Принципы управления предприятием

Принципы управления предприятием представляют собой основные начала в управлении, вытекающие из складывающихся отношений между управляемой и управляющей подсистемами. Они представляют собой руководящие правила, основополагающие положения, нормы поведения, требования к системе управления, структуры и организации процесса управления.

Принципы не выбирают, им следуют, так как они объективны и отражают сущность явлений и реальных процессов, подчиняясь определенным законам (экономическим, кибернетическим и др.) и закономерностям (присущим определенным отраслям.

В теории управления различают общие основополагающие принципы и частные – собственно принципы организации управления.

Ведущими являются общие принципы, относящиеся к управлению в целом. Частные – призваны осуществлять отдельные функции управления.

К общим принципам управления предприятием можно отнести принцип централизации, децентрализации, сочетания централизации и децентрализации, единоначалие и коллегиальности, демократизации.

Первые три принципы служат основой при формировании организационных структур управления предприятием (линейной, функциональной или линейно-функциональной структуры).

Принцип единоначалия и коллегиальности тесно связан с принципом сочетания централизации и децентрализации. Под единоначалием понимается предоставление руководителю предприятия и руководителям подразделений предприятия такой полноты власти, которая необходима для принятия управленческих решений и персональной ответственности за порученное дело.

В иерархии управления каждый руководитель более низкого уровня непосредственно подчинен только одному вышестоящему руководителю и получает задания и распоряжения только от него. В зависимости от объема работ у руководителя подразделения может быть подчиненный ему функциональный аппарат, призванный помогать руководителю разрабатывать коллегиально управленческие решения. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной реализации таких решений. Ответственность за коллегиально принятое решение несет руководитель подразделения.

Принцип демократизации управления означает участие в управлении производством рабочих на принципах партнерства. Развитие партнерских отношений предопределяет: 1) ослабление диктата менеджеров; 2) заинтересованность рабочих в успешной деятельности предприятия; 3) улучшение трудовых отношений на производстве; 4) создание социальных фондов для выкупа акций работниками.

Структура органов управления строится, как правило, на основе общих принципов управления и формируется с учетом частных принципов, таких как: разделение труда, иерархичность уровней управления, наличие эффективной системы контроля, соответствие исполнителей квалификационным требованиям и др.

Разделение труда предполагает специализацию руководителей всех уровней. Управлением на предприятии занимается множество специалистов. При этом каждый помимо знаний в области управления должен обладать знаниями в конкретной сфере деятельности (техническая подготовка производства, планирование, маркетинг, обеспечение качества продукции и т.д.). Каждый из них выполняет определенный объем и вид работ в пределах своей функции. Это достигается за счет конкретизации целей, на которые должны быть направлены их внимание и усилия. Разделение деятельности управленческого персонала в зависимости от уровня и сферы деятельности приобретает характер специализации, профессионализма.

Разделение труда предполагает и его интеграцию. Последняя заложена в самой сути управления, носит объективный характер и объединяет разрозненные, специализированные действия в единый общий процесс функционирования управления. В первую очередь это достигается путем координации работы структурных подразделений, совместимостью различных функций, объединением их в систему, обеспечивающую эффективное управление производством.

Принцип иерархичности уровней управления предполагает многоступенчатость структуры управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется органом более высокого уровня и подчиняется ему. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления. Иерархичность системы делает ее более устойчивой от внешних и внутренних возмущений.

Наличие эффективной системы контроля обязательное условие эффективного управления предприятием. Контроль – это процесс обеспечения того, что предприятие действительно достигает своих целей. Контроль за ходом производства, основывается на сопоставлении фактических результатов функционирования производственной системы и ее подсистем с предусмотренными планами различных уровней и определение величины расхождения. Это позволяет оперативно вмешиваться в ход производства с целью приведения его в соответствие с запланированным.

Соответствие исполнителей квалификационным требованиям предполагает, чтобы каждую должность на всех уровнях управления занимал специалист, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям должности. Только в этом случае можно обеспечить эффективный процесс управления на основе высокого профессионализма руководителей различного уровня.

Для управления столь сложной системой, какой является предприятие, используются разнообразные методы управления. При этом под методом управления понимается совокупность приемов воздействия на организационную систему, обеспечивающих целенаправленное изменение ее состояния и действий ее элементов. Поскольку в организационной системе приходится управлять действиями людей, методы управления направлены на прямое воздействие на мотивацию людей, либо прямо предписывая им выполнять необходимые действия, либо побуждать их косвенно желать действовать именно так, как это требуют перспективные задачи или конкретная ситуация.

Наши рекомендации