Преимущества централизации и децентрализации

  Преимущества централизации  
1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьша­ет количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.
  2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы организа­ции растут и развиваются за счет других или организации в целом.
  3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
  Преимущества децентрализации  
1. Управлять особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества тре­бующейся дли этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений.
  2. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возник­шей проблеме и, следовательно, лучше всех ее знает.
  3. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим, и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Такой руководитель может испытывать такой же энтузиазм в своем подраз­делении, как независимый предприниматель во всем своем бизнесе.
  4. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в органи­зацию талантливых руководителей. При этом предполагается, что талантливыми руководителями не рожда­ются, а становятся в процессе приобретения опыта. Поскольку при этом сроки продвижения от рядовых до высших должностей становятся короче, децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.


Факторы, определяющие степень децентрализации управления включает в себя следующее:

û восприимчивость к новым идеям;

û готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления;

û готовность доверять низшему звену управления;

û стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).

Степень централизации управленческих полномочий опреде­ляется следующими

обстоятельствами:

û Издержка­ми, связанными с принятием решений. Чем выше цена принятия решений, тем на более высоком уровне они должны рассматри­ваться.

û Размеры организации. Чем крупнее фирма, тем сложнее координировать деятельность внутри нее, и здесь воз­никает преимущество горизонтальных связей. В крупных фирмах необходима максимальная децентрализация полномочий и разби­ение организации на ряд крупных блоков, руководство которых должно быть максимально приближено к уровню, на котором при­нимаются решения.

û Особенности исторического развития и традиции;

û Характер и мировоззрение высших руководителей;

û Наличие необходимых кадров;

û Характер деятельности, которая сама по себе ограничивает возможности централизации полномочий;

û Динамику бизнеса — чем она выше, тем выше должна быть децентрализованность;

û Внешние силы в виде государственного регулирования, особенностей налогообло­жения, действий профсоюзов.

Вопрос № 42. Современные концепции трудовой мотивации.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Традиционный подход к мотивации основывается на вере в то, что сотрудники – всего лишь ресурсы, активы, которые мы должны заставить эффективно работать. Менеджер ежедневно сталкивается с проблемой мотивации деятельности сотрудников, то есть как направить их энергию на имеющуюся работу.

Личное удовлетворение от хорошо выполненной работы, и гордость за свои успехи, и плоды своего труда привили работникам чувство цели. С точки зрения мотивации труда это не менее важно, чем деньги.

Человек всегда стремится реализовать себя в своем деле. А там, где управление и организация труда предоставят сотрудникам такую возможность, их труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду – высокими.

Модель мотивации представляет собой в целостном виде набор принципов и факторов, тесно взаимосвязанных между собой, создающих предпосылки для побуждения работников предприятия (фирмы) к высокопроизводительной трудовой деятельности отдельного работника и предприятия в целом. В процессе эффективной трудовой деятельности, при правильно разработанной мотивационной модели, работник не только самореализует свои внутренние побуждения, но и удовлетворяет полностью или частично свои потребности (первичные, вторичные, ближней, дальней мотивации).

Ниже приводится классификация, моделей мотивации широко используемая фирмами ряда стран. Это такие модели, как:

1) кнута и пряника - самая старая модель;

2)первичной и вторичной потребности;

3)внутреннего и внешнего вознаграждения;

4)факторная модель стимулирования; справедливости;

5)ожидания; социальной справедливости и др.

Наши рекомендации