По способу установления
ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ и ОБРАЗОВАНИЯ МСХ РФ
ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия
Им. В.Р. Филиппова»
Кафедра финансов и кредита
Реферат
По дисциплине «ценообразование»
на тему:«Виды и функции цен»
Выполнила: студентка группы
5206 Копылова А.В.
Проверил: Сиренов А.О.
Улан-Удэ,
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Классификация и виды цен. 4
1.1 по характеру обслуживаемого оборота. 4
1.2 по степени свободы.. 5
1.3 по способу установления. 5
1.4 по способу получения информации об уровне цены.. 7
1.5 по виду рынка. 7
1.6 по временному критерию.. 8
1.7 по условиям поставки и продажи. 8
1.8 внутрифирменные цены.. 9
1.9 мировые цены.. 9
2. Функции цены.. 10
2.1 функция учета и измерения затрат общественного труда. 10
2.2 функция сбалансирования спроса и предложения. 10
2.3 стимулирующая функция цены.. 11
2.4 распределительная функция цены.. 12
Заключение. 15
Список использованной литературы.. 16
ВВЕДЕНИЕ
Цена - это денежное выражение стоимости товара. Цена является одной из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что лежит в ее основе, какие объективные законы действуют на процессы ценообразования и движения цен.
Цена должна отражать интересы как производителей, так и потребителей товаров: производителю - возмещение затрат с определенной прибыльностью, а потребителю - экономическую выгоду от эксплуатации данного товара.
В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
Актуальность выбранной мною темы определяется тем, что посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Поэтому так важно разобраться в природе цены, ее видах и функциях.
КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ЦЕН
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы. При анализе системы цен необходимо учитывать следующее: во-первых, все многообразие видов цен нужно рассматривать в единстве (изменение одних видов цен обязательно влечет изменение других видов цен), во-вторых, разнообразие цен, различие конкретных задач их установления не должны приводить к ценовым противоречиям, а должны быть подчинены общенациональным интересам.
По характеру обслуживаемого оборота
По характеру обслуживаемого оборота различают оптовые и розничные цены. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом). К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки. Отличие закупочной цены от других видов цен заключается в том, что в ее состав не включается НДС и акцизы. НДС не включается также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.
В международной торговле сделки, за редким исключением, представляют собой оптовые операции и совершаются они по оптовым ценам. Биржевая цена также считается оптовой.
Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. Отпускная цена на предприятиях общественного питания — особая форма розничной цены. Цены на услуги населению — также особый вид розничной цены. В сфере обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная).
Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет снабженческо-сбытовую надбавку (наценку). Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).
По степени свободы
В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают свободные (рыночные) и регулируемые виды цен.
Свободные цены (рыночные цены) — это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса — цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения — рыночная цена, указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства — цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
Регулируемые цены — это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ, Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия.
Регулируемые цены, в свою очередь, могут быть гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные) цены. В числе регулируемых цен выделяют:
Предельные цены — это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.
Фиксированные цены — это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
По способу установления
По способу установления, фиксации различают: твердые, подвижные, скользящие цены. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте.
Твердые цены называют еще постоянными. Это такие цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Обычно в договоре делается оговорка «цена твердая, изменению не подлежит». Твердые цены применяются в сделках:
• с немедленной поставкой;
• с поставкой в течение короткого срока;
• предусматривающих длительные сроки поставки. При длительных сроках поставки указанная в договоре оговорка «цена твердая, изменению не подлежит» должна присутствовать обязательно.
Подвижная цена — такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). При установлении подвижной цены в договоре указывается источник информации, по которому можно судить об изменении рыночной цены.
Скользящая цена — это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.). При подписании договора в этом случае фиксируется так называемая исходная, базисная цена, то есть цена, применяемая в качестве базы для расчетов оговаривается ее структура, а именно: переменные расходы (расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизацию), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться.
В условиях оживленной конъюнктуры рынка при установлении скользящей цены в интересах покупателя (импортера) в договор (контракт) могут быть внесены некоторые ограничительные условия (лимит скольжения).
На практике иногда применяют смешанный способ фиксации цены, когда часть цены фиксируется твердо при заключении договора, другая часть — в виде скользящей цены.