Характеристика условий эксплуатации и климата
АТП находится в умеренно теплых климатических условиях. Природно-климатические условия играют очень важную роль при эксплуатации транспортных средств. Они характеризуются температурным режимом окружающего воздуха, атмосферным давлением, скоростью ветра, количеством атмосферных осадков, продолжительностью зимнего периода и некоторыми другими факторами.
Согласно ГОСТ 16350-80 «Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей» к представителю «умеренно теплого» климатического района относится город Киев.
Рисунок 1.3 – Районирование территории СССР
В целом климат Киева умеренно континентальный с мягкой зимой и тёплым летом, но в меру изменения климата приобретает черты морского. В целом температура воздуха в Киеве на несколько десятых градуса более высокая, чем в городах, которые расположены рядом. Бо́льшим является отличие зимой, меньшим — летом. Ежегодный уровень осадков в Киеве — около 610 мм. Влажность воздуха зачастую высокая. В среднем за год составляет около 75 %, летом — около 65 %, а зимой — 80–90 %. В отдельные периоды воздух бывает очень сухим. Зимой, несмотря на высокую относительную влажность воздуха, абсолютная влажность очень маленькая, благодаря низким температурам воздуха. Средняя годовая относительная влажность — 76 %. Среднесуточная температура 14,6 С, абсолютный минимум температуры -32 С, абсолютный максимум +39 С, абсолютный максимум температуры поверхности почвы +65 С, максимальный температурный суточный перепад 21,7 С. Среднемесячная температура воздуха: январь – от -8 С до -4 С, июль – от 16 С до 25 С. Исходя из данных о климате, можно сделать вывод, что условия эксплуатации транспортных средств удовлетворительные.
Категории эксплуатации характеризуются типом дорожного покрытия, типом рельефа местности и условиями движения.
По заданию была дана третья категория условий эксплуатации. В ТКП 248-2010 содержаться сведенья о данной категории. В зависимости от условий движения различают движение за пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города), движение в малых городах (до 100 тыс. жителей) и движение в больших городах (более 100 тыс. жителей). Так как местом эксплуатации является горд Батуми с населением свыше 100 тыс. человек, данные об условиях движения будем брать для больших городов.
К третьей категории относятся следующие дорожные покрытия и типы рельефа местности:
- цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика: равнинный (до 200 м), слабохолмистый свыше (200 до 300 м), холмистый свыше (300 до 1000м);
- битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанный битумом): равнинный (до 200 м), слабохолмистый свыше (200 до 300 м), холмистый свыше (300 до 1000м);
- щебень(гравий) без обработки, дегтебетон: равнинный (до 200 м), слабохолмистый свыше (200 до 300 м), холмистый свыше (300 до 1000м);
- булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники: равнинный (до 200 м).