Определение себестоимости продукции
КАЛЬКУЛЯЦИЯ - представленный в табличной форме бухгалтерский расчет затрат на производство и сбыт единицы изделия или партии изделий.
Расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции или работ осуществляется посредством калькулирования по установленным статьям затрат. Различают плановую, нормативную, сметную и фактическую калькуляции. Плановая калькуляция отражает планируемые затраты на изготовление продукции на предстоящий период. Нормативная калькуляция включает затраты, исчисленные на базе установленных (как правило, оптимальных) норм материальных и трудовых затрат. Сметные калькуляции разрабатываются на новую продукцию, впервые выпускаемую предприятием. Фактическая калькуляция отражает общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.
Правильное исчисление себестоимости продукции имеет важное значение: чем совершеннее методы калькулирования, тем легче выявить посредством анализа резервы снижения себестоимости продукции.
На промышленных предприятиях применяется три основных метода калькулирования себестоимости: позаказный, попередельный и нормативный.
Позаказный метод применяется чаще всего в индивидуальном и мелкосерийном производстве, а также для калькулирования себестоимости работ ремонтного и экспериментального характера. Метод этот состоит в том, что затраты на производство учитываются по заказам на изделие или группу изделий. Фактическая себестоимость заказа определяется по окончании изготовления изделий или работ, относящихся к этому заказу, путем суммирования всех затрат по данному заказу. Для исчисления себестоимости единицы продукции общая сумма затрат по заказу делится на количество выпущенных изделий.
Попередельный метод калькулирования себестоимости находит применение в массовом производстве с коротким, но законченным технологическим циклом, когда выпускаемая предприятием продукция однородна по исходному материалу и характеру обработки. Учет затрат при этом методе осуществляется по стадиям (фазам) производственного процесса. Например, на текстильных комбинатах - потрем стадиям: прядильное, ткацкое, отделочное производства.
Нормативный метод учета и калькулирования является наиболее прогрессивным, ибо позволяет вести повседневный контроль по снижению себестоимости продукции. В этом случае затраты на производство подразделяются на две части: затраты в пределах норм и отклонения от норм расхода. Все затраты в пределах норм учитываются без группировки, по отдельным заказам. Отклонения от установленных норм учитываются по их причинам и виновникам, что дает возможность оперативно анализировать причины отклонений, предупреждать их в процессе работы. При этом фактическая себестоимость изделий при нормативном методе учета определяется путем суммирования затрат по нормам и затрат в результате отклонений и изменений текущих нормативов.
Основными показателями, определяемыми предприятием по себестоимости продукции, являются:
- себестоимость единицы продукции в рублях;
- затраты на рубль товарной продукции, рассчитываемые как отношение затрат на производство и реализацию продукции к объему выпуска товарной продукции в ценах реализации;
- процент снижения затрат по сравниваемой товарной продукции.
З*
Законы экономики
Экономические законы — устойчивые, существенные причинно-следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами. Иначе говоря, экономические законы — это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы.
1. Закон дефицита: экономические товары имеют ценность, поскольку объем их предложения меньше желаемого.
· Вы должны постоянно выбирать различные варианты, поскольку вы не сможете иметь все, что вы хотите.
· Поскольку товары дефицитные, всегда необходимо принятие компромиссных решений.
2. Закон спроса и предложения: цена товара или услуги находится в прямой зависимости от имеющегося предложения относительно спроса на момент приобретения.
· Данный закон определяет все цены, прибыли, заработные платы, рост, упадок, издержки, потери, а также экономический успех или неудачу любого бизнеса.
· Успешные предприниматели постоянно работают над повышением спроса на то, что они продают, для того, чтобы повысить назначаемую цену.
· Предприниматели постоянно пытаются обеспечивать свою продукцию и услуги лучше, дешевле, быстрее или удобнее.
3. Закон замены: некоторые товары и услуги могут быть заменены друг на друга при изменении их соотношения спроса и предложения.
· Когда говядина становится слишком дорогой, люди покупают курятину.
· Когда цены на бензин становятся слишком большими, люди покупают меньшие автомобили.
· Когда стоимость труда становится слишком высокой, компании автоматизируют его и заменяют людей машинами.
У потребителя на рынке всегда имеются три варианта дальнейших действий:
· Купить предлагаемый продукт или услугу у вас.
· Купить что-либо другое у ваших конкурентов.
· Вообще отказаться от покупки.
4. Закон связанности:различные продукты связаны друг с другом, положительно или отрицательно, и прямо или косвенно влияют на цену друг друга.
· Когда цена на какой-либо товар растет, это зачастую также вызывает рост цены чего-либо связанного с ним (с ростом цены на продукты также возрастают цены в ресторанах).
· Когда цена на какой-либо вид товара растет, это может вызвать понижение спроса на что-либо другое, (с ростом цен в ресторане уменьшается количество людей, посещающих данный ресторан).
· Связанность цены может влиять на издержки других продуктов, (люди перестают ходить в ресторан, поэтому ресторан покупает меньше продуктов у других поставщиков).
5. Закон маржинальности:все экономические решения и, таким образом, все цены и издержки определяются последним сделанным решением о покупке.
· Сумма, которую последний клиент заплатит за последний имеющийся в наличии вид товара, определяет цену всей партии товара.
· Именно последний клиент, который может купить данный продукт или купить его где-либо, устанавливает цену.
· Рыночная клиринговая цена — это цена, по которой все клиенты удовлетворят свои потребности, а продавцы продадут свои товары и услуги.
6. Закон убывающей доходности:доходы, компенсации или прибыли от некоторой экономической деятельности уменьшаются с течением времени.
· Вы, зачастую, можете получить высокие прибыли за первые, продаваемые вами продукты или услуги.
· Вместе с тем, затраты на производство данных продуктов с течением времени могут возрасти.
· Позднее Вы будете получать меньшую прибыль за данный продукт или услугу, поскольку ваши издержки станут гораздо выше.
7. Закон возрастающей доходности: доходность продукта, услуги или деятельности может возрасти при увеличении производства или предложения.
· В настоящее время знания — это реальный источник конкурентного преимущества.
· Поскольку Вы выпускаете основанный на знаниях продукт, ваша эффективность возрастает с каждой произведенной единицей продукции.
· Поэтому ваши издержки на производство единицы продукции уменьшаются, увеличивая тем самым прибыль с каждой продаваемой единицы.
8. Закон побочных последствий: каждое действие имеет прямые и побочные последствия.
· В результате любого вашего действия происходит еще что-нибудь.
· Если вам не удалось что-либо сделать, все равно имеется какое-либо последствие.
· Точная оценка побочных последствий является признаком превосходного мышления.
9. Закон непреднамеренных последствий:окончательные результаты многих действий оказываются гораздо хуже, чем, если бы ничего не было сделано.
· Иногда деятельность, предпринимаемая для получения прибыли, в действительности оборачивается убытками.
· Непреднамеренные последствия всегда возникают, когда успех деятельности зависит от кого-либо, нарушающего принцип целесообразности.
10. Закон выбора:каждая человеческая деятельность влечет за собой выбор из нескольких альтернатив, который всегда основывается на доминирующих ценностях конкретного человека в данный момент.
· Ваши истинные ценности всегда выражаются в ваших действиях.
· Вы всегда выбираете то, что более всего цените.
· Каждое действие, которое Вы предпринимаете или не предпринимаете, подразумевает выбор в проявлении ваших ценностей и убеждений.
11. Закон исключаемой альтернативы:что бы Вы ни выбирали, Вы одновременно исключаете все другие альтернативы на данный момент.
· Каждый выбор подразумевает отклонение всех других выборов по крайней мере на данный момент.
· Каждый осуществляемый вами выбор говорит вам и другим людям о том, что Вы действительно цените.
12. Закон индивидуальной ценности: стоимость любой вещи субъективна; она определяется кем-то, кто готов за нее заплатить.
· Все цены представляют собой основанные на информации предположения о том, сколько люди готовы платить за потребление всего произведенного предлагаемого товара.
· Все распродажи товаров и услуг по сниженным ценам являются допущением компании или продавцов о том, первоначально запрашиваемая цена была слишком высока.
· Цену продукта или услуги может определять только лицо, которому предлагают заплатить за них.
13. Закон максимизации: каждый человек пытается получить максимум из любой деятельности.
Согласно принципу целесообразности «человеческие существа жадны, ленивы, нетерпеливы, амбициозны, эгоистичны, невежественны и тщеславный они постоянно стремятся к выживанию, безопасности, комфорту, удовольствию, любви, уважению и самореализации».
В соответствии с данным принципом «люди неизменно ищут самый короткий и легкий путь к получению вещей, которые они хотят прямо сейчас, не заботясь о побочных последствиях».
Вся экономическая деятельность строится на данных принципах. Все экономические результаты могут быть объяснены данными законами.
Самым лучшим предпринимателем является тот, кто полностью понимает данные законы и организует свои деловые операции таким образом, чтобы они гармонировали с ними.
Самой лучшей страной является страна, создающая условия, в которых данные законы приводят к большему процветанию и увеличивают количество возможностей для большего числа людей.