Обоснуйте элементы финансовой системы

Финансовая система состоит из финансов государства (общегосударственный бюджет), местных финансов, финансов предприятий; финансов общественных организаций, финансов внебюджетных фондов; финансов населения.

1.Государственные финансы – главный элемент в структуре финансовой системы. Это система денежных фондов, которые находятся в распоряжении государства, и предназначенные для обеспечения функций государства (эффективности, стабильности, справедливости).

2. Местные финансы – за их счет финансируются расходы на решение проблем местного уровня. Источники: средства от приватизации, арендная плата, местные налоги и сборы. Отчисления от общегосударственных налогов в местные бюджеты осуществляются на основе утвержденных нормативов. 3. Финансы предприятий – система денежных доходов, которые обеспечивают процесс производства и воспроизводства на предприятии, а также совокупность форм и методов их создания и использования. 4. Финансы населения – денежные средства, которые формируются из доходов граждан, полученных в результате деятельности или наследования. 5.Внебюджетные фонды – благотворительные; направленные на социальныую помощь, на техническое развитие; государственные и негосударственные; региональные и отраслевые.

51.Налог- это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Виды налогов по объекту: прямые; косвенные;
Прямые налоги - взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами - облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.
Виды налогов по субъекту: региональные; местные; К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.
К местным налогам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
52Принципы налогообложения: принцип справедливости - налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»; принцип определенности - обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным; принцип удобства для налогоплательщика - взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени; принцип экономичности взимания - издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов. Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения для уклонения от уплаты налогов, минимизация теневой экономики). Должна действовать формула «О налогах не договариваются». Принцип равенства, согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным. Существуют два подхода к практической реализации данного принципа. Первый основан на условиях выгоды налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги должны соответствовать выгодам, которые налогоплательщики получают от услуг государства. Следовательно, равенство налогообложения увязывается со структурой расходов бюджета. Второй подход основан на условиях платежеспособности. При этом система налогообложения не привязывается к целевому расходованию бюджетных средств, а каждый налогоплательщик должен внести долю в зависимости от своей платежеспособности Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начата налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов. Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% величины налоговых поступлений. Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к ВВП. Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики. Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых странах нормальным интервалом считается три-пять лет). Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения. Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, нрава на получение законных льгот, наличия нрав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

53.Обоснуйте различные подходы к рыночному регулированию экономикиРегулирование экономики -обеспечение стабильного функционирования экономики;достижение макроэкономического равновесия;эффективное решение ключевых экономических проблем.Способы регулирования: рыночное саморегулирование:с тихийное; сознательное; государственное регулирование, прямое, косвенное. Рыночное саморегулирование предполагает, что установление равновесия происходит под влиянием рыночных сил. Стихийное саморегулирование характеризуется отсутствием субъекта регулирования

54. Государственное регулирование экономики -комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.Государство отвечает за: Фискальнитику (денежные средства, регулирование кредитного рынка) Регулирование внешней торговки Регулирование распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики: Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения. Денежно-кредитная (монетарная) политика - контроль над денежной массой в экономике. Её цель - поддержка стабильного развития экономики. Методы регулирования разделяются на: Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты) освенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная політика Внешнеэкономическое регулирования. Формы регулирования: Государственные целевые программы (социальные) Прогнозирование Моделирование ситуация. Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Причины регулирования: Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.) Наличие частного и общественного характера производства Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы) Научно-технический прогресс Тенденция к монополизации Наличие международной конкуренции. Наиболее общая цель государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы ограничить действие законов рынка определёнными рамками[2], исходя из интересов определённых социальных групп. Цели и задачи государственного регулирования экономики Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен (минимальная инфляция) и устойчивость национальной валюты внешнеэкономическое равновесие; справедливое распределение доходов; охрана окружающей среды и природных ресурсов.

55. Совокупный спрос и совокупное предложениеСовокупный спрос - это суммарные расходы, запланированные потребителями, предпринимателями и государством для приобретения товаров и услуг. Он отражает реальную покупательную способность страны. При прочих равных условиях спрос будет расти при уменьшении цен на произведенные товары, и наоборот, чем выше цены, тем меньший объем произведенного национального продукта будет купленНа величину совокупного спроса влияют несколько факторов. При повышении процентной ставки на денежные кредиты предприниматели, как правило, сокращают некоторые расходы, особенно связанные с увеличением производства. Общий уровень доходов в обществе сокращается, а следовательно, сокращается и совокупный спрос.

На изменение спроса влияют изменения в потребительских расходах. При повышении реальной стоимости материальных ценностей появляется дополнительная возможность увеличить текущий спрос. На текущий спрос влияют также ожидания потребителя, их прогнозы на будущие реальные доходы и будущие цены, имеющиеся долги и ставки налогов на доходы. Неценовой фактор, влияющий на спрос, - это инвестиции. На их размер влияют уровень процентных ставок, ожидаемые прибыли от инвестиций, уровень налоговых ставок, которые берутся с пред-тия на производстве, и наличие неиспользуемых производственных мощностей. Кроме того, на спрос влияют размеры государственных расходов и расходов на чистый экспорт. Совокупное предложение - это стоимость всех произведенных товаров и услуг. Оно показывает зависимость между уровнем цен на товары и услуги и объемами производства. Рост цен стимулирует производителей к выпуску дополнительного количества товаров и предложение. И, наоборот, снижение цен уменьшает объемы производства. Совершенно иначе влияет на совокупное предложение изменение цен на факторы производства. Если цены на вещественные факторы производства меняются незначительно или колеблются, то, как правило, совокупное предложение не меняется, так как основная часть издержек производства - это расходы на оплату труда. Но рост цен на товары и услуги вызывает необходимость увеличения зарплаты, а соответственно, и издержек производства, что в конечном счете ведет к росту цен на все факторы производства. Цены на факторы производства меняются медленнее, чем цены на конечный продукт, поэтому возникает стимул к росту производства. Объясняется это тем, что, как правило, контракты на поставку товарно-материальных ценностей заключаются на несколько лет и фирма при росте цен использует резервы материалов. Помимо этого, на совокупное предложение влияют уровень производительности труда, размеры налогов и направления государственного регулирования. Все эти факторы вызывают сдвиг кривой предложения вправо или влево.
56. Государственное участие в перераспределении доходов

Государственное вмешательство в сферу распределения доходов имеет нижнюю и верхнюю границы. Что касается нижней границы вмешательства государства в процесс распределения доходов, то она весьма подвижна. Сказываются потребительские стереотипы: порой люди привыкают жить в бедности, довольствуясь малым, считают такие стандарты благосостояния «достойной жизнью» и в сущности не претендуют на бюджетные добавки к доходу. Многое зависит от текущего состояния экономики, демографической ситуации и иных обстоятельств. Гораздо сложнее определить верхнюю допустимую границу участия государства в распределении доходов, ту предельную черту, через которую ему не следует переступать при любой модели рыночной экономики. Прежде всего размеры социальных выплат должны быть обязательно согласованы с финансовыми возможностями государства. Совершенно недопустимо их безудержное наращи-вание за пределы налоговых поступлений и превращение в один из факторов бюджетного дефицита и инфляции. Если это всё же происходит, исчезает само содержание перераспределения, заменяемое чисто инфляционным повышением номинальных доходов. Едва ли выиграют те, кто получает денежные добавки, ибо они будут быстро уничтожены непрерывным ростом цен.
Выполняя свои обязательства перед населением, государство должно действовать пре-дельно осмотрительно, не допуская чрезмерного налогообложения, способного подорвать рыночные стимулы. Если государство желает побыстрее облагодетельствовать бедных, невзирая на реальные обстоятельства, то не исключены глубокие деформации механизма рынка, способного замедлить экономический рост, ускорить инфляцию и нанести ущерб всем, включая и тех, ради кого задумывалось само перераспределение доходов. Более того, когда непомерные социальные расходы влекут за собой повышенный уровень налогообложения, даёт о себе знать нежелательный макроэкономический эффект - устойчивый дефицит сбережений. Действительно, если отнимать у потребителя возрастающую часть дохода, ему не остается ничего другого, кроме сокращения сбережений. А ведь именно сбережения образуют финансовую основу расширенного воспроизводства, делают возможным инвестиционный процесс.
Если доходы перераспределяются главным образом ради того, чтобы гарантировать права человека, то как же быть с распределением по труду? Получается, что распределение по труду вообще несовместимо с устройством рыночной экономики, поскольку в ней превалируют доходы, имеющие нетрудовое происхождение. Однако трудовая и нетрудовая составляющие дохода в рыночной экономике неразделимы и образуют главный побудительный мотив хозяйственной деятельности. Поэтому избавить рыночную экономику от нетрудовых доходов путём распределения по труду с помощью средств государственной политики безнадёжно и теоретически, и практически.

58. Ссудный капитал - совокупность денежных капиталов, предоставляемых во временное пользование на условиях возвратности и за определённую плату в виде процента. Формой движения ссудного капитала является кредит.

Источниками формирования ссудного капитала : Вне оборотная часть промышленного и торгового капитала; свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов; денежные накопления государства.

Роль: Ссудный капитал как экономическая категория начал формироваться в условиях капитализма. По капиталистическим представлениям высвобожденный капитал должен обращаться и приносить прибыль своему собственнику. Обмен между собственниками капитала (кредиторами) и его потребителями (заёмщиками) происходит на рынке ссудного капитала. На данном рынке встречаются собственники свободного капитала и бизнесмены, желающие пустить полученный капитал в оборот для получения прибыли. 59.Формы кредитаРазличают следующие основные формы кредита: коммерческий; банковский; потребительский;государственный. Коммерческий кредит - предоставляется одним функционирующим предприятием др угому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Объектом кредитования является товарный капитал. Цель коммерческого кредита - ускорение реализации товаров и получение прибыли. Размер кредитной сделки, в данном случае, ограничен величиной резервных капиталов промышленных и торговых предприятий. Направление коммерческого кредита определяется условиями сделки о продаже товара. Коммерческий кредит оформляется векселем. Процент по кредиту включается в цену товара и, соответственно, в сумму векселя. Следует учитывать, что в зарубежной экономической литературе под коммерческим кредитом понимается кредит, предоставляемый банками на "коммерческие цели". Поставка товаров предприятиями друг другу на условиях отсрочки платежа носит название коммерческого межфирменного кредита. Банковский кредит - предоставляется банками хозяйствующим субъектам (заемщикам) в виде денежных ссуд. Кредит в данном случае отделен от сделки купли-продажи товаров. Банковский кредит неограничен сроками и суммами товарных сделок, следовательно, он преодолевает узкие границы коммерческого кредита. Банковский кредит обслуживает не только обращение товара, но и накопление капитала, поскольку в капитал обращается часть денежных сбережений населения и экономических субъектов. Потребительский кредит - предоставляется торговыми предприятиями населению в виде товаров, проданных в рассрочку, а также банками и специальными кредитными институтами для покупки потребительских товаров и оплаты услуг. В данном случае кредитные услуги предоставляются конечному потребителю. Разновидностью потребительского кредита являются ссуды частным лицам на приобретение и строительство жилья. Государственный кредит- система кредитных отношений, непременным участником которых является государство. Данная форма кредита рассмотрена в отдельном вопросе.
60.Земля как объект экономических отношений Земляные ресурсы как средство производства лимитированы тем, что распре­деляются на разные фонды по мотивированному назначению: земли сельскохозяй­ственного назначения; земли населенных пт; земли индустрии, транс­порта, связи и оборонного использования; земли природоохранного, оздоровитель­ного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли аква фонда; земли запаса. Следует держать в голове, что ограниченность земли в качестве средства производства делает доп условия для возникнове­ния монополии в сфере землевладения и землепользования, так как предложе­ние этого ресурса фактически нереально сколько-нибудь приметно прирастить при любом спросе на него. Дела землевладения и землепользования появляются в рентных отно­шениях, так как рента составляет весь доход либо часть дохода земляных соб­ственников. Они присваивают земляную ренту, получая ее в качестве или собственного дохода, или в итоге собственного землепользования, либо в итоге зем­лепользования тех лиц, в чье временное распоряжение они передают свои земель­ные ресурсы. Потому земляная собственность экономически реализуется в зе­мельной ренте. Очевидно, ежели земляной собственник сам является и земле­пользователем (вольный крестьянин, вольный крестьянин), то выделения рентных отношений не происходит в силу тождества землевладения и землепользования. Во всех других вариантах, при которых земляной собственник, с одной стороны, а вторичные землевладельцы и землепользователи, с иной, выступают в различных лицах, рентные дела выражаются в концентрированной форме подоходной связи этих лиц, а их поземельные дела — в виде распределения дохо­дов меж ними. Земляная рента, в которой бы форме она ни взималась и кем бы ни присваивалась, представляет собой весь прибавочный продукт либо его часть, создаваемые работниками, использующими землю в качестве средства производ­ства (сначала сельскохозяйственными работниками и работниками добыва­ющей индустрии). 37.Износ (экономика) — обесценивание долгосрочных материальных производственных активов (основных средств), таких как здания, оборудование, транспорт, сопровождающееся потерей их технико-экономических характеристик.
Существует три типа износа: Физический износ — износ имущества, связанный со снижением его стоимости в результате утраты своих физических свойств (прочность, внешний вид и т. п.) путем естественного физического старения в процессе использования данного объекта имущества; Моральный (функциональный) износ — частичная утрата основными фондами потребительной стоимости в связи с удешевлением их воспроизводства или в связи с более низкой производительностью по сравнению с новыми; Экономический износ — уменьшение стоимости имущества вследствие изменения внешних факторов (политических, экономических, экологических и т. д.). 38. Амортизация— это процесс переноса стоимости основных средств на стоимость произведенной и проданной конечной продукции по мере их износа, как материального, так и морального
По мере старения оборудования, зданий и сооружений, машин и других основных средств, из стоимости конечной продукции осуществляются денежные отчисления, с целью их дальнейшего обновления. Данные денежные потоки называются амортизационными отчислениями. Для этого создаются специальные амортизационные фонды, в которых аккумулируются все перечисленные средства после продажи готовой продукции. Процент, необходимый для возмещения стоимости части капитального блага, подвергшееся в течении года износу, расчитывается отношением суммы ежегодных амортизационных отчислений к стоимости основного средства и называется нормой амортизации. В бухгалтерском учете существует четыре способа начисления амортизации: метод линейной амортизации, когда отчисления осуществляются равными частями в течении всего срока службы капитального блага; метод уменьшаемого остатка, когда отчисления осуществляются не равными частями, а частями расчитанными отношением определенной нормы амортизации к его остаточной стоимости за каждый год эксплуатации. Например, в первый год эксплуатации будет перечислено 5% от 250 000 руб., что составит как было рассчитано выше 12 500 руб., то во второй год - (250 000 руб. - 12 500 руб.) = 237 500 руб. от которой будет перечислено 5%. способ списания стоимости по совокупному сроку полезного использования; способ списания стоимости пропорционально количеству проданной продукции (услуг, работ).
40. Коммерческий банк — кредитной учреждение, операции которого направлены на аккумуляцию денежных средств, на последующее их размещение на денежном рынке, а также выполнение поручений клиентов. Коммерческие банки — среднее звено кредитно-финансовой пирамиды. Они представляют собой своеобразные супермаркеты по торговле кредитами. Чтобы торговать кредитами нужно сначала собрать временно свободные денежные средства. Основные функции коммерческого банка
К основными функциям коммерческих банков относятся: мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; кредитование предприятий, государства и населения; выпуск кредитных денег; осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; эмиссионно-учредительская функция; консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.


Наши рекомендации