Участники уголовного процесса со стороны обвинения

Участники уголовного процесса

Особенности процессуальных полномочий председательствующего в судебном заседании

В соответствии с п.26 ст.5 УПК РФ председательствующий - судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также судья, рассматривающий уголовное дело единолично.
Процессуальные полномочия председательствующего определены в статье 243 УПК. Основная задача председательствующего в процессе состоит в обеспечении состязательности и равноправия сторон. Председательствующий не должен допускать необоснованных ограничений прав сторон. Он строго следит за тем, чтобы сторонам были предоставлены равные возможности в представлении и исследовании доказательств, заявлении ходатайств, доведении до суда своего мнения по вопросам, которые обсуждаются в ходе судебного заседания.
Председательствующий руководит судебным заседанием, его распоряжения для всех участников процесса и присутствующих в зале суда обязательны. Неподчинение распоряжениям председательствующего влечет негативные последствия, предусмотренные ст.258 УПК РФ.
Исполнение распоряжений председательствующего по обеспечению порядка судебного заседания обеспечивается судебными приставами.
Любой участник судебного разбирательства вправе заявить возражения против действий председательствующего, что заносится в протокол судебного заседания.

Правовые и организационные аспекты формирования состава присяжных заседателей

Отбор кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовного дела производится из общего и запасного годовых списков, составляемых и направляемых в суд администрацией соответствующего субъекта РФ. Порядок составления и направления списков установлен ст. ст.80-84 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. (в ред. от 2 июля 2003 г)"О судоустройстве РСФСР".
Отбор кандидатов в присяжные заседатели производится по распоряжению председательствующего секретарем судебного заседания или помощником судьи из указанных списков путем случайной выборки. Выборка может производиться при помощи компьютера или иным способом, например отбором из списка каждого пятого, каждого седьмого и т.п.
Отбирая кандидатов в присяжные заседатели, секретарь судебного заседания или помощник судьи проверяет в отношении каждого, насколько об этом можно судить по имеющимся в списке данным, наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжного заседателя. Согласно ст.80 Закона "О судоустройстве РСФСР" в списки присяжных заседателей не включаются лица: не достигшие 25 лет, имеющие неснятую и непогашенную судимость, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности. Не должны вызываться также лица, уже участвовавшие в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя.
Уведомление о вызове лица в качестве кандидата в присяжные заседатели должно быть вручено ему не позднее семи суток до начала судебного разбирательства. В уведомлении указывается место, дата и время начала судебного заседания. Целесообразно также привести перечень основных обязанностей и прав, связанных с вызовом в суд в качестве присяжного заседателя (ст. ст.86-88 Закона "О судоустройстве РСФСР"), разъяснить порядок оплаты их труда и расходов, а также ответственность за уклонение без уважительных причин от исполнения обязанностей присяжного заседателя.

Участники уголовного процесса со стороны обвинения

1. Прокурор.
Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определяются назначением судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Применительно к этому определены полномочия прокурора в УПК как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения. В ст.37 УПК определено, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В них он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия (ст.31 Закона о прокуратуре РФ).
Уголовное преследование − процессуальная деятельность, осуществляемая в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п.55 ст.5 УПК). По существу, прокурор возглавляет всю деятельность по уголовному преследованию, поскольку на нем лежит обязанность возбудить уголовное дело или дать согласие на его возбуждение следователю и др.; участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия; давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Он поручает органу дознания производство следственных действий, а также дает ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. п.3, 5, 11 ч.2 ст.37 УПК).
Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования неотделима от его деятельности по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Например, он вправе отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; возвратить уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. п.10, 15 ч.2 ст.37 УПК), передать дело от одного следователя другому, изъять дело у любого органа предварительного расследования и передать его следователю прокуратуры (п.8 ч.2 ст.37 УПК).
Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, где поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Таковы основные полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования. Однако, будучи участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, прокурор должен выполнять свои процессуальные полномочия, вытекающие из Закона о прокуратуре РФ и назначения уголовного судопроизводства (ст.6 УПК). Поэтому прокурор обязан использовать все предоставленные ему процессуальные полномочия для защиты прав и свобод человека, охраняемых законом интересов общества и государства (ст.11 УПК).
2. Следователь.
Следователь − должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст.38 УПК).
Предварительное следствие осуществляют следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи Федеральной службы безопасности и следователи органов Госнаркоконтроля. Процессуальное положение следователя одинаково независимо от его ведомственной принадлежности.
В соответствии со ст.38 УПК следователь уполномочен возбуждать, с согласия прокурора, уголовные дела, принимать их к своему производству или передавать прокурору для направления по подследственности, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или санкции прокурора.
Как должностное лицо, осуществляющее предварительное следствие, следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью и независимостью. В соответствии с законом (п.3 ч.2 ст.38 УПК) следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции прокурора. Все доказательства следователь оценивает по внутреннему убеждению. В целях обеспечения его процессуальной самостоятельности и независимости при разрешении важнейших вопросов следствия, существенно затрагивающих права и свободы человека, и дальнейшей судьбы дела закон устанавливает право следователя не согласиться с решениями и указаниями прокурора по этим вопросам. Новый УПК расширил перечень вопросов, по которым следователь вправе не согласиться с решениями и указаниями прокурора и, не выполняя их, обратиться с письменным изложением своих возражений к вышестоящему прокурору.
3. Начальник следственного отдела.
Начальник следственного отдела, а также его заместитель - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение (п.18 ст.5 УПК). Начальник следственного отдела осуществляет непосредственное, оперативное руководство следователями, оказывает помощь в их работе и может непосредственно вести следствие по делу.
4. Орган дознания. Дознаватель.
Органы дознания − это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.24 ст.5 УПК).
5. Потерпевший.
Конституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52 Конституции РФ).
В соответствии с этим конституционным положением в УПК записано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п.1 ч.1 ст.6 УПК).
При разработке нового УПК одной из его задач являлось установление таких правил судопроизводства, которые бы обеспечивали защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления.
Конституционный Суд РФ указал, что право на судебную защиту, по смыслу ст.55 (ч.3) и ст.56 (ч.3) Конституции РФ, не подлежит ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких обстоятельствах не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией целей.
В УПК со всей определенностью выражено право потерпевшего обжаловать преграждающие ему право на судебную защиту решения, а также иные процессуальные решения, действия (бездействие) должностных лиц и органов, затрагивающие его интересы (ст.123 УПК).
6. Гражданский истец.
Процессуальное положение гражданского истца, как одного из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, вытекает из самой возможности совместного рассмотрения уголовного дела и гражданского иска.
Соединение гражданского иска с уголовным делом облегчает установление оснований для удовлетворения (или отказа) в гражданском иске, дает возможность суду в одном судебном разбирательстве решить вопросы уголовного дела и гражданского иска, избавляет потерпевшего и свидетелей от явки в суд сначала по уголовному, а затем гражданскому делу. В уголовном судопроизводстве гражданский иск освобожден от уплаты пошлины. Для защиты своих интересов гражданский истец наделен широкими правами.
7. Частный обвинитель.
8. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

Наши рекомендации