Участники – продолжение

Арбитражный процесс.

К/р. Реферат. 2 модуля. Курсовая – до июня, но желательно сдать до экзамена, т.к. курсовая работа будет засчитана за реферат.

04.09.2012. Арбитражные суды: история, формирование, состояние в настоящее время.

Сам термин арбитражный суд – не совсем корректен. Это иностранное слово; если посмотреть перевод: с латинского – судья, с английского – третейский суд. Поэтому термин арбитражные суды не корректен, т.к. можно перевести как судебные суды, или как третейский суд, т.е. не государственная, а общественная организация, созданная для разрешения споров, но не входящая в систему государственных судов.

Но это все же часть судебной системы России. Их суть: это хозяйственные суды, суды для рассмотрения экономических споров (хотя определения экономических споров нет!) между хозяйствующими субъектами.

Нужны ли такие суды?

Они сформировались не сразу, потребности не было. Но с развитием общественных отношений стало ясно, что те споры, которые возникают между хозяйствующими субъектами, имеют большую специфику, отличаются от споров, в которых участвуют ФЛ. Они отличались по характеру спора и по характеру участников. В хозяйственных спорах бывало очень трудно для судей.

Во многих странах так или иначе стали возникать специализированные суды, которые разрешали коммерческие споры, причем эпизодически сначала. Теперь во всех странах практически есть такие суды.

В России первые такие суды возникли в 1806 г. в Одессе, крупном торговом городе. Феодосия, Москва, С-Пб, т.е. те города, где активно развивалась экономика. В силу потребности. Эти суды функционировали. Эти суды возникали не сверху, не централизованно.

Реформа во 2 пол. 19 века – судебная реформа; тогда были созданы коммерческие суды почти во всех губернских городах; торговые дела, дела о банкротстве. Судьи получили возможность изучать именно такую коммерческую практику, качество рассмотрения дел улучшилось.

Войны. Революция. Функционирование прежней системы прекратило свое существование.

К началу восстановления экономики с чем пришли? Начинается развитие экономических отношений. Главное отличие от царского периода: была устранена частная собственность. Это приводило к тому, что все хозяйствующие субъекты были государственные, государственная собственность. Т.е. само государство должно было снимать эти конфликты между государственными предприятиями. Поэтому были проблемки с юрисдикцией. В самом начале предполагалось, что споров не будет, все будет само решаться. Но так не получилось: если возникают договорные отношения, а раз есть договор – есть вероятность того, что он не будет исполнен. Поэтому стали возникать конфликты; их надо снимать. Очень много конфликтов снимались не в суде, а на уровне министерств различного уровня в зависимости от уровня предприятия; но все равно, все конфликты разрешить не могли.

Поэтому, в начале 20-х гг. пришли к выводу, что надо что-то делать. В 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии при совете труда и обороны (сначала при высшем совете, потом и при губернских). Там были зачастую даже люди без высшего образования. Положения об арбитражных комиссиях – их было много, это правовые основания. В своей процедурной деятельности эти комиссии руководствовались правилами рассмотрения хозяйственных споров, самые основные моменты. Кроме того, работники комиссий могли пользоваться ГПК 1923 года.

Развитие экономики, 30-е – коллективизация. К 1931 г. пришло понимание, что нужно ситуацию менять, т.к. комиссии не отвечают требованиям, которые к ним сложившаяся ситуация.

Первые положения – расформировали комиссии. Все дела в суды. Следующее положение через несколько месяцев – все споры пошли в государственный арбитраж.

Март 1931, постановление ЦИК и СНК СССР – впервые возникает государственный арбитраж. В это же время возникает ведомственный арбитраж. Государственный арбитраж: между предприятиями, входящими в различные ведомства. Ведомственный арбитраж – споры предприятий, входящих в это ведомство.

В таком виде все просуществовало до 90-х гг.

До этого времени – что было:

ВОВ. Арбитражи существовали во время войны, споры должны были рассматриваться в течение суток. Т.е. даже в экстраординарных ситуациях потребность в этих органах была.

Потом государственный арбитраж стал развиваться, т.к. росла его значимость.

1960: утверждается новое положение о государственном арбитраже при совете министров СССР.

1974: орган становится союзно-республиканским; арбитражи республик стали подчиняться государственному арбитражу СССР.

1977: принятие конституции; впервые был там упомянут государственный арбитраж.

1979: впервые был принят закон о государственном арбитраже (в связи с конституционным статусом)

С конца 50-х до 80-х: различные положения о рассмотрении хозяйственных споров, т.е. детализируется процедура рассмотрения споров. 1973, 1976, 1980 года – эти положения. Но это не процессуальные кодексы.

Характер деятельности государственного арбитража и его место в системе органов.

Был спор: это орган управления или орган правосудия? Большинство: это орган управления, т.к. его задача – через разрешение конфликтов решать вопросы управления экономикой страны. Принцип арбитрирования: главная задача арбитра – попытка примирить стороны, через переговоры, собеседования подтолкнуть стороны к самостоятельному разрешению конфликта; поэтому процедура само по себе не была похожа на рассмотрение спора в суде. И только если стороны не могли договориться – арбитр мог вынести решение.

Абова, Добровольский, конец 50-х, 60-е: пытались обосновать, что это, все-таки, разновидность правосудия, т.к. это разрешение конфликта.

Начало перестройки: мы отказываемся от государственной собственности. Возникают частные субъекты, и получается:

1) когда их спор будет рассматривать государственный орган, не являющийся судебным, а являющийся исполнительным, это не корректно; конфискация имущества – только по решению судебного органа

2) количество дел резко возрастает; когда были нарушены постоянно действующие связи, естественно возникает больше проблем. Поэтому старым составом государственного арбитража стало невозможно разрешать дела, невозможно справиться с возросшим объемом

ð старая система перестала справляться. Надо что-то делать.

Было 2 пути:

1) реформировать, расширять государственный арбитраж

2) формировать судебную систему нормальную.

Был выбран второй путь, формирования арбитражных судов.

1990: закон о государственном арбитраже СССР. Практически не функционировал.

Начало формирования арбитражных судов – с 1991. 4 июля 1991 – ФЗ об арбитражном суде РФ. Вступил в действие 1 октября 1991 г. Конечно, сразу не появились, но все же. Были задействованы государственные и частично ведомственные арбитры (высший) + формировались суды низовых уровней.

Как менялась система арбитражных судов? См. тетрадь.

1991: двухзвенная система. ВАС РФ и арбитражный суд субъекта РФ. В низовом звене: президиум, судебные коллегии (1 - по рассмотрению дел по экономическим спорам; 2 - по разрешению дел по спорам в сфере управления). В ВАС РФ: пленум, 2 судебные коллегии (так же назывались). Низовая структура зависла на уровне области. Как в 1991 г. возникла, до сих пор область – низовой уровень. Процессуально под это был принят АПК 1992 г., апрель. Как это функционировало: основное бремя рассмотрения – на суде субъекта. Президиум – процессуально нейтральный орган; сам дела не рассматривает, все рассматривают судебные коллегии. У с/к есть специализация, одна в сфере экономики, вторая – управления. Было кассационной обжалование. Где состав судей был больше 20 судей – были сформированы кассационные коллегии, и сам суд субъекта был и первой инстанцией, и второй. Президиум областного суда иногда мог быть надзорной инстанцией. Малые суды: там кассационной коллегии не было, поэтому для них второй инстанцией был ВАС РФ. Кроме того, ВАС РФ являлся судом первой инстанции для ограниченного количества дел; + был введен еще надзор, и с/к, и пленум. В таком виде – до 1995 года.

1995 – был принят ФКЗ №1 об арбитражных судах РФ: сама структура изменилась, добавили еще одно звено: федеральные арбитражные суды округов, 10 штук. Они аккумулировали от 2 до 10 судов субъекта. В нем также: президиум, 2 с/к. изменилось название с/к: 1 – по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений; 2 – по рассмотрению споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Закон предусмотрел возможность формирования других судебных коллеги (2007 – арб. суд Москвы – ходатайство о формировании с/к по делам о банкротстве; еще не разрешили, но это возможно). Судебный состав – 5-8 судей, председатель состава; среди составов – дальнейшая специализация. В ВАС РФ появился президиум, а пленум теперь процессуально не задействован; президиум стал чисто надзорным органом.

По АПК 1995:

· суд субъекта – в первую очередь, суд 1 инстанции + ВАС РФ частично суд 1 инстанции

· была введена апелляция. Это было только в суде субъекта! Если большой суд – апелляционная коллегия (только апелляцией они занимались). В малых судах на каждое дело создавалась коллеги из 3 судей. Президиум суда субъекта – нейтральный орган

· суды округов – кассационная инстанция. Проверка вступивших в законную силу судебных актов

· в ВАС РФ ввели президиум как суд надзорной инстанции. Т.е. на решения ВАС РФ по первой инстанции – только надзор! Апелляции и кассации нету.

АПК 2002, но закон об изменениях приняли в 2003:

· ввели еще одно звено – апелляционные суды. 20 штук. Формировались до 2008 года. У каждого суда округа – 2 апелляционных. У апелляционного суда: от 1 до 5 судов субъекта. Апелляционные суды имеют нумерацию. Структура: президиум (процессуально нейтрален); 2 с/к такие же.

· Теперь звено соответствует инстанции. Только ВАС объединяет первую и надзорную инстанции.

За последние несколько лет что изменилось:

1) Суд округа и ВАС – дали им по первой инстанции дела о компенсации за нарушение сроков рассмотрения дела

2) Изменено, но еще не сделано: введение суда по интеллектуальным правам (с февраля 2013, ФЗ 6.12.11). специализированный суд по ИП. Где? В Москве на уровне федерального арбитражного суда округа. Суть: дел по ИП не много, но они сложные. Чтобы больше им внимания уделить принято такое решение. Но не все дела по ИП будут там! Если дело не связано с Роспатентом, это компетенция суда субъекта. Если это спор с Роспатентом – это компетенция суда по ИП как суда первой инстанции. Все остальные дела в кассационном порядке будут рассматриваться в этом новом суде по ИП.

ФЗ о судебной системе: КС и вся система арбитражных судов – специализированные суды, т.к. категория дела очень ограничена и четко определена законом об этих судах. Все остальные дела – суд ОЮ.

Тема 2. Понятие арбитражного процесса и АПП.

Арбитражный процесс – это система урегулированный АПзаконодательством действий, совершаемых арбитражным судом и другими участниками процесса по рассмотрению и разрешению экономических споров и других отнесенных к компетенции арбитражных судов дел. Это деятельность!!!

АПП – это совокупность норм, система, объединенная для решения определенной задачи. Это совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность суда и других участников процесса по рассмотрению и разрешению спора.

Правосудие отправляется через судопроизводство.

Арбитражное судопроизводство и арбитражный процесс – не совсем тождественны. В конституции: нет арбитражного судопроизводства. В АПК нет понятия арбитражное судопроизводство, есть только производство в арбитражных судах.

Гражданское судопроизводство – такая процедура, которая используется как в гражданском, так и в арбитражном процессе, т.к. характеры дел близки, и там, и там – споры между равнозначными субъектами. Поэтому понятие гражданское судопроизводство не тождественно гражданскому процессу, т.к. употребляется и для гражданских, и для арбитражных дел.

Другой вопрос – есть ли АПП. Да, оно сформировалось. Т.к.: есть самостоятельная ветвь судебной власти; есть самостоятельное процессуальное законодательство – АПК; отрасль динамично развивается (с 1991 – 3 кодекса), но и с ГПП АПП расходится все больше; динамика развития АПП направлена на ужесточение процедуры (на стороны: правовое обоснование требований; само направляют копии иска контрагенту; если сторона не является – никакого заочного производства, и, следовательно, упрощенного порядка отмены; жестче институт раскрытия доказательств – стороны должны предъявить все доказательства до судебного разбирательства; процедуры жесткие для того, чтобы в максимально короткий срок рассмотреть и разрешить дело + из-за того, что субъекты равнозначно сильны, сами регламенты арбитражного судопроизводства рассчитаны на профессионалов), в то время как в гражданском процессе процедуры более лояльны к физическим лицам, к ответчику (в заочном производстве).

Монография, Рязановский «единство процесса»: все процессуальные отрасли происходят из общих подходов, есть «судебное право» - объединяет все судопроизводство, а дальше возможна и специализация.

Предмет АПП – арбитражный процесс как деятельность арбитражного суда и других участников процесса.

Метод АПП – императивно-диспозитивный. Императивность: обязательным участником любого процессуального правоотношения будет суд, без него никаких процессуальных отношений между сторонами не возникнет, хотя и существуют материальные отношения. Пример: ст. 131 – обязанность направить отзыв в суд; если не сделал – может быть запрет дальше. Императив в том, что суд как государственный орган – обязательный участник любого процессуального отношения, а суд никогда не будет с другими участниками в равном положении. Если этого не будет, ни одно дело не будет рассмотрено. Также все нормы АПП обязательны для всех участников процесса. Диспозитивность: законом право дано, а как им распорядиться, стороны сами решают. Если право нарушено, никто не заставит подать иск против воли, если ты этого делать не хочешь. Свобода распоряжения предоставленным законом правом. Суд не может выйти за рамки исковых требований, т.к. иск определяет размер, процедуру рассмотрения дела (оставление без рассмотрения – еще раз можно). Движение процесса зависит от воли участников, не суда; сам суд не может возбудить процесс или перейти из стадии в стадию.

Арбитражно-процессуальная форма: последовательный, определенный нормами АПП порядок рассмотрения и разрешения гражданского дела, включающий определенную систему гарантий для участников. Наличие формы ставит в рамки закона всех участников процесса (для обеспечения независимости суда, равноправия, состязательности), а также суд (у каждого свои рамки; суд должен тоже знать, как себя вести). Статичность и прозрачность процесса должны быть; правила составлены так, чтобы стороны могли максимально защитить себя, причем быть готовым к этому заранее.

Виды производств, применяемых в арбитражных судах.

Гражданское судопроизводство, в его рамках:

1. Исковое. Спор о праве (только спор и нужно защищать в рамках искового, т.к. если спора нет – не нужно использовать эту сложную процедуру). Спор о праве характеризуется равенством сторон. Наличие материально-правового требования (суд просто нарушенное право защищать не будет; + из одного нарушенного права возможны разные требования). Наличие 2 сторон с противоположными интересами. 3 составляющих делают исковое производство. Только тут можно защитить спорное нарушенное право. Только здесь наиболее ярко реализуются принципы процесса (во всех остальных – какие-либо изъятия есть).

2. Административное судопроизводство (в законе – производство по делам, возникающих по делам из административных и иных публичных правоотношений). Черты: одна из сторон – властный субъект. Есть спор о праве, но право характеризуется неравенством участников. Т.к. государственные органы в принципе сильнее, нужно помочь невластному субъекту, поэтому: бремя доказывания – по большей части на органе, презумпция того, что орган действовал неправомерно. В результате неравенство нивелируется, у слабой стороны больше возможностей доказать свою правоту. Это: дела нормоконтроля (оспаривание нормативных актов); оспаривание ненормативных правовых актов, действий и бездействий всяческих; дублируется процедура из КоАП – дела о привлечении к административной ответственности (около 20 составов: связанные с предпринимательской деятельностью) и оспаривание постановлений об административных взысканиях; взыскания обязательных платежей и санкций (то, что в безакцептном порядке взыскать нельзя, а в добровольном человек отказывается). Много категорий дел, но их объединяет – в материальном правоотношении нет паритета участников, равенства сторон; есть сильная и слабая сторона (причем тоже может быть и государственный орган). Неравенство в материальном правоотношении мы должны компенсировать процедурой, т.к. только так и можно поставить в равное положение: бремя доказывания (в основном – на органах); иные сроки (хотя сейчас они увеличены до 2 месяцев, правда, не по всем делам; т.к. если очень короткие сроки – суд сразу в очень тяжелом положении). Сужается здесь принцип диспозитивности и состязательности (суд иногда сам может запросить доказательства в поддержку слабой стороны). Все для того, чтобы можно было достичь справедливой судебной процедуры. Очень много дел – налоговые и таможенные.

Есть ли административное судопроизводство? Т.к. кодекса нет, нет административное судопроизводство; если примут – будет и судопроизводство. Так считают большинство. А административное производство в арбитражных делах – все таки особенность гражданского судопроизводства.

11.09.2012.

Продолжение.

3. Для несложных дел должна быть более простая процедура. Гл. 29, АПК 2002 – упрощенное производство. По незначительным делам (два вида: бесспорные – ответчик признает, что должен; по незначительной суммы иска – 2 тыс. для ИП, 20 тыс. для ЮЛ) возможна упрощенная процедура рассмотрение спора. Дело рассматривается в усеченные сроки (1 месяц); рассматривается только по письменным доказательствам, представленным в суд сторонами, без вызова сторон; выносится обычное судебное решение, которое можно в обычной процедуре оспаривать. Ст. 227: те категории дел: дела, связанные с оплатой коммунальных услуг и т.д. Упрощение процедуры в том, что уменьшаются судебные расходы лиц; меньше обременений для суда (не извещает); но судебное разбирательство все равно проходит, суд сам с собой совещается и принимает решение. Может быть запущено либо по ходатайству истца, при молчаливом согласии ответчика; либо по инициативе суда: в определении о возбуждении дела суд предлагает сторонам, и если они молчаливо соглашаются – упрощенное производство. Причем возражать надо активно – подается ходатайство, причем причины указывать не нужно, просто «не согласен». Если сторона не согласна – будет исковое производство. 6.06.2012 – законопроект об изменении процедуры упрощенного производства: расширении категории дел, по которым эта процедура возможна (увеличивается цена иска; расширяется на дела из публичных правоотношений – если сумма штрафа не более 50 тыс.); по некоторым категориям дел предлагается рассматривать только в упрощенном производстве – независимо от воли стороны; апелляция – судья единолично (сейчас пока что коллегиально). Сейчас институт не работает, хотя и хороший.

4. Особое производство. Такого термина в АПК нет. Глава 27 – рассмотрение дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (т.е. в рамках ГП – одна из категорий дел особого производства). Впервые ввели в АПК 1995 г. Сейчас таких дел – около 2 тыс. ежегодно рассматривается. В основном – дела о рассмотрении бесспорных дел. Это дела более простые; есть заявитель; ответчика нет; может быть заинтересованное лицо. Спор о факте может быть (все устанавливается обычными доказательствами), спора о праве – нет.

5. Дела, связанные с:

· принудительным исполнением решений третейских судов

· с оспариванием решений третейских судов

6. Дела, связанные с признанием и приведением в исполнение решений иностранных судов. Особая процедура.

В ее рамках суд не разрешает спор о праве, он уже разрешен. Задача суда – контроль в отношении тех решений, которые им проверяются. Это не значит, что суд здесь – вторая инстанция.

В последних двух пунктах проверяются совершенно другие вопросы (не как в апелляции или в кассации), проверяется арбитрабельность дела (компетенция суда, принявшего решение); не были ли нарушены принципиально принципы российского права; не был ли нарушен регламент.

Не нарушается ли публичный порядок России; есть ли международный договор о взаимном признании и приведении в исполнение решений.

Поэтому, по этим делам характер деятельности схож – некий контроль. По всем этим делам дело заканчивается определением, которое может быть обжаловано только в кассационном порядке, т.к. суд изначально вопросы факта не проверяет и не устанавливает.

7. Дела о банкротстве. Они очень специфичны с т.з. регламента – долгие. Но в рамках этих дел бывают исковые дела, из публичных правоотношений. Поэтому это сборная солянка. Но их выделение все чаще признается.

8. В 2011 – корпоративные споры. Отдельная глава. Но они в основе такого выделения берут тот факт, что это споры акционерных обществ, но это также и исковые дела, и из публичных правоотношений. Поэтому какие-то уж прям особенности навряд ли выделить можно.

9. Групповые иски. Разновидность исковой процедуры.

И вообще, вида производства – только 2, все остальное – особенности по отдельным категориям дел.

Стадии процесса –

это совокупность процессуальных действий, направленных к ближайшей процессуальной цели. Традиционные стадии:

1. Производство в суде первой инстанции. Цель: рассмотрение дела по существу, что завершается принятием решения.

1) Возбуждение производства по делу. Цель: решить вопрос, нужно ли возбудить производство. Начинается подачей искового заявления и решения вопроса по нему. Это еще не процесс, но эта стадия важна. Варианты решений:

· Принять исковое производство и возбудить производство по делу. Если все требования соблюдены.

· Оставить заявление без движения. Если есть дефекты устранимые – в определении указывает, какие дефекты и в какой срок нужно устранить. После этого заявление принимается, производство по делу возбуждается, причем дата – момент первой подачи заявления. Но! Постановление пленума ВАС РФ: срок на исправление в подготовку дела не включается.

· Возвратить заявление. Дефекты не были устранены в срок, или пошлина не оплачена (после истечения срока на исправление), или дефекты не могут быть устранены в этом суде – дело не подсудно данному суду (сразу возвращается), или если лицо само просит о возврате искового заявления. Выносится определение, истцу возвращаются документы. Важно! Можно еще раз обращаться в суд с исковым заявлением. Доступ к арбитражному суду не закрыт!

· Отказать в принятии искового заявления. Дефект подведомственности или если дело уже было рассмотрено. Было раньше, теперь – нету. Теперь суд обязан возбудить производство по делу!!! Это логично, т.к. иначе мы отказываем в праве на суд без процедуры, и это не соответствует международным стандартам. Итак, дело возбуждается, рассматривается, и производство по делу прекращается. Но это привело к тому, что лицо может, неправильно определив подведомственность, активно готовиться, а потом приходит постановление о прекращении производства по делу; мы даем надежду на рассмотрение дела, хотя знаем, что этого не будет.

2) Если все нормально на первой стадии, делопроизводство возбудили. Подготовка дела к судебному разбирательству. Цель – одноименная. Тут – 4 блока вопросов:

· Уточняем позиции сторон. Исковые требования, в частности. Может суд провести собеседования, уточнить позицию… Ответчик уже должен определить свою позицию, причем это обязанность с 2009 года, ст. 131 – отзыв на все требования искового заявления; он может быть представлен по Интернету; если в установленный срок отзыв не представлен – суд может рассмотреть дело по представленным доказательствам или дать новый срок; причем возможные судебные расходы, если отзыва нет – на ответчике. Работает принцип раннего раскрытия доказательств: обе стороны это делают на стадии подготовки дела к судебному заседанию.

· Уточняем участвующих в деле лиц. Это может быть понятно только после уточнений требований. Надо определиться с составом как можно раньше и привлечь нужных лиц на этой стадии, иначе процесс может затянуться. Это уже задача суда, он привлекает иногда по собственной инициативе.

· Доказательства. Все ли доказательства определены сторонами, не нужно ли что-нибудь еще истребовать. Может, нужна экспертиза, судебные поручения и т.д. Чем раньше – тем лучше.

· Примирение сторон – с 2002 года. Суд должен предпринять меры по примирению, возможно, даже назначение посредник (подготовка затягивается до 60 дней). Судьи даже тренинги посещают J Вопросы примирения важны.

3) Судебное разбирательство. Главная стадия здесь, и две предыдущие й служат. Рассмотрение и разрешение дела по существу.

2. Производство в суде второй инстанции. Цель: проверка решений, не вступивших в законную силу. Способ проверки может быть разным, но цель не меняется. Право на правосудие включает в себя как минимум два рассмотрения дела, в суде первой и второй инстанции. С 1995 такой способ проверки установлен апелляционный. В основе этого способа – повторное рассмотрение дела, т.е. апелляционная инстанция может исследовать доказательства и устанавливать факты, причем переисследовать прежние, и исследовать новые. Виды апелляций: полная апелляция, где можно абсолютно любые новые доказательства представлять. Неполная: можно представлять новые доказательства, но не любые, а только те, которые не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительным причинам (например, узнали о них после вынесения решения; суд первой инстанции отклонил ходатайство о приобщении доказательства; когда доказательство было истребовано, но в суд не успело поступить, и суд его не исследовал, а когда поступило, сторона посчитала его противоречащим решению). У нас неполная. Перепроверка доказательств: только если будет подтверждено, что есть основания сомневаться в выводах суда первой инстанции. Менять исковые требования нельзя, т.к. задача апелляции – проверка решения по поводу определенных требований.

3. Производство в суде кассационной инстанции (или третьей инстанции – но лучше не говорить). Цель: проверка законности актов, вступивших в законную силу. Была введена в АПК 1995 г. В кассацию дело может попасть только из апелляционной инстанции (или хотя бы, если была попытка). Фактически заменяет необходимость надзорной инстанции. Теперь надзор – неординарная инстанция.

4. Проверка в порядке надзора. Институт характерен только для российского процесса. Раньше: надзорное производство возбуждалось только по протесту должностных лиц; и т.к. инициирование процедуры вызывалось не сторонами, а дискреционным полномочием должностного лица, это было доводом против института надзора. Но принимая кодексы новые, отказались от института протеста. Теперь производство возбуждается по заявлению лица, участвующего в деле, даже если это прокурор. Процессуальная задача: формирование единой судебной практики, которое происходит в т.ч. через отмену решений, которые идут в противоречие с теми решениями ВАС РФ, которые эту единообразную судебную практику и формируют. Было пару решение европейского суда, в которых он признал надзор – эффективным инструментом пересмотра актов.

5. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам. Цель: отмена решений неправосудных в силу открытия этих обстоятельств.

6. Исполнительное производство. До сих пор – незавершенный предмет дискуссии ученых. До 1997 г. исполнительное производство было стадией процесса. Была фигура исполнителей, которые были при судах; они подчинялись Минюсту и председателю районного суда, которые организовывали, направляли и контролировали их деятельность. И все процедурные вопросы были в кодексе. Кроме того, задача исполнительного производства – принудительное исполнение судебного решения. Но задача правосудия – все еще пока защита нарушенных прав. В 1997 г. возникла служба судебных приставов; в ней две составляющих: 1 – охрана правопорядка в здании суда; 2 – приставы-исполнители, которые теперь в органе юстиции только, но при суде!

Мнения:

· Это стадия. Иначе не выполняется задача правосудия. Причем количество самостоятельных действий пристава по исполнению решений суда увеличивается, меньше контроля со стороны суда.

· Это орган ИВ – к суду не имеет никакого отношения. Суд осуществляет только последующий контроль.

· Это самостоятельная отрасль права. По аналогии с УИП.

Источники АПП.

Как минимум, правовой акт. В нем – норма из нашего арбитражного процессуального права.

Это нормативные акты различного уровня, содержащие нормы указанной отрасли права. Причем акты только федеральные, т.к. по конституции процессуальное законодательство – в исключительном ведении федерации.

Итак:

1. Конституция. Там: судебная власть. Место арбитражных судов в судебной системе + принципы правосудия общие.

2. Международные акты. Соглашения о правовой помощи (когда есть иностранный элемент). Конвенции (общие принципы; многосторонние; например, Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение решений иностранных арбитражей). Запрос направляется в Минюст; он переводит на нужный язык и направляет в МИД; МИД направляет в МИД иностранного государства и так далее, как договорились; но это долго. Поэтому чтобы упростить процедуру у нас есть двусторонние договоры об оказании правовой помощи. Письмо ВАС РФ от 16.08.1995 №ОМ-230 №о перечне международных договоров, в исполнении которых участвуют арбитражные суды России».

3. ФКЗ.

1) О судебной системе РФ. 1996.

2) Об арбитражных судах РФ. №1 1995.

3) О КС РФ. Он нужен, когда разграничиваем компетенцию по границам нормоконтроля + значение решений КС РФ

4) О военном положении.

5) О чрезвычайном положении.

4. ФЗ.

1) АПК. 2002 год. Это система кодекса – есть общая часть и особенная часть. Общая часть: общие положения, раздел 1 (нормы и институты, которые относятся ко всей особенной части – принципы, участники, сроки, доказательства, подведомственность). Особенная часть: виды производства и стадии процесса. Статей: 332. Что его отличает от предыдущих кодексов: дифференциация процедур; изменение системы проверки решений; более последовательное проведение принципа диспозитивности и состязательности; введен новый институт обеспечительных мер (предварительное обеспечение, например).

2) О банкротстве. Их 2. Первый – 2002 года. Второй, о банкротстве кредитных организаций – 1999 года. Банкротство – только в процедуре арбитража.

3) Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ. 30 мая 2001. Это институт привлечение специальных знаний в процесс, не в виде знаний экспертов; арбитражные заседатели – полноценные равноправные судьи, это привлечение профессионалов-судей. Экономисты, управленцы, финансисты, строители. Это один из способов борьбы за права предпринимателей.

4) Об исполнительном производстве 2007 года.

5) О прокуратуре РФ.

6) НК РФ, часть 2. Там про государственную пошлину.

5. Постановления КС РФ. Каково их место? Орган негаторного нормотворчества. Ст. 59 – про представителя, есть решение КС РФ (теперь любое лицо может быть представителем).

6. Вопрос о руководящих постановлениях Пленума ВАС РФ. Большинство считают: не являются источником права, т.к. Пленум не вправе создать норму. Он только дает разъяснения. Хотя фактически Пленум создает норму через толкование, не имея на это право.

Вопрос о действии доктрины как источника права. КС РФ в своих постановлениях, передавая подходы европейского суда по толкованию – это, конечно, попытка создать источник права.

+ Вопрос о прецеденте. Фактически, оно у нас есть. Но! У нас континентальная система. Не каждое решение является прецедентом. Даже если используется прецедент, судья, рассматривая дело, может обосновать, почему он не применяет прецедент, если разные фактические стороны; т.е. у них есть возможность выбора, применять или нет прецедент. У нас же его предлагают использовать по-другому. В частности!!! Изменение судебной практики – предлагается сделать основанием для отмены решений!

Но когда дело доходит до ВАС РФ, если дело свеженькое, в новинку, нижестоящим судам легче ориентироваться на него. Но тут вопрос о независимости суда. Его очень важно выдерживать! На судью нельзя давить, даже постановлением Пленума. Судейский индомнитет: безответственность судьи за содержание принятого решения. Должен быть баланс независимости судьи и формирования единообразной судебной практики.

25.09.2012.

Принципы АПП.

Это основополагающие идеи, лежащие в основе структуры самой отрасли.

Принцип так важен, что если он нарушается – мы никогда не достигаем результата, законного решения то есть. Нарушение принципа – всегда отмена решения. А вот нарушение нормы – не всегда отмена нормы.

Принципы АПП – это нормативно установленные основополагающие положения, отражающие взгляды российского общества на отправление правосудия по экономическим спорам, нарушение которых влечет обязательное наступление санкции (в виде отмены судебного решения).

Когда речь идет о принципах, это система принципов. И эти принципы так или иначе между собой связаны. На протяжении всех кодексов одни принципы усиливаются (диспозитивности, состязательности), а другие даже уходят постепенно.

Система принципов в арбитражном процессе.

1) Организационные.

· Принцип осуществления правосудия только судом. Ст. 118 конституции. Способы разрешения конфликтов могут быть разные: административный порядок, негосударственные суды – третейские, медиация, переговоры, самозащита; судебный способ. Задача: уменьшить нагрузку на суды, т.е. использовать несудебные процедуры; чтобы суды рассматривали именно те конфликты, которые другим способом не могут быть разрешены. Правосудие осуществляет только суд; поэтому способ, которым только суд разрешает дело, – и есть правосудие. Чем правосудие отличается от других способов? Механизм принудительного исполнения решения. Процессуальная форма (регламентация закона, которая распространяется на суд и участников процесса); смысл процессуальной формы – гарантия соблюдения прав; жесткость конструкции, которая закреплена в законе, - доступна и прозрачна. В других способах нет такой детализации процедуры.

· Принцип независимости судей и подчинения их только закону. Ст. 5 АПК + ст. 120 конституции. Если нет гарантий реализации этого принципа, он не будет действовать. Задача судебно-правовой реформы 90-х (которая, по мнению некоторых, до сих пор продолжается) – обеспечение независимого суда, и во многом это было сделано; к началу 2000-х судьи почувствовали себя независимыми. Гарантии:

Наши рекомендации