Эластичность спроса и её виды
Эластичность – мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов измениться одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.
Спрос зависит от качества продукции, её цены, доходов покупателей, цен на аналогичные товары, потребительских вкусов и предпочтений. С повышением цен на продукцию производитель может ожидать при прочих равных условиях снижения спроса на неё.
Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько процентов измениться величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.
Если обозначить цену P, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса EP равен:
Ep =
Где - изменение величины спроса (%);
- изменение цены (%);
p (price) в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров, как правило, является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается, то величина спроса растёт, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто применяется абсолютная величина показателя.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше единицы, то мы имеем дело с эластичным спросом. Изменение цены в данном случае приведёт к большему количественному изменению величины спроса. Это означает, что рост цен приводит к снижению выручки производителя.
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше единицы, то спрос будет неэластичным. В этом случае изменение цены повлечёт за собой меньшее изменение величины спроса, а выручка производителя уменьшится при росте цен.
При коэффициенте эластичности равным единице говорят о нейтрально эластичном спросе. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса, а выручка производителя не меняется.
Различия в эластичности спроса объясняются значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости обычно бывает неэластичным, а спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичный.
Виды эластичности.
1.Эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
•Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
•Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
•Консерватизм покупателей во вкусах;
•Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);
•Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).
На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остаётся неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.
Товары с эластичным спросом по цене:
•Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)
•Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)
•Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)
Товары с неэластичным спросом по цене:
•Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)
•Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)
•Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)
2.Точечная эластичность спроса по цене.
Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:
= ,
Где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс p говорит о том, что это эластичность спроса по цене. То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар. Значение обычно получается отрицательным, поскольку, как следует из закона спроса, с ростом цены спрос на товар убывает.
В зависимости от этих показателей различают:
Совершенно неэластичный спрос | =0 | объём спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости). |
Неэластичный спрос | -1< <0 | когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены). |
Единичная эластичность спроса | = -1 | изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса. |
Эластичный спрос | -∞< <-1 | объём спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену). |
Совершенно эластичный спрос | = -∞ | объём спроса не ограничен при падении цены ниже определённого уровня. |
3.Дуговая эластичность спроса по цене.
В случаях, когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5 %), принято рассчитывать дуговую эластичность спроса:
= ,
Где и – среднее значение соответствующих величин.
То есть, при изменении цены от p1 до p2 и объёма спроса c Q1 до Q2среднее значение цены будет составлять = , а среднее значение спроса =
4.Эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:
•значимость товара для бюджета семьи.
•является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
•консерватизм во вкусах.
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешёвая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:
= ,
где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс I говорит о том, что это эластичность спроса по доходу. То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости от свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям E приведена в следующей таблице:
Нормальное (полноценное) благо | ˃ 0 | Объём спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя. |
Предмет роскоши | ˃ 1 | Объём спроса изменяется на больший процент, чем доход. |
Товар первой необходимости | 0< <1 | Объём спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определённое число раз, спрос на заданный товар увеличится в меньшее число раз. |
Неполноценное (низшее) благо | <0 | Объём спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки. |
Нейтральное благо | =0 | Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода. |
5.Перекрёстная эластичность спроса
Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы).
=
где верхний индекс D означает что это эластичность спроса, а нижний индекс AB говорит о том, что это перекрёстная эластичность спроса, где под A и B подразумеваются какие-то два товара. То есть перекрёстная эластичность спроса показывает степень изменения спроса на один товар (A) в ответ на изменение цены другого товара (B).
В зависимости от значений, принимаемых переменной E, различают следующие связи между товарами A и B:
Товары субституты | ˃ 0 | Потребители теоретически могут заменить потребление товара A на потребление товара B. Например, две марки стирального порошка. |
Комплементарные блага | < 0 | Потребители теоретически не могут изменить потребление товара A без изменения в ту же сторону потребления товара B. Хороший пример — это ноутбуки и комплектующие к ним. |
Независимые друг от друга товары | = 0 | Изменение цены товара B никак не воздействует на потребление товара A. |