Задание для работы в группах

1)Проанализируйте ситуацию с позиций обвинения, защиты или суда и сопоставив её со ст. 73 УПК РФ определите, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, должны были быть установлены для правильного разрешения уголовного дела.

2)Перечислите собранные по данному делу доказательства и попытайтесь выстроить систему доказательств, определив их связь с главным фактом, промежуточными фактами и вспомогательными фактами.

3)Покажите связь промежуточных фактов между собой.

4)Создайте вспомогательные (проверочные) и накопительные комплексы доказательств по связи с элементами предмета доказывания.

5)Достаточна ли совокупность представленных доказательств для разрешения данного уголовного дела?

6)Если нет, то какие еще обстоятельства, имеющие значение для дела, следует установить и какие доказательства следует для этого привлечь?

Полезно почитать:

1.Лазарева, В.А. О цели доказывания в уголовном судопроизводстве /В.А.Лазарева// Юридический аналитический журнал. –Самара: Изд-во «Самарский университет».-2005.- №3-5.

2.Банин, В.А. Структура предмета доказывания в советском уголовном процессе./А.В.Банин.- Уфа, 1976.

3.Строгович, М.С. Материальная истина и судебные доказательства./М.С.Строгович.- М.: Госюриздат, 1955.

4.Пашкевич, П.Ф. Объективная истина в уголовном судопроизводстве. /П.Ф.Пашкевич.-М., 1961

5.Мурадьян, Э.М. Истина как проблема судебного права./Э.М.Мурадьян.-М.:Былина,2002.

6.Мотовиловкер, Я.О. Установление истины в советском уголовном процессе./Я.О.Мотовиловкер.- Ярославль, 1974.

7.Мухин, И.И. Объективная истина и некоторые вопросы оценки судебных доказательств при осуществлении правосудия./И.И.Мухин.-Л., 1971.

8.Миньковский, Г.М. Пределы доказывания в советском уголовном процессе. /Г.М.Миньковский.-М., 1956.

Занятие 3:

Понятие, виды, классификация доказательства.

Цель занятия:закрепить в сознании учащихся представление о доказательстве как сложном и многогранном понятии, форма и содержание которого одинаково важны для эффективно- уголовно-процессуальной деятельности.

Задачи:

1. Прочно зафиксировать в памяти положения ст. 74 УПК РФ.

2. Усвоить неразрывную связь между содержанием и формой доказательств, зависимость допустимости и достоверности доказательства от соблюдения процедуры производства следственного действия.

3. Сформировать навыки безошибочной классификации доказательств, основанной на понимании существенных объективных различий между классификационными группами.

4. Выработать навык критического анализа доказательств с позиций того или иного участника уголовного процесса.

Вопросы для самоподготовки:

1.Понятие доказательства по УПК РФ.Развитие представлений о доказательствах в законодательстве и теории доказательств. Понятие доказательства с точки зрения теории информации и теории отражения.

2.Содержание и форма доказательства. Единство частей 1 и 2 ст. 74 УПК РФ.

3. Понятие «источника доказательств». Виды доказательств.

4.Относиморсть доказательства как свойство его содержания. Значение относимости доказательств. Критерии относимости доказательств. Круг относимых доказательств. Различие в оценке относимости прямых и косвенных доказательств.

5. Сущность и значение классификации доказательств. Основания и значение деления доказательств на личные и вещественные. Понятие и виды личных доказательств. Связь личных доказательств с вещественными доказательствами. Основания и значение деления доказательств на первоначальные и производные. Понятие первоначальных и производных доказательств.

6.Основания и значение деления доказательств на прямые и косвенные. Понятие прямых и косвенных доказательств. Особенности доказывания посредством косвенных доказательств. Доказательственное значение «улик поведения» и «подобных фактов».

7. Основания и значение деления доказательств на обвинительные и оправдательные. Понятие обвинительных и оправдательных доказательств. Особенности оценки оправдательных доказательств.

Домашняя заготовка: темы для докладов:

1) Дискуссия о понятии доказательств науке (теория доказывания);

2) Форма и содержание доказательств (практика доказывания);

3) Что такое источник доказательства?

4) Понятие и основания классификации доказательств

5) Значение деления доказательств на прямые и косвенные.

6) Значение производных доказательств.

Временная сетка занятия:

20 минут Открытие занятия, введение в тему, выявление проблем путем беседы, определение формы проведения занятия
45 минут (65) Заслушивание сообщений (докладов)
25 минут (90) Пресс-конференция: ответы докладчиков и преподавателя на вопросы группы
10 минут Перерыв
10 минут Формирование малых групп, инструктаж, постановка целей и задач
35 минут (45) Работа в малых группах над поставленными задачами.
30 минут (75) Презентация групп,
15 минут (90) Пресс- конференция
10 минут Перерыв
20минут Свободная дискуссия по фабуле и в целом по теме
20 минут (40) Резюме преподавателя
30 минут (70) Пресс-конференция, ответ на вопросы
10 минут (80) Поведение итогов, закрепление основных понятий
10 минут (90) Рекомендации к выполнению домашнего задания

Задание

1.Изучите внимательно фабулу из предыдущего занятия.

2.Проанализируйте полученные доказательств с точки зрения формы и содержания.

3.Определите, какие виды доказательств были получены по делу, сгруппируйте доказательства по видам.

4.Произведите классификацию каждого из этих доказательств. Сгруппируйте доказательства по классификационным основаниям. выделите доказательства прямые, первоначальные, оправдательные, вещественные. Обоснуйте свой ответ.

5.Какие из доказательств были получены для проверки других доказательств

Полезно прочитать:

1.Шейфер, С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования./С.А.Шейфер.- Тольятти: ВУИТ, 1997.

2.Варфоломеева, Т.В. Производные вещественные доказательства./Т.В.Варфоломеева.- М., 1980.

3.Громов, Н.А.Доказательства, доказывание и использование результатов ОРД. Учебное пособие./Н.А.Громов,А.Н.Гущин, Н.В.Луговец, М.В. Лямин. -М.:Приор-издат,2006

4.Макаров, Н.И.Представление доказательств в Российском уголовном процессе. Учебное пособие / Н.И.Макаров, Н.А.Громов, В.В.Николайченко, В.А.Пономаренков.-Саратов,2000.

5.Новиков, С.А. Показания обвиняемого в современном уголовном процессе России./С.А.Новиков.- СПб. Издательский дом СПб университета,2004.

6.Кудрявцева А.В. Судебная экспертиза в уголовном процессе России. Монография./А.В.Кудрявцева.- Челябинск. Изд-во ЮУрГУ, 2001.

7.Поляков, М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности./М.П.Поляков.-Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия.2001.

8.Рахунов, Р.Д. Свидетельские показания в советском уголовном процессе./Р.Д.Рахунов.- М.:Госюриздат, 1955.

9.Лазарева,В.А. Использование свидетельских показаний в уголовном процессе /В.А.Лазарева, Д.В.Попов.-М.:Юрлитинформ,2009.

10.Шейфер, С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма./С.А.Шейфер.- М.: «Юрлитинформ». 2001.

11.Шейфер, С.А. Сущность и способы собирания доказательств в советском уголовном процессе. Учебное пособие./С.А.Шейфер.- М.: изд-во ВЮЗИ, 1972.

12.Юрина, Л.Г. Контроль и запись переговоров. Учебное пособие./ Л.Г.Юрина, В.М.Юрин.- М.,2002

13.Якуб, М.Л. Показания свидетелей и потерпевших. /М.Л.Якуб.-М., 1968.

14.Хмыров, А.А. Косвенные доказательства. /А.А.Хмыров.- М.:Юридическая литература, 1979.

Занятие 4:

Наши рекомендации