Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Прокурор - наделенный властными полномочиями участ­ник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех стадиях судопроизводства. УПК опре­деляет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах ком-

Положения п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ в части рассмотрения дел в составе трех федеративных судей вступает в действие не 1 января 2003 года, а 1 января 2004 года (см. п. 3 Федерального закона от 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002 г.) № 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ).

" См.: ст. 8 Федерального закона № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуаль­ного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4924.

Раздел I. Общие положения

петенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предвари­тельного следствия (ч. 1 ст. 37).

Самим термином «прокурор» УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему про­куроров, их заместителей и помощников, участвующих в уголовном судо­производстве (п. 31 ст. 5).

Наиболее широкими полномочиями Закон о прокуратуре и УПК наде­ляют прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства-в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон о прокуратуре констатирует, что прокурор осуществляет: а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодатель­ством Российской Федерации; в) координацию правоохранительной дея­тельности по борьбе с преступностью (ч. 2 ст. 1).

Формулируя предмет надзора прокурора на досудебных этапах уголов­ного судопроизводства, Закон о прокуратуре включает в него: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; про­ведение расследования; законность решений, принимаемых органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предва­рительное следствие.

Рассмотрение вопросов деятельности прокурора применительно к сфере оперативно-розыскной деятельности в связи с уголовно-процессуальной деятельностью обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, оперативно-розыскные меры нередко применяются во взаимодействии (например, при привлечении к работе следственной группы должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) с мерами процес­суальными (следственными). Во-вторых, основаниями для проведения опе­ративно-розыскных мероприятий могут быть поручения следователя или указания прокурора (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК, п. 3. ч. 1 ст. 7 Федерального за­кона «Об оперативно-розыскной деятельности»). В-третьих, оперативно-розыскные действия подчас предшествуют уголовно-процессуальным (ст. 143 УПК, п. 1. ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД). Все это позволяет сделать вывод, что для следователя (как, впрочем, и для суда) совсем не безраз­лично, соблюден ли закон при проведении оперативно-розыскных меро­приятий, не нарушены ли при этом права граждан. Поэтому и результаты прокурорского надзора за действиями органов, осуществляющих опера­тивно-розыскную деятельность, могут оказать влияние на ход и результа­ты расследования.

Глава VII. Участники уголовного судопроизводства

Прокуратура наделена функцией расследования преступлений. Согласно Закону о прокуратуре она осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компе­тенции (п. 1 ч. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 151). Однако, осуществляя надзор за исполне­нием законов следователями других органов предварительного расследова­ния (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими же полномочиями.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор наде­лен широкими полномочиями, включающими: а) проверку исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении (п. 1, 2, 4 ст. 37 УПК); б) принятие конкретных мер по осуществлению быстрого и качественного расследования уголовных дел (п. 2, 6-9); в) дачу согласия следователю, дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного про­цессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5)1; г) принятие в ходе расследования по конкретным делам решений: промежуточных (п. 5-12) и заключительных (п. 13-16); д) вынесение решений об отмене незаконных постановлений по делу, принятых нижестоящими прокурорами, следователями, дознавателями (п. 10 ст. 37 УПК).

Для обеспечения своевременного надзора за исполнением закона при возбуждении уголовного дела постановление об этом следователя или доз­навателя немедленно направляется прокурору, который обязан незамедли­тельно дать согласие на возбуждение дела либо вынести постановление об отказе в этом, либо принять решение о возвращении материалов для до­полнительной проверки.

На предварительном следствии и дознании прокурор вправе выносить постановления по делам, расследуемым следователем или дознавателем, давать указания, обязательные к исполнению названными лицами. Обжа­лование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавли­вает их исполнения за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 38 УПК. Кроме того, уголовно-процессуальный закон наделяет прокурора правами: участвовать в производстве предварительного расследования и в необхо­димых случаях лично производить отдельные следственные действия по любому делу; возвращать дела для дополнительного расследования; пере­давать дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК с обязательным указанием оснований передачи; прекращать уголовные дела

В части ряда «иных процессуальных действий» до 1 января 2004 г. принимает решение про­курор (см.: ст. 10 Федерального закона от 22 ноября 2001 г. (18 декабря 2001 г.) № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №52 (ч. 1). Ст. 924). См. также постановление Конституционного Суда РФ № 6-П от 14 марта 2002 г. (Российская газета. 2002. 21 марта).

Раздел I. Общие положения

(п. 2 ч. 1 ст. 221); отменять постановления следователя о прекращении дела (ст. 214 УПК) и т. д.

Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заклю­чение, а дознаватель - обвинительный акт (утверждаемый начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив мате­риалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт), переда­ет дело в суд (ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК). При этом обвинение может быть изменено в сторону смягчения (п. 2 ч. 2 ст. 221, ч. 2 ст. 226 УПК). Прокурор рассматривает жалобы на действия следователя и лица, производящего дознание.

Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст. 37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроиз­водстве. На него, как представителя власти, возложено осуществление уго­ловного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч. 4 ст. 37). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установлен­ным УПК, он вправе отказаться от осуществления уголовного преследова­ния (ч. 5 ст. 37 УПК). В случаях, когда предварительное расследование проводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, про­изводящему дознание по данному уголовному делу (Федеральный закон № 58-ФЗ).

Следователь - это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия. Предварительное следствие осу­ществляют следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи Федеральной службы безопасности и следователи федераль­ных органов налоговой полиции. Объем процессуальных прав и обязанно­стей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственноегь) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квали­фикации преступления (ст. 151 УПК).

Определяя следователя как должностное лицо, уполномоченное зако­ном осуществлять предварительное следствие по делу, необходимо сразу же оговорить, что, кроме того, он наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию (с согласия прокурора) решений о возбуждении уголовного дела. В случа­ях, указанных в законе (п. 1, 2, 7 ч. 3 ст. 151 УПК) следователи проводят дознание и поддерживают по этим делам обвинение (ч. 4 ст. 37 УПК) при наличии поручения прокурора (указанные статьи - в ред. Федерального закона № 58-ФЗ).

Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установ­ление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоя-

Главэ VII. Участники уголовного судопроизводства

тельств, способствовавших совершению преступлений. Следователь наде­ляется широкими субъективными правами и обязанностями, которые реа­лизуются в рамках уголовно-процессуальных отношений, возникающих между ним и обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим, прокурором, на­чальником следственного отдела, органом дознания, другими субъектами уголовного процесса. В законе специально подчеркивается, что все реше­ния о направлении следствия и производстве следственных действий сле­дователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Это означает, что он вправе само­стоятельно направлять ход следствия, определять круг необходимых след­ственных действий, устанавливать последовательность их проведения, принимать решения о движении дела и др.

Подчеркивая самостоятельность следователя, действующий уголовно-процессуальный закон ограничил ее случаями, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. В ча­стности, решения суда необходимо получить, когда планируется проведе­ние действий, направленных на ограничение конституционных прав граж­дан, связанных с ограничением: а) личной неприкосновенности (п. 1-3, 6 ч. 2 ст. 29 УПК); б) неприкосновенности частной жизни (п. 8, 11 ч. 2 ст. 29); в) неприкосновенности жилища (п. 4, 5 ч. 2 ст. 29); г) ограничением имуще­ственных прав (п. 7, 9 ч. 2 ст. 29); д) временным отстранением обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК).

В ст. 38 УПК, посвященной общей характеристике правового статуса следователя, особо выделены (ч. 3 и 4) положения, направленные на регу­лирование правовых отношений между следователем и прокурором в связи с дачей ими указаний и принятием ими решений по делу. Решения и указа­ния прокурора, принимаемые в связи с производством по делу, могут ка­саться многих вопросов. Они обязательны к исполнению. Обжалование вы­шестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК. В семи пунктах этой статьи пере­числены девять случаев (в п. 5 и 7 содержится по два случая), когда следова­тель вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с пись­менным изложением своих возражений при несогласии с ними. Прокурор же в результате рассмотрения возражений отменяет указание нижестоящего прокурора (в этом случае дело возвращается следователю) или поручает производство следствия по данному делу другому следователю.

Существенны полномочия следователя по даче поручений органу доз­нания в связи с расследованием уголовного дела. Во-первых, в самом нача­ле п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК подчеркнута обязанность исполнения органами доз­нания полученных от следователя поручений. Во-вторых, имеющим юри­дическую силу является только поручение, данное в письменной форме. В-третьих, уголовно-процессуальный закон наделил следователя правом

Раздел I. Общие положения

Глава VII. Участники уголовного судопроизводства

давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В-чет­вертых, УПК подтверждает положение о праве следователя дать поручение органу дознания о «проведении оперативно-розыскных мероприятий, про­изводстве отдельных следственных действий, об исполнении постановле­ний о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуаль­ных действий, а также получать содействие при их осуществлении».

Приведенные положения, однако, не свидетельствуют от том, что сле­дователь может давать органам дознания поручение о проведении любого следственного или иного процессуального действия. Следователь не вправе возлагать на органы дознания проведение действий, которые, согласно за­кону, он должен проводить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и т. д.).

Начальник следственного отдела.Термин «начальник следственного отдела» по содержанию выходит за рамки его буквального смысла, так как согласно п. 18 ст. 5 УПК им является должностное лицо, возглавляющее следственное подразделение, а также его заместитель. Таким образом, в действующем законе представление о начальнике следственного отдела (как понятии) охватывает не только должностных лиц органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, но и прокуратуры.

Сообразно положениям ст. 38 и 39 УПК начальник следственного отдела вступает в правовые отношения со следователями по вопросам, связанным с расследованием уголовных дел. Он поручает производство предварительного следствия следователю или группе следователей (ст. 163 УПК), наделен пра­вом отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия, а также вносить прокурору ходатайства об отме­не иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

В целях обеспечения исполнения предписанных ему положений началь­ник следственного отдела правомочен проверять находящиеся у следовате­лей уголовные дела, а по результатам этих проверок - давать указания. В перечень вопросов, по которым начальник следственного отдела вправе дать указания следователю, входят вопросы, связанные с: а) направлением расследования; б) обвинением (привлечение в качестве обвиняемого, объем обвинения, квалификация преступления); в) избранием меры пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого.

Подтверждая письменную форму указаний как непременное условие их действенности, закон указывает на их обязательное исполнение следовате­лем. Допуская возможность их обжалования прокурору и в суд, закон вме­сте с тем исходит из того, что это не приостанавливает, как правило, их исполнение. Жалоба следователя приостанавливает исполнение им указа­ний начальника следственного отдела лишь в случаях, когда они касаются: а) привлечения лица в качестве обвиняемого; б) квалификации обвинения;

в) объема обвинения; г) избрания меры пресечения; д) проведения следст­венных действий, которые допускаются только по судебному решению (ст. 39 УПК в ред. Федерального закона № 58-ФЗ).

Указания прокурора, данные следователю по конкретному уголовному делу, обязательны и для начальника следственного отдела. Последний должен принять организационные меры (в пределах компетенции) к обес­печению исполнения указаний прокурора.

Если начальник следственного отдела принял уголовное дело к своему производству, он обладает полномочиями следователя и (или) руководите­ля следственной группы (ст. 38, 163 УПК).

Орган дознания.Согласно ст. 40 УПК органами дознания являются ор­ганы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наде­ленные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осущест­влению оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Помимо органов, на которые традиционно возлагается осуществление ОРД (МВД, ФСБ, СВР, ФПС, ФАПСИ, ФСГО, налоговая полиция, таможенная служба), сюда сле­дует отнести также органы УИС, входящие в систему Минюста России.

К органам дознания также отнесены судебные приставы, указанные в п. 2 ст. 1 ст. 40 УПК, а также командиры воинских частей, соединений, началь­ники военных учреждений или гарнизонов и органы Государственной проти­вопожарной службы (ст. 40 УПК в ред. Федерального закона № 58-ФЗ).

На органы дознания возложено:

1) проведение дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (ч. 3 ст. 150 УПК), - в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным де­лам, по которым производство предварительного следствия обязательно, -в порядке, установленном ст. 157 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК возбуждение уголовного дела в поряд­ке, предусмотренном ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следствен­ных действий возложено также (т. е. наряду с органами дознания) на:

а) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, -по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

б) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения Данных партий и зимовок;

в) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершен­ных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Для большинства органов исполнительной власти, осуществляющих Дознание, выполнение этой функции не является ведущей (или одной из

Раздел I. Общие положения

Глава VII Участники уголовного судопроизводства

ведущих). В этом смысле особняком стоят органы дознания в системе МВД, ФСБ и ФСНП, но и среди них выделяется своей многочисленностью и универсальностью милиция.

Согласно Закону о милиции (ст. 8, 9) она подразделяется на криминаль­ную милицию и милицию общественной безопасности (МОБ). Как орган дознания, криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресече­ние и раскрытие преступлений по уголовным делам, по которым в соответ­ствии с п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК производство предварительного следствия обязательно. Задачей МОБ, как органа дознания, является выявление, пре­дупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно. Как подчеркну­то законом, милиция общественной безопасности является органом дозна­ния (ст. 9 Закона о милиции); в составе МОБ образованы специальные под­разделения дознания.

Часть 2 ст. 40 УПК называет лишь основные направления уголовно-процессуальной деятельности органов дознания. В ней прежде всего указа­но, что они проводят дознание по уголовным делам, по которым предвари­тельное следствие необязательно (т. е. в форме дознания проводится все расследование). При этом к юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки 132 составов преступлений (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК). По письменному указанию прокурора расследова­ние в форме дознания может быть осуществлено и по делам об иных пре­ступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). Кроме того, по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 ст. 150, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150 УПК в ред. Федерального закона № 58-ФЗ).

Второе из основных направлений процессуальной деятельности органов дознания (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК) - выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Ориентируя органы дознания на быстрое их прове­дение, УПК предписывает, что при наличии поводов для возбуждения уго­ловного дела и признаков преступления, по которому производство пред­варительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает дело (в соответствии со ст. 146) и проводит неотложные следственные действия (ст. 157). Уголовно-процессуальный закон определяет (по предметному признаку) круг дел о преступлениях, по которым осуществляют эту дея­тельность органы дознания, входящие в структуры различных министерств и ведомств (ч. 2 ст. 157 УПК).

Дознаватель- участник уголовного судопроизводства в виде должно­стного лица органа дознания, правомочного проводить расследование в форме дознания и осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5 УПК в ред. Федерального закона № 58-ФЗ). Важно отметить, что

лицо, являясь дознавателем по должности, может осуществлять полномо­чия органа дознания по конкретному уголовному делу, по которому пред­варительное следствие необязательно, только по решению начальника ор­гана дознания. Однако заметим, что в связи с изменениями, внесенными в УПК, дознание может быть проведено и следователями (п. 1, 2, 7 ч. 3 ст. 151 УПК в ред. Федерального закона № 58-ФЗ).

Установление в ч. 2 ст. 41 УПК требования о недопустимости совмеще­ния в одном лице исполнителя по одному делу процессуальных и опера­тивно-розыскных полномочий не означает наличия запрета сотруднику оперативно-розыскных служб и подразделений вообще осуществлять доз­нание по делу. Такой запрет мог бы вызвать негативные последствия, так как даже в системе МВД РФ, имеющей специализированные подразделе­ния дознания, одни только дознаватели (по должности) не смогут выпол­нить весь объем деятельности, которую выполняют органы дознания. Не случайно, например, проведение дознания но делам о преступлениях про­тив безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с экс­плуатацией транспортных средств, возложено на сотрудников ГИБДД. Оче­видно, сотрудник оперативно-розыскных служб тем более не может быть лишен подобных полномочий. Но он не вправе проводить дознание в том конкретном случае, если он по данному уголовному делу проводил или проводит оперативно-розыскные мероприятия.

В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоя­тельность дознавателя в проведении следственных и процессуальных дей­ствий. Для большинства из них не требуется согласия начальника органа дознания (например, ч. 1, 2 ст. 11, ч. 2 ст. 16, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 25, ст. 26 УПК), хотя в некоторых случаях утверждение документа начальником ор­гана дознания требуется (например, ч. 4 ст. 255). В УПК РФ законодатель использовал прием одновременного предписания в адрес органа дознания и дознавателя (например, ч. 1, 3 ст. 7, ч. 2 ст. 10, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 19, ч. 2, 4 ст. 21, ст. 144 УПК). Тем самым в законе подчеркивается ответственность за соблюдение и исполнение соответствующих норм как дознавателя, так и руководителя органа дознания.

В уголовно-процессуальном законе прямо указано об обязательности Для дознавателя не только указаний прокурора, но и указаний начальника органа дознания, данных в соответствии с положениями УПК. Указания начальника органа дознания могут быть обжалованы прокурору, а указания последнего - вышестоящему прокурору. В том и другом случае обжалова­ние указаний не приостанавливает их исполнения. Надо заметить, однако, что значение указанных законодательных новелл важно даже в тех случаях, когда позиция дознавателя не находит поддержки у соответствующих про­куроров. Во-первых, для последних полученная информация в любом слу­чае небесполезна. Во-вторых, сам факт наличия указанного правомочия у

IT

Раздел I. Общие положения

дознавателя побуждает авторов указаний к более взвешенному отношению к подписанию подобных процессуальных документов. И, наконец, в-тре­тьих, право на жалобу у дознавателя - свидетельство укрепления его пра­вового положения как участника уголовного судопроизводства.

Дознаватель, как и следователь, подлежит отводу при наличии указан­ных в законе оснований (ст. 61 УПК). Одновременно установлено, что пре­дыдущее участие следователя или дознавателя в производстве предвари­тельного расследования по данному уголовному делу не является основа­нием для его отвода (ч. 2 ст. 67 УПК).

Потерпевший.Устанавливая, что потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступ­лением вреда имуществу и деловой репутации, закон, в сущности, опреде­ляет материально-правовое понятие потерпевшего от преступления. Но потерпевший - это участник уголовного судопроизводства. Его становле­ние в этом качестве обусловлено вынесением дознавателем, следователем, прокурором и судом (судьей) постановления (определения) о признании лица потерпевшим (ч. 1 ст. 42 УПК).

Фактические основания к внесению постановления о признании граж­данина или юридического лица потерпевшим - это наличие в уголовном деле доказательств, указывающих на причинение вреда преступлением. Поскольку закон связывает вынесение указанного постановления с причи­нением вреда деянием, ответственность за которое установлена уголовным законом, лицо может быть признано потерпевшим лишь при причинении вреда, причиненного непосредственно преступлением.

О признании гражданина потерпевшим суд выносит определение, а су­дья, прокурор, следователь и лицо, производящее дознание, - постановле­ние. Закон не связывает признание потерпевшего с желанием или с согла­сием лица, понесшего вред от преступления.

По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть по­терпевшего, права потерпевшего, предусмотренные ст. 42 УПК, переходят к одному из близких родственников (ч. 9 ст. 42).

Потерпевший имеет право: представлять доказательства; заявлять хода­тайства; знакомиться со всеми материалами дела с момента окончания предварительного следствия; участвовать в судебном разбирательстве; за­являть отводы; обжаловать действия дознавателя, следователя, прокурора и суда; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение, приносить жалобы на постановления, приговор или определение суда.

Интерпретируя положения закона о праве потерпевшего на ознакомле­ние с материалами дела с момента окончания предварительного следствия, необходимо учитывать, что в рассматриваемых случаях имеются в виду все формы окончания предварительного следствия: а) когда следствие завер-

Глава VII Участники уголовного судопроизводства

шается составлением обвинительного заключения и представления дела прокурору для его последующего направления в суд (ст. 216 УПК); б) когда итогом предварительного следствия является составление постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении к лицу прину­дительных мер медицинского характера, которое вместе с делом направля­ется прокурору для его передачи в суд (ст. 439); в) когда производство предварительного следствия заканчивается вынесением постановления о прекращении дела (ст. 213). Никаких ограничений на этот счет п. 12 ч. 2 ст. 42 УПК не содержит. Потерпевший, как и обвиняемый, имеет право выписывать из дела любые сведения и в любом объеме, а также снимать копии с материалов дела, в том числе с помощью технических средств. При участии в уголовном деле нескольких потерпевших каждый из них вправе знакомиться с уголовным делом только в части, касающейся причинения ему вреда.

С принятием Конституции РФ (1993 г.) в уголовно-процессуальном за­конодательстве России проявилась тенденция к повышению влияния по­терпевшего на ход и исход производства по делам не только частного, (что было и прежде), но и публичного обвинения. Во-первых, несколько расши­рены его права по делам частного обвинения (ст. 31, 43, 318-321 УПК). Во-вторых, по его заявлению дела публичного обвинения небольшой и сред­ней тяжести могут быть прекращены ввиду его примирения с обвиняемым (ст. 25). В-третьих, он имеет право участвовать в судебных прениях по всем уголовным делам (ч. 2 ст. 292). В-четвертых, без его согласия не может быть рассмотрено уголовное дело без проведения судебного разбиратель­ства в порядке, предусмотренном гл. 40 (ч. 1 ст. 314 УПК).

Часть 2 ст. 42 существенно расширяет и конкретизирует процессуаль­ные права потерпевшего. В определенной мере условно эти субъективные права потерпевшего можно сгруппировать по следующим признакам: а) права, направленные на обеспечение реализации функции обвинения и отстаивание своих интересов (п. 1, 7, 8, 12-14, 17, 19, 20); б) права, обеспе­чивающие его участие в доказывании (п. 4, 5, 9, 10—12, 15-17); в) права, направленные на обеспечение объективного и беспристрастного хода уго­ловного судопроизводства (п. 5, 18); г) права, связанные с его правом и обязанностью по даче показаний (п. 2—4, 6); д) права, направленные на обеспечение его безопасности и компенсацию расходов (п. 21 ч. 2, ч. 3).

УПК обеспечивает возмещение потерпевшему имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая рас­ходы на представителя. По его иску о возмещении морального вреда в денежном выражении размер возмещения определяется судом при рас­смотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводст­ва (ч. 3 и 4 ст. 42 УПК).

Раздел I. Общие положения

Глава VII. Участники уголовного судопроизводства

В соответствии со ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК волей потерпевшего, вы­раженной в заявлении им или его законным представителем, обусловлена возможность прекращения уголовного дела в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой тяжести, если оно помирилось с потерпевшим1.

Свои процессуальные права потерпевший может реализовать самостоя­тельно, через своего представителя или совместно и наряду с представите­лями. При этом от услуг представителя он вправе отказаться, за исключе­нием тех случаев, когда потерпевший полностью или частично недееспосо­бен и на его стороне (или вместо него) участвует законный представитель.

Среди процессуальных прав потерпевшего есть одно, которое он может реализовать только лично,- дача показаний. Но дача показаний- это не только право, но и обязанность потерпевшего. Поэтому по закону допрос потерпевшего на предварительном следствии (дознании) и в суде осущест­вляется по правилам допроса свидетеля, он предупреждается об ответст­венности за отказ от дачи или дачу заведомо ложных показаний. Вместе с тем на него распространяется универсальная конституционная норма: ни­кто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). При этом неразъяс­нение потерпевшему ч. 1 ст. 51 Конституции РФ - свидетельство получе­ния показаний потерпевшего с нарушением закона, в силу чего они теряют юридическую силу.

Подчеркивая в связи с изложенным тот факт, что потерпевший - субъ­ект не только процессуальных прав, но и процессуальных обязанностей, законодатель подчеркивает, что при неявке по вызову без уважительных причин потерпевший может быть подвергнут принудительному приводу (ч. 6 ст. 42 УПК) и устанавливает возможность привлечения его к уголов­ной ответственности за разглашение данных предварительного расследова­ния (п. 3 ч. 5 ст. 42 УПК).

Необходимо иметь в виду, что юридическое лицо в случае признания потерпевшим не может непосредственно реализовать свои процессуальные права. Поэтому в УПК оговорено, что их осуществляет представитель этого юридического лица (ч. 10 ст. 42).

Частный обвинительсогласно ч. 1 ст. 43 УПК - это лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, преду­смотренном ст. 318 УПК, и поддерживающее обвинение в суде.

В отличие от ст. 76 УК РФ, предусматривающей освобождение лица от уголовной ответст­венности по указанному основанию, ст. 25 УПК предусматривает прекращение дела о престу­плении не только небольшой, но и средней тяжести. Возникшие коллизии следует решать в пользу УК РФ, так как в основе принимаемого решения лежит регулирование уголовно-правовых отношений, что является предметом уголовного, а не уголовно-процессуального права.

Частным обвинителем можно считать потерпевшего или его законного представителя и представителя по делу частного обвинения. Становление частного обвинителя как участника уголовного судопроизводства ст. 318 УПК увязывает с моментом принятия заявления судьей к своему производ­ству. Частный обвинитель, являясь стороной в судебном разбирательстве, вправе: представлять доказательства; участвовать в их исследовании; изла­гать суду свое мнение по существу обвинения; высказывать предложения о применении уголовного закона (квалификации деяний) и назначении под­судимому наказания; поставить вопрос о примирении с подсудимым и со­гласиться на соответствующее предложение последнего (представив пись­менные заявления). Он имеет право обжаловать приговор мирового судьи в апелляционном порядке и на кассационное обжалование приговора апелля­ционного суда (ст. 354-360, 371 УПК).

Права частного обвинителя в суде могут быть реализованы лично или (и) через своего представителя либо законного представления, которые имеют те же процессуальные права, что и представляемый (см. ч. 3 ст. 45). При этом личное участие частного обвинителя не лишает его права иметь представителя при производстве по этому делу (см. ч. 4 ст. 45).

Гражданский истецв уголовном судопроизводстве- физическое или юридическое лицо, которому причинен вред преступлением, в связи с чем оно в ходе судопроизводства предъявило требование о его возмещении или компенсации. Базируясь на определении, данном этому участнику процесса в ч. 1 ст. 44 УПК, можно дать более развернутую характеристику: а) в каче­стве гражданского истца может быть признано лицо, если имеются основа­ния полагать, что непосредственно преступлением ему причинен вред; б) вред этот может быть имущественным или моральным; в) гражданским истцом в уголовном процессе может быть лицо физическое или юридическое; г) становление лица, как субъекта уголовно-процес­суальных отношений, обусловлено вынесением процессуального решения о его признании в качестве гражданского истца.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 УПК гражданский иск в уголовном процессе может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела, но до оконча­ния предварительного следствия. При этом суд, прокурор, следователь, дознаватель, усмотрев из материалов дела, что преступлением каким-то лицам причинен ущерб (вред), обязан разъяснить им или их представите­лям право предъявить гражданский иск, фиксируя этот факт в протоколе или путем направления уведомления. О состоявшемся постановлении (оп­ределении) по поводу признания гражданским истцом необходимо сооб­щать соответствующему лицу или его представителю, а постановление об отказе в этом - объявлять заявителю. Отказ в признании гражданским ист­цом может быть обжалован. О правах и обязанностях указанным лицам Должно быть своевременно разъяснено (ст. 11 УПК).

Раздел I. Общие положения

Если названные лица в силу различных причин не могут сами защитить свои интересы, а также в интересах государства иск в уголовном деле мо­жет быть предъявлен их законными представителями или прокурором.

УПК предоставляет гражданскому истцу достаточно широкий объем прав для отстаивания своих интересов (ч. 4 ст. 44). В обобщенном виде они заключаются в праве: представлять доказательства; заявлять ходатайства; участвовать в судебном разбирательстве; просить орган дознания, следова­теля и суд о принятии мер обеспечения заявленного ими иска; поддержи­вать гражданский иск; знакомиться с материалами дела с момента оконча­ния предварительного следствия; заявлять отводы; приносить жалобы на действия дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также приносить жалобы на приговор, определение суда и постановление судьи в части, ка­сающейся гражданского иска.

Наши рекомендации