue) равна TR = РЕ х Qr. Совокупные издержки (затраты) производителей равны площади фигуры0PminEQE.
Разница между общей выручкой TR=РЕ х QE (площадью прямоугольника 0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQ) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmin.
Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2—Q1 при цене Р: (см. рис. 3—14а), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.
Главным в подходе А. Маршалла является разность цен P1—Р2. По его мнению продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (см. рис. 3—146). Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла.
Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом "невидимой руки"). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.