Состояние воспроизводства рабочей силы на рынке труда Украины
Украина сейчас находится на этапе перехода к рынку. Под переходным периодом, на наш взгляд, следует понимать те временные границы перехода от административно-командной экономики к рыночным отношениям, при которых в государстве происходят коренные превращения в экономическом базисе, в изменении производственных отношений, в упорядочении собственности, адаптации общества к таким отношениям, во внедрении и развитии деловой конкуренции производителей и относительной стабилизации экономических и социальных процессов с переструктуризацией общества.
Анализ показывает, что в Украине рыночные реформы до этого времени почти не реализованы, а социально-экономический кризис углубляется, о чем свидетельствуют:
—резкий спад реального ВВП, промышленного и сельскохозяйствен
ного производства;
—разбалансированность бюджетных доходов и затрат;
—углубление разрушительных инфляционных процессов, которые де
формируют систему денежно-кредитного оборота и подрывают валютно-
финансовую и экономическую стабильность государства;
—темпы роста индекса потребительских цен;
—рост отрицательных тенденций в демографических процессах, кото
рые приводят к сокращению населения Украины;
—безработица, рост количества безработных по статусу, изменения
социально-классовой структуры общества за счет формирования мафи
озно-номенклатурной элиты общества на фоне обеднения основной мас
сы населения.
Глава 7. Рынок труда и его регулирование
Анализируя динамику занятости населения Украины, надо заметить, что в последние годы уровень занятости населения в Украине постоянно снижается. Особенностью процесса высвобождения работников является то, что значительную часть освобождающихся составляют лица с высшим и средним специальным образованием, трудоустройство которых
довольно проблематично.
Заметим, что в развитых странах уровень безработицы 10% не составляет потенциальной угрозы, так как амортизируется системой государственных льгот и страхования. Тем не менее для Украины уровень безработицы 2,0—2,4 млн чел. может привести к существенным социальным потрясениям из-за отсутствия надежных механизмов социального страхования.
Неравномерное движение реформ в Украине привело к серьезным последствиям, в частности, к снижению уровня потребления, которое отрицательно сказалось на многих семьях. Это влияние макроэкономического спада проявилось в трех главных аспектах.
Работа:сокращение спроса на рынке труда и снижение уровня реальной заработной платы в значительной степени повлияли на покупательную способность многих семей, для которых заработная плата — главный источник прибыли. Хотя официальный уровень безработицы остается невысоким, скрытая безработица в форме вынужденных отпусков и неполного рабочего дня стало повседневным явлением.
Сбережения:высокая инфляция обесценила большинство сбережений населения. На момент провозглашения независимости Украины семьи имели на счетах в Государственном Сбербанке в среднем по 163
дол. США.
Социальные льготы:украинская система «социальных льгот для всех» не была приспособлена к выживанию в условиях общего экономического кризиса. Финансирование большинства льгот осуществляется за счет налога на заработную плату, а общая сумма средств, которая выделяется на ее выплату, уменьшилась даже больше, чем реальная средняя заработная плата, поскольку вместе с тем сократилась занятость. Через уменьшение поступлений от налога на заработную плату неминуемо сокращается объем льгот, которые могут предоставляться. Граждане, которые в наибольшей степени зависят от системы социального обеспечения, ощутили значительное снижение своего уровня жизни. Вообще программы социального обеспечения должны быть направлены на те слои населения, которым крайне необходима помощь. Тем не менее органы власти не обнаружили особого энтузиазма в том, что касается использования реформаторских мер по перераспределению льгот.
Снижение заработной платы стало основной связью через рынок труда между макроэкономическим спадом и бедностью. Начисление на фонд заработной платы в размере 52% ФЗП означало, что предприятия
И —3-1844
162 Раздел 2. Социально-трудовые отношения на рынке труда
должны были платить за трудовые ресурсы больше, чем получали сами работники. Это не стимулировало занятость и привело к снижению заработной платы, кроме того, оттолкнуло неофициальный, незарегистрированный бизнес от перехода к официальному сектору.
Поскольку бедность в Украине достигла значительных размеров и глубин, и лишь возрождение на рынке труда не сможет вылечить бедность, нельзя откладывать внедрение реформы системы социальной защиты ко времени, когда улучшится экономический климат.
Конечно, повышение спроса на рабочую силу необходимо, поскольку это очень важный фактор уменьшения уровня бедности в Украине. Тем не менее, это не панацея. Даже если спрос на рабочую силу значительно возрастет и будет оказывать содействие повышению заработной платы, много семей в Украине все же не смогут преодолеть свою бедность, поскольку они или не принимают полноценного участия в рынке труда, или находятся весьма далеко за чертой бедности. Даже значительное увеличение спроса на рабочую силу не исключает необходимости реформирования системы социальной защиты в Украине.
Сейчас не существует единого контроля по вопросам социальной защиты в частном секторе, за исключением требования платить зарплату, не ниже официального минимума. В применении этой системы за пределами частного сектора также состоялись определенные изменения в сторону либерализации. Была упразднена тарифная система, за исключением предприятий и организаций бюджетной сферы (здравоохранение, образование и культура), хотя правительство контролирует заработную плату государственных служащих, как это происходит во всех странах.
Начисление в фонд заработной платы (налоги на рабочую силу) и далее создают большую пропасть между стоимостью труда с точки зрения предприятий и компенсацией, которую получают работники. Налоги на заработную плату в Украине (их еще называют «обязательными платежами») платят как работники, так и работодатели. К налогам, которые платят работодатели, включают:
а) взносы в фонд социального страхования;
б) взносы в пенсионный фонд;
в) взносы в Чернобыльский фонд;
г) взносы в фонд занятости населения.
В системе регулирования заработной платы в Украине разница в оплате труда на одном и том же предприятии в зависимости от квалификации была очень незначительной. Как правило, тарифная система устанавливала отношения самой высокой зарплаты к наиболее низкой на уровне 2:1, хотя считается, что на совместных предприятиях эти контрольные механизмы практически не применяются. Зависимость зарплаты от уровня образования, по международным стандартам, в Украине
Глава 7. Рынок труда и его регулирование
чрезвычайно низкая. Статистические данные свидетельствуют, что разница в оплате труда работников с высшим образованием и тех, кто имеет лишь начальное образование, составляет лишь 85%. По международным стандартам это очень низкий показатель, поскольку во многих странах принят уровень 200% и больше. Разница в заработной плате в разных областях действительно изменилась, тем не менее она не соответствует критериям, которые применялись для определения объема фонда заработной платы. Наиболее высокая относительная прибыль была в финансовой сфере, а наиболее высокие относительные затраты — в сельском хозяйстве.
Функционирование и регулирование рынка труда в Украине может принести ряд положительных моментов. В частности:
—облегчит и ускорит процесс согласования личных, коллективных и
общенародных интересов при размещении работников в системе общест
венного разделения труда;
—предоставит необходимую гибкость процессу подготовки и распре
деления рабочих и специалистов;
—будет оказывать содействие повышению эффективности труда за
счет рационального размещения работников по социальным сферам про
изводства;
—будет выполнять функцию связующего звена между профессио
нальной подготовкой работников и их использованием;
—предоставит необходимую гибкость процессу формирования про
порций подготовки и распределения рабочей силы;
—улучшит выбор населения профессий в соответствии с их способ
ностям и желаниями, с учетом общественных потребностей;
—будет сильным рычагом регулирования индивидуальных доходов,
приближению их к общественно необходимому уровню с учетом квали
фикации и дефицитности профессий;
—в результате конкуренции работодателей за привлечение лучших
работников улучшит условия труда и индивидуального воспроизводства
рабочей силы;
—будет сильным средством оптимизации потоков распределения и
перераспределения рабочей силы.
С другой стороны, как свидетельствует зарубежный опыт, рынок труда имеет ряд недостатков:
—развитие рынка труда, как правило, сопровождается возрождением
и углублением товарно-денежного фетишизма;
—групповые и личные интересы обособленных групповых и индиви
дуальных производителей, как правило, будут преобладать над общена
родными целями и задачами. Этот недостаток рынка труда смягчается,
если в стране поддерживается стремление государственных органов, ра
ботодателей и нанимаемых работников достичь общего блага в обществе.
Раздел 2. Социально-трудовые отношения на рынке труда
Глава 7. Рынок труда и его регулирование
Последнее определяется такими показателями: рост производительности труда, который может превышать рост средней заработной платы; увеличением валового национального продукта; усовершенствованием техники и технологии производства (научно-технический прогресс); ростом уровня жизни населения. Представители государства, предпринимателей и нанимаемых работников должны быть заинтересованными участниками регулирования социально-трудовых отношений, в одинаковой мере отвечать за разработку взаимоприемлемых решений;
— рынкам труда присуща стихийность, которая обостряет проблемы трудоустройства населения и усложняет реализацию права на труд и доходы. Более жесткими станут требования к профессионализму, усилится динамичность структурных изменений в производстве, возникнет безработица, снизится жизненный уровень части населения. Как следствие, может возникнуть социальная напряженность.
Итак, в условиях рыночной трансформации экономики Украины перед органами государственного и регионального управления возникает ряд новых задач: разгосударствление и приватизация; изменение форм собственности хозяйствующих субъектов; создание для всех форм хозяйствования надежных условий и гарантий равенства; изменение форм управления хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, которые остаются в государственной собственности; снятие всех ограничений на перемещение рабочей силы и стимулирование ее профессиональной мобильности; разработка эффективных мер относительно социальной защиты населения и прежде всего его беднейших слоев; формирование потребностей народного хозяйства в рабочей силе и развитие структуры занятости; создание институтов инфраструктуры рынка, ориентированных на обеспечение выполнения перечисленных задач.
Становление рынка труда — длительный процесс, рассчитанный на много лет. Он требует научного обоснования, а также разработки не только ежегодных программ занятости, но и долгосрочной стратегической программы.
10. Охарактеризуйте спрос на рынке труда.
11. Объясните классическую модель рынка труда.
12. Дайте объяснение зависимости «прибыль — максимизирующая заня
тость».
13. Дайте характеристику предложения индивидом своего труда.
14. В чем особенность регулирования рынка труда на современном этапе
развития экономики Украины?
15. Охарактеризуйте состояние воспроизводства рабочей силы на рынке
труда Украины.
Вопросы для обсуждения и контроля
1. Дайте определение рынка труда.
2. Раскройте составляющие рынка труда.
3. Охарактеризуйте понятие совокупный рынок труда.
4. Дайте характеристику субъектов рынка труда.
5. Назовите типы конъюнктуры рынка труда.
6. Дайте определение сегментации рынка труда.
7. Какие особенности специфики внутреннего рынка труда?
8. Охарактеризуйте основные функции рынка труда.
9. Назовите несколько наиболее известных моделей рынка труда.
Глава 8
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ