Тема 9 . Формирование цен на товарных биржах
На всех развитых рынках биржи представляют одну из важнейших организационных форм. Биржа - это, во-первых, место регулярных торгов определенными товарами, торговый посредник, способствующий заключению сделок между продавцами и покупателями сырья, валюты, ценных бумаг; во-вторых, объединение юридических и физических лиц, организующее эти торги и разрабатывающие правила их проведения; в-третьих, особый ценообразующий механизм, что и является главным признаком, определяющим место бирж в экономической инфраструктуре страны.
Согласно определению, биржи многофункциональны. К основным функциям бирж относятся:
1. организация процесса купли-продажи, заключающаяся не только в предоставлении места торга, но и в обеспечении реальной встречи продавцов и покупателей. На бирже продавцы предлагают свой товар, а покупатели, оценивая товар, соглашаются с предлагаемыми условиями и заключают сделки или, если какие-либо параметры сделки их не устраивают, выдвигают встречные предложения. Если первоначально биржа была местом оптовой торговли, куда продавцы привозили свои продукты, то в настоящее время биржи представляют собой не место прямой, непосредственной купли-продажи товаров, обмена товаров на деньги, а место заключения сделок на тот или иной товар, что не умоляет значения биржи в организации процесса обмена, купли-продажи товаров;
2. контроль за спекуляцией, осуществляемый в результате организованного заключения сделок, открытости торгов, когда любой покупатель может приобрести на бирже интересующий его товар;
3. страхование посредством торговли срочными инструментами, представляющее собой определенную корректировку цен, что обеспечивает взаимное погашение риска. Например, при ожидании более высокой цены покупатель, фиксируя будущую цену покупки, страхует себя от потерь.
Наряду с обозначенными основными, определяющими функциями бирж назовем и вспомогательные: котирование цен, основанное на рыночном спросе и предложения; установление стандартов на биржевые товары; разработки типовых контрактов для членов биржи, помогающих в заключении сделок; разработка правил торгов; выпуск информационных бюллетеней с котировкой продаваемых товаров и т.д.
Выполнение этих функций приводит к эффективному и рациональному осуществлению купли-продажи товаров.
Первая в России биржа возникла не как результат самоорганизации купечества, а по повелению Петра 1 в 1703 г. В Санкт-Петербурге. В этом решении на Петра 1 повлияло его посещение товарной биржи в Амстердаме. В 1705 г. По его приказу для первой российской биржи было построено особое здание и указаны часы для проведения в нем собраний купечества. В 1796 г. Возникает вторая биржа - в Одессе, а в 1816 г. Третья - в Варшаве. Четвертой биржей стала Московская, возникшая в 1837 г. В шестидесятых годах Х1Х века собственно и начинается развитие бирж в России. Перед первой мировой войной в России действовало более сотни бирж.
Современный этап в деятельности российских бирж начался в июле 1990 г. Регистрацией Московской товарной биржи. Далее в течение 1990-1991 гг. В России происходил настоящий «биржевой бум», было зарегистрировано примерно 800 бирж. Однако если их оценить с точки зрения общепринятых стандартов в отношении бирж, то лишь незначительная часть организаций, именовавших себя биржами, могла называться ими, да и то с определенной натяжкой. Большинство же представляло собой обычные посреднические конторы.
Инициаторами создания товарных бирж в тот период чаще всего выступали коммерческие центры и территориальные управления Государственного комитета по материально-техническому снабжению СССР, которые действовали обычно при поддержке местных органов. В некоторых случаях учредителями бирж становились крупные промышленные предприятия, заинтересованные в налаживании стабильных хозяйственных связей в условиях ухудшающейся экономической ситуации.
Создание отечественных бирж в тот период шло в специфических экономических условиях и в некоторых аспектах отличалось своеобразием. Прежде всего, в отличие от зарубежных бирж, отечественные биржи создавались как коммерческие организации. При этом стремясь получить максимальные льготы, организаторы бирж часто использовали весьма «оригинальные» правовые формы создания бирж. Например, с целью получения льготного налогового статуса Киевская специализированная биржа зарегистрировалась как малое предприятие, что, как известно, не является организационно-правовой формой.
В тот период главной целью учредителей бирж была быстрая окупаемость внесенных средств с высокой прибыльностью первоначальных капиталовложений. При этом явно недостаточным, а иногда и просто низким был класс и качество услуг самих участников бирж, к тому же часто назначавших непомерно высокую цену за свои услуги.
В настоящее время функционируют различные товарные биржи, которые классифицируются по следующим признакам.
По характеру деятельности (назначению) товарные биржи подразделяются на специализированные и универсальные. Товарные биржи , специализирующиеся на определенных видах реального товара, называются специализированными. Например, в Нью-Йорке действуют узкоспециализированные товарные биржи: кофе, сахар, какао, хлопка, цитрусовых нефти, металла. На универсальных биржах осуществляются операции не только с более широким кругом товаров, но и с валютой, ценными бумагами, а также фрахтовыми контрактами. Такие биржи имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Челябинске и т.д.
По масштабу действия товарные биржи подразделяются на государственные, региональные, республиканские, краевые, областные, городские. Отличительной особенностью государственных бирж является преследование ими определенных, подчас отнюдь некоммерческих целей. Для этого могут фиксироваться ставки биржевых сборов, регламентироваться уровень цен по совершаемым сделкам.
По степени участия посетителей в биржевых торгах товарные биржи делятся на открытые и закрытые. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только биржевые посредники (брокеры), а на открытых - помимо брокеров также и посетители.
По характеру биржевых операцийразличают товарные биржи реального товара и фьючерсные. Продажа контрактов на биржах реального товара сопровождается, как правило, последующей поставкой товаров. Фьючерсные биржи - это в основном продажа контрактов (соглашений) о реализации товаров, которые будут произведены в будущем периоде (например, договор об условиях закупки урожая следующего года).
Роль товарных бирж в мировой экономике ХХ века была неоднозначна. Наряду с неуклонным падением роли товарных бирж как формы оптовой торговли резко возрастало их значение как центров финансовых операций. В целом число товаров, продаваемых на товарных биржах, за нынешний век существенно сократилось. В конце Х1Х века биржевых товаров насчитывалось более 200 наименований. Крупными группами биржевых товаров были в прошлом черные металлы, уголь и ряд других товаров, с которыми сегодня операции практически не ведутся. К середине ХХ века число биржевых товаров сократилось примерно до полусотни и с тех пор по количеству оставалось примерно постоянным. В то же время число фьючерсных рынков неуклонно расширялось. В конце 80-х годов количество фьючерсных товарных рынков возросло примерно до 200.
Основным направлением деятельности товарных бирж, как указывалось выше, является котировка цен товаров.
Биржевая котировка представляет собой фиксацию фактических контрактных цен и выведение типичной (или средней) цены по биржевым сделкам за определенный период времени (как правило биржевой день). Она используется как ориентир при заключении контрактов, в том числе и вне биржи. Через котировки происходит обратное влияние биржевых торгов на рыночную конъюнктуру в целом.
Котировка ни в коем случае не устанавливается заранее. Она необходима для правильного определения ситуации на бирже и может выводиться в течение дня. Если обороты биржи значительны, то и динамика цены претерпевает существенные изменения в ходе торга.
На фьючерсных биржах цены выходят за рамки элементарного ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным товаром предполагает заключение контрактов с указанием в них дня проведения биржевого собрания, цена которого и станет продажной. Так, в документе указывается, что расчеты производятся по котирвальной цене, выведенной, например. На Московской бирже через шесть месяцев. За это время контракт нередко переходит из рук в руки десятки раз, что дает широкий простор для биржевой спекуляции. Но все же основная роль биржевой котировки - помощь в ориентации участников в ценовых пропорциях на товарной бирже. Таким образом, можно сказать, что котировка цен - это главная информация о конъюнктуре рынка, которую биржи дают предпринимателям.
Исходным материалом для котировки цен служит информация о контр-агентах сделки, а также о ценах, по которым они желали бы приобрести (продать) данный товар. Он в обязательном порядке учитывает цену сделки и объем продажи, условия ее заключения, а также условия на бирже, при которых была заключена сделка.
Эти сведения на товарных биржах черпаются из заявок торговцев, подаваемых маклером для исполнения, а также из данных о заключенных контрактах. Все эти данные заносятся в специальный биржевой бюллетень построенный в виде таблицы и представляемый участниками торгов.
Процесс котирования очень трудоемок и требует учета самых различных пенообразующих факторов. Рассмотрим основные правила, которые учитываются в обязательном порядке.
Прежде всего товары котируют в соответствии со стандартами. С этой точки зрения они могут носить как единичный характер, так и выступать в виде групп с общими техническими и другими характеристиками. Если стандарта не имеется данный вид относится к той или иной группе стандартных товаров или выделяется в самостоятельную котируемую единицу.
Котируются только те товары, сделки по которым совершаются систематически. Так, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твердый список - базу биржевого бюллетеня. При систематическом появлении новых товаров они также включаются в него. И наоборот, длительное отсутствие определенных ресурсов, входящих в список, в биржевой торговле требует их исключения из процесса котировки.
При котировке по возможности исключаются цены, не отражающие рынка данного биржевого дня: если при отсутствии предложения цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого дня, где имелось достаточное предложение, она должна быть исключена. Когда за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут служить показателем рынка. Они исключаются из процесса котировки.
Для повышения качества котировки в ней могут найти отражение и цены внебиржевых сделок. Но время из заключения должно соответствовать отраженному в котировке. При отсутствии необходимой информации в определенный степени ориентиром может служить стоимость сходных товаров, реализуемых на бирже.
При котировке следует выделять минимальный объем продукции, при нарушении которого сделка не принимается в расчеты. Цены за единицу товара обычно различны в зависимости от величины опта: при крупнооптовой реализации они, как правило, меньше, при мелкооптовой - больше. Для решения этой проблемы можно использовать один из двух методов. Первый заключается в выделении типичного объема партии, и по нему совершается наибольшее количество сделок. Тогда цены определяются исходя из этой партии и вносятся в бюллетень. Типичный объем, как правило, неоднозначен. Поэтому указывается его верхняя и нижняя границы. Другой метод состоит в выделении различных групп партий. Котировальная цена определяется для каждого из них.
При котировке учитываются и условия расчета по сделкам: на наличный товар или на срок. По ним и дается котировка. Если котировка исчисляется по наиболее типичным условиям, в биржевом бюллетене они выделяются отдельно или делается сноска. Условия поставки (немедленная или на срок) и условия транспортировки учитываются таким же образом.
На уровень цен, а следовательно, и на котировку влияет такое обстоятельство, как, статус контрагентов. У государственных организаций и предприятий они обычно ниже, чем у кооперации и частных лиц, цены посредника выше цен производителя и т.д.
Состояние рынка, при котором совершались сделки, - необходимая характеристика котировки. Без соответствующей информации участникам торгов сложно определить, в какой среде сформировались цены, отраженные в биржевом бюллетене. Поэтому на основании соотношений спроса и предложения на каждый товар в него вносится общая характеристика рынка.
Определение конъюнктуры рынка основывается на трех характеристиках:
1. соотношение спроса и предложения на каждый товар;
2. тенденция движения цен, т.е. динамика цен на каждый товар в течение данного периода биржевых торгов;
3. количество совершенных сделок.
На основании исчисленной котировки составляется биржевой бюллетень. Внешний вид его представляет собой таблицу, включающую графы с наименованием и единицей измерения товаров, типичным объемом партии, максимальными и минимальными уровнями цен продавца, покупателя, сделки, справочной ценой и состоянием рынка. Все цены исчисляются за единицу товара.
Биржевые сделки на товарной бирже можно разделить на две группы: сделки с реальным товаром и сделки без реального товара. Сделки с реальным товаром на бирже играли основную роль в тот период, когда сами биржи были центрами международной товарной торговли. В процессе развития биржевой торговли сложились два вида биржевых операций:
· сделки на реальный товар с немедленной поставкой;
· сделки на реальный товар с поставкой в будущем.
Сделки на реальный товар с немедленной поставкой в биржевой терминологии называются спот (spot) или кэш (cash), а также физическими сделками.
Заключение таких сделок происходило на бирже без предварительного осмотра товара на основе стандартного качества. При заключении сделок спот товар обычно уже находился на одном из складов биржи, и покупатель мог получить его немедленно.
Продавец реального товара, сдав его на склад биржи, получал складское свидетельство (варрант), удостоверяющее количество и качество товара. Заключив сделку, продавец передавал это свидетельство покупателю, получая в обмен платежное средство. Биржа в этом случае является лишь местом заключения сделок , а все дальнейшие отношения по поводу контракта стороны регулируют друг с другом. Сделку гарантировала не биржа, а сами участники. Другая особенность этой сделки - объемы сделки, а также условия поставки оговаривались покупателем и продавцом, т.е. контракт носил индивидуальный характер.
Постоянные колебания цен на основные биржевые товары, и прежде всего на сельскохозяйственную продукцию, заставляли участников биржевых операций искать новые формы сделок. Так появились сделки на реальный товар с его поставкой в определенный срок в будущем. Этот вид сделок на многих биржах появился уже в первые годы их функционирования и получил название форвард или шипмент.
Форвардный контракт представляет собой соглашение, согласно которому продавец поставляет конкретную продукцию покупателю к определенному сроку в будущем. В момент заключения контракта стороны договариваются об объеме поставки и качестве товара, времени и месте поставки, а также соответственно о цене. Продавец товара поставляет его к сроку на один из складов биржи, где проводится его проверка и выдается складское свидетельство. Документ передается продавцом покупателю против денежных документов.
В форвардных сделках купля-продажа товара совершалась заранее, до поставки товара, а, возможно, и до его производства. Эти сделки во многих случаях были предпочтительнее, чем сделки спот, так как позволяли участникам планировать свою прибыль в будущем. Для продавца реального товара форвардные операции позволяли заранее зафиксировать цену и покрыть свои издержки, а покупатель был гарантирован от риска повышения цен и, кроме того, экономил затраты на аренду складских помещений.
Вместе с тем, форвардные сделки подразумевают также определенный риск, поскольку не существует какого-либо гаранта сделки. Одна из сторон может нарушить взятые на себя обязательства или какие-то события в будущем могут помешать сторонам выполнить контракт. Известно. Что при падении цен на зерно торговцы в США часто уклонялись от выполнения форвардных контрактов, оставляя фермеров с их продукцией. В свою очередь. При повышении цен фермеры предпочитали продать зерно другому покупателю по более высокой цене и не выполнять форвардный контракт.
Цены форвардных сделок учитывают не только уровень, сложившийся в момент заключения контракта, но и перспективы изменения спроса и предложения за время действия контракта. Однако предусмотреть все конъюнктурные моменты невозможно, поэтому форвардные сделки могут определенный выигрыш (или убыток) для той или иной стороны. Например, продавец кукурузы заключил форвардную сделку с поставкой через два месяца по цене 2.0 долл. За бушель. Если к моменту поставки цена кукурузы на рынке спот составит 1.8 долл., то он окажется в выигрыше, а если она увеличится до 2.2 долл., то он получит убыток. Для покупателя товара ситуация будет обратной, однако по форвардному контракту он еще избавлен от хранения товара и соответствующих расходов.
С реальным товаром уже становится возможным осуществление спекулятивных операций на разнице цен по сделкам спот и форвард. При этом стратегия игры зависит от ситуации с ценами на этих рынках. На биржевых рынках возможны два варианта соотношения цен, которые называются контанго и бэквардейшн.
Ситуация контанго предполагает, что цены на наличный товар (спот) ниже цен на срок (форвард). Эта ситуация характерна для такого состояния рынка, когда предложение товара в данный момент полностью обеспечивает текущий спрос, либо имеются достаточные запасы. Такой рынок называется нормальным. Возникновение контанго типично только для рынков товаров с длительными сроками хранения (зерновые, соевые, бобы, металлы, кофе, сахар, нефть и т.д.). В этом случае игра заключается в том . что покупается наличный товар и продаются форвардные контракты, если разница в ценах превышает накладные расходы (складирование и страхование товара). Например, на рынке какао-бобов цена по сделкам спот составляет 889 долл. За тонну, а с поставкой через два месяца - 914 долл. Предположим, спекулянт одну тонну какао с немедленной поставкой и продал ее с поставкой через два месяца. Если к моменту поставки цена на рынке спот будет по-прежнему 889 долл., то его выигрыш составит 25 долл. (914-889=25) минус накладные расходы (плата за хранение, страхование товара. Проценты за кредит, комиссионные брокеру и др.)
При ситуации бэквардейшн цены на наличный товар (спот) выше, чем цены форвардного рынка. Такое положение характерно при острой нехватке товара, низких его запасах. В этой ситуации в выигрыше оказывается спекулянт, имеющий наличный товар. Он продает имеющийся товар с немедленной поставкой и закупает его с поставкой в будущем . Например, предположим. Что цена какао-бобов на рынке спот составляет935 долл., а цена с поставкой через три месяца - 930 долл.. Спекулянт заключает обе сделки и ожидает изменения цен на момент получения товара по форвардному контракту. Если цена спот через три месяца составит 935 долл., то он реализует свою предполагаемую прибыль и получит дополнительно 5 долл. на тонне. Если цена поднимется еще выше, скажем, до 940 долл., то реализация даст ему дополнительно 10 долл. Если же цена спот упадет до 920 долл., а он купил по 930 долл., то по этой операции возникает убыток.
Для того чтобы лучше понять основы фьючерсного рынка, представим себе мир, в котором его не существует. Поскольку фьючерсная торговля родилась в США в сфере сельского хозяйства, рассмотрим пример из этой области, а в последующем исследуем, как и почему те же самые базисные положения применяются к другим рынкам. Представим выращивающего хлопок американского фермера, который в конце лета оглядывает свои поля и оценивает, что в октябре ему удастся собрать 50 тыс. фунтов хлопка. Он знает, что в данный момент торговцы хлопком готовы платить 60 центов за фунт. Поскольку его расходы на производство хлопка составляют 50 центов за фунт, он опасается, что возможное падение цен на него по сравнению с нынешним уровнем оставит его без прибыли.
Какие же у него возможности? В мире где нет фьючерсного рынка, фермер должен ждать сбора урожая, прежде чем продать его по цене, которая сложится на тот момент. Его хлопок, даже не созревший, представляет собой запасы товаров, стоимость которых уменьшается с падением цен.
Пытаясь избежать убытков, фермер звонит текстильному фабриканту и спрашивает: «Какую цену вы гарантируете мне сейчас за хлопок, который я поставлю через два месяца?». Текстильный фабрикант, уже имеющий обязательства на поставку тканей, опасаясь повышения цен в октябре на хлопок предлагает фермеру 60.5 центов за фунт. Вот эта договорная цена и называется форвардной ценой, поскольку представляет собой выражение стоимости чего-либо, поставляемого в будущем.
Форвардная цена любого товара колеблется в соответствии с изменениями ожиданий относительного уровня цены в будущем. Сообщения о запасах, прогнозах погоды и урожая определяют тенденцию движения цен. При увеличении числа участников рынка (как продавцов, так и покупателей) складывается общая точка зрения на стоимость товара на ту или иную дату в будущем. С этого момента на хлопок существует множество цен: цена с немедленной поставкой и цены с поставкой в будущем.
Продолжим наш пример. Предположим, благоприятная погода ведет к падению цен на хлопок до 55 центов за фунт. В этом случае фермер весьма доволен своим решением о продаже, а текстильный фабрикант сожалеет о сделанной закупке. Допустим, он убежден, что благоприятная погода приведет к еще большему падению цену, и хочет ограничить свои убытки. Он может сделать это двумя способами.
Во-первых, попросить фермера аннулировать контракт, однако тот, даже если и согласится, потребует уплаты штрафа в размере разницы между контрактной ценой 60,5 цента и нынешней ценой 55 центов. Но даже получив штраф, у фермера нет гарантий, что он найдет другого покупателя, поэтому фермер будет настаивать на выполнении контракта .
Во-вторых, текстильный фабрикант может найти покупателя на свой контракт. Но фабриканту нужно будет заплатить этому покупателю 5,5 цента за фунт как компенсацию разницы в ценах. Фабрикант, желая ограничить свои убытки, согласен на это, поскольку уверен, что цены упадут ниже 50 центов за фунт в течение ближайших недель.
Перекупщик соглашается приобрести контракт. Он рассчитывает, что цена к моменту сбора урожая пойдет вверх и, купив контракт по эффективной цене 55 центов за фунт ( 60,5 цента заплатит фермеру минус 5,5 центов компенсации от фабриканта), он позже сможет продать его с прибылью.
В конце сентября цены на хлопок действительно поднялись до 63 центов за фунт, и спекулянт перепродает контракт другому текстильщику, который соглашается компенсировать ему 2,% цента за фунт (63 - 60,5).
Весь этот период фермер был информирован о том, кто является второй стороной контракта. В первую неделю октября он сообщает текстильщику, который тогда владел контрактом, о том, что хлопок будет поставлен 15 октября. В этот день хлопок поставлен, фермер получает свои 60,5 центов, и контракт прекращает свое действие.
Результат:
· Форвардный контракт позволил фермеру перенести риск падения цены хлопка на текстильного фабриканта и гарантировал ему 60,5 цента за фунт;
· Форвардный контракт гарантировал текстильщику поставку хлопка по 60,5 центов за фунт, но падение цен вынудило его продать контракт с убытком в 5.5 цента за фунт;
· Спекулянт принял на себя контракт, его прибыль составила 5.5 цента за фунт, которые он получил, приняв на себя контракт, плюс 2.5 цента за фунт от перепродажи контракта, всего 8 центов за фунт;
· Второй текстильщик, приняв контракт, обеспечив себе поставку сырья по цене 63 цента за фунт ( 60.5 цента фермеру и 2.5. цента спекулянту).
· Анализируя счета каждого участника, мы видим, что сумма их доходов и платежей равна нулю:
Фермер получил 60.5 цента за фунт +60.5
Текстильщик заплатил 5.5 цента за фунт -5.5
Спекулянт получил 8 центов за фунт +8
Второй текстильщик заплатил 63 цента за фунт -63
Р е з у л ь т а т: 0
На каждой стадии существования форвардный контракт приносил пользу его владельцу, однако его практическая полезность была ограничена отсутствием гибкости. Так, первый фабрикант нашел спекулянта для передачи контракта. Но этого могло и не произойти, тогда он был бы вынужден принять в октябре хлопок и заплатить 60.5 цента за фунт.
Для наших участников было бы удобнее, если бы форвардный контракт можно было бы перевести или ликвидировать путем простого извещения. Полезность контракта была бы выше, если бы перевод осуществлялся быстро и без задержек. Другими словами спех форвардного контракта зависит от высокой ликвидности - степени легкости, с которой финансовый инструмент или активы могут быть куплены или проданы.
Для увеличения ликвидности форвардных контрактов, завершая наш пример с хлопком, можно было бы сделать следующее:
1. найти место, называемое биржей, где можно было бы вести торговлю на срок.
2. стандартизировать контракт, которым будут торговать на этой бирже. Для ускорения процесса обсуждения условий контракта продавец и покупатель будут заключать сделку на стандартный контракт с заранее установленным количеством, качеством (сортом), сроком поставки и местом поставки.
3. Наконец, для укрепления доверия к контракту биржа установит определенные финансовые требования к своим участникам, включая внесение депозита каждой из сторон контракта. Она также установит правила, регулирующие механизм заключения сделок и порядок рассмотрения споров.
Биржа назовет такие контракты фьючерсными контрактами, для отличия их от форвардных контрактов, которые возникли за пределами биржи, а сама биржа станет таким образом фьючерсной биржей.
Фьючерсный рынок представляет собой организованный форум для заключения срочных контрактов, которые для большей ликвидности имеют в высшей степени стандартизованные условия.
Способы котирования цен на различные товары определяются обычаями и физическими особенностями товара. Так, золото и платина котируются в долларах и центах за унцию. Серебро также котируется за унцию, но поскольку это более дешевый металл, то котировка содержит дополнительные знаки: серебро котируется в долларах, центах и десятых долях центов за унцию. Зерновые котируются в долларах. Центах и четвертых долях за бушель. Многие товары котируются в десятых и сотых долях центов за фунт (медь, алюминий, сахар и т.д.)
Котировки валютных фьючерсов устанавливаются так же, как и на физические товары. Фьючерсные котировки на биржах США представляют собой соотношение между единицей иностранной валюты и 1 доллара США. Котировка 0,6000 Фьючерсного контракта на швейцарские франки означает, что 1 шв. франк равен 60 центам. Котировка 1,6000 контракта на английский фунт стерлингов означает, что 1 ф.ст. равен 160 центам. Это американская система котирования валют.
На межбанковском валютном рынке используется европейская система, основанная на обратной пропорции. Цены на межбанковском рынке представляют число иностранной валюты за 1 долл. США. Обе котировки всегда взаимосвязаны.
Котировки цен на фьючерсные контракты по процентным ставкам отличаются большой сложностью. На дилерском рынке казначейские векселя котируются на базе скидок. Это значит, что котировки даются в процентах от дохода. Покупатели на этом рынке заинтересованы в покупке при самом высоком уровне дохода, а продавцы - в продаже при самом низком. Поэтому на дилерском рынке предложения покупателей на векселя выше, чем предложения продавцов. Например, сделка на 90-дневные векселя может котироваться 6,52 (покупатель) / 6,50 (продавец). Это означает, что покупатель согласен купить вексель, если он получит по нему доход 6,52% в год, а продавец готов заплатить 6,5% годовых.
Логическим продолжением фьючерсных сделок выступают опционные сделки. Опцион - сделка, дающая право ее владельцу на покупку (опцион колл) или продажу (опцион пут) некоторого актива в течении определенного срока или в определенный момент времени. Основные отличия опциона от фьючерса и форварда заключаются в том. Что опцион - одностороннее обязательство продавца опциона перед его владельцем, это не твердое обязательство, а право его владельца, которое может быть и не реализовано, обладатель права может не воспользоваться этим правом, если рыночная конъюнктура сложилась неблагоприятно и не имеет смысла воплощать свое право в реальное действие.
Как правило, предметом опционного контракта выступают ценные бумаги. Условия опционов стандартны, что способствует высокой ликвидности этих инструментов. Существует первичный и вторичный рынок опционов. Опционы, обращающиеся на бирже, называются котируемыми опционами. Цена опциона, фиксируемая в контракте, называется страйковой ценой (ценой реализации). По срокам исполнения различают американский опцион, который может быть исполнен в любой день до дня завершения опциона, и европейский тип опционов, который может быть исполнен только в день завершения опциона.
Приобретая опционный контракт, покупатель рассчитывает, что цена базисного актива контракта за время его действия изменится минимум до величины, зафиксированной в опционе плюс уплаченная за опцион премия. В случае если прогноз покупателя не оправдался, опцион не будет реализован. Следует имеет ввиду. Что случае частичной реализации прогноза, а именно если цена актива окажется между ценой по опциону и данной ценой плюс опционная премия, опцион будет реализован, так как в этом варианте убытки покупателя опциона от оплаты премии будут частично компенсированы выигрышем от курсовой разницы между ценой реализации опциона и текущей рыночной ценой базисного актива. Например, был куплен европейский опцион колл на акции АО «Мегионнефтегаза» с ценой реализации 4 долл. за акцию, сроком реализации 1 августа 1999 года и премией 0,5 долл. за акцию. Если цена акции в день реализации составит 4 долл. и менее, то покупатель опциона может считать 0,5 долл. премии своими убытками. Если цена будет находится в интервале от 4 до4,5 долл., то опцион будет реализован, а убытки сократятся до величины (Р- 4,5), где Р - цена акции в долл. США. И только в случае, если цена превысит 4,5 долл. у покупателя появится прибыль
Прибыль
0 Цена акции
Рис.10. Зависимость прибыли покупателя опциона от цены акции
С точки зрения продавца опциона, если цена не достигнет 4 долл., то он получит прибыль в размере 0,5 долл., равную премии по нереализованному опциону, если же цена окажется в интервале от 4 до 4,5 долл., опцион будет реализован, но продавец все-таки получит прибыль от операции в размере (4,5 - Р). В случае же, если цена превысит 4,5 долл., то убыток продавца от реализации опциона можно определить по формуле: Р - 4,5 долл.
Прибыль
0 Цена акции
Рис.11. Зависимость прибыли продавца опциона от цены акции