Внесение коммерческих поправок к базисным ценам
1. Цены на конкурирующие товары приводятся к масштабу цен базового товара по количественным показателям, т.е. рассчитывается цена одной единицы изделия (например, единицы веса). Далее рассчитывается скидка с цены на объем заказа, и цена единицы товара корректируется на процент скидки.
2. При продаже или покупке сложного комплектного оборудования вносится поправка на комплектацию поставки. Например, из общей суммы цены исключаются цены тех комплектующих, которые не входят в комплект поставки. И наоборот, если отсутствует возможность закупить недостающие комплектующие внутри страны, то их цены включаются в общую цену внешнеторговой сделки.
3. В основе поправки на серийность лежит снижение издержек производства на единицу выпускаемой продукции при повышении объема производства. Цена единичного товара может быть представлена следующим образом:
,
где С – стоимость проектирования и изготовления оснастки;
И – издержки производства;
Н – неизменная часть цены (прибыль, амортизация, накладные расходы).
При серийном производстве стоимость проектирования будет распространяться на всю партию, а издержки производства за счет роста производительности труда и экономии сырья будут снижаться. Таким образом, цена товара (например, машин, промышленного оборудования) с поправкой на серийность может быть представлена следующим образом:
,
где n — число товаров в серии;
Р — доля затрат на рабочую силу в издержках производства;
К1 — коэффициент, учитывающий изменение средней стоимости затрат на материалы за счет серийности заказа;
К2 — коэффициент, учитывающий снижение трудовых затрат за счет серийности заказа.
Как показывает практика, подобная скидка может составлять около 10% цены.
4. Осуществляется пересчет цен конкурентов для выражения их в валюте предстоящей сделки по курсу на момент ее заключения. Для коммерческих предложений цена пересчитывается на дату предложения товара; для контракта, не предусматривающего скользящих цен, цена пересчитывается на дату поставки; для контракта, предусматривающего скользящие цен, — дата его подписания. Для прейскурантных цен принимается конечная дата действия самого прейскуранта.
5. Цену, пересчитанную в валюту предстоящей сделки, приводят к сроку ее совершения, чтобы учесть изменения цен при удорожании товаров, при мировой инфляции и изменении курсов валют. При этом используются официально публикуемые статистические индексы цен. Таким образом, производится поправка на сроки поставки. Конкурентная цена корректируется на средний индекс изменения цен за период от подписания контракта до момента поставки товара:
,
где Цпривед — расчетная (приведенная) цена;
Цконк — цена конкурентного товара;
Jцен 1 — предполагаемый индекс цен на срок предстоящей сделки;
Jцен 1 — индекс цен на предложенный срок поставки конкурентного товара;
Квалют— коэффициент, показывающий изменение курса валют от даты конкурентного товара до даты поставки поданной сделке.
6. На внешнеторговую цену оказывают влияние условия платежа. Платеж осуществляется через определенную форму расчетов. Наиболее распространенной формой является аккредитивная форма расчетов (документарный аккредитив). Наряду с расчетами чеками, банковскими переводами и инкассо, она представляет собой наличный платеж.
Приведение по условиям платежа (по кредитным условиям) учитывает в цене те преимущества, которые получает импортер при покупке в кредит по сравнению с платежами за поставленный товар наличными (аккредитив, чек, инкассо). Поэтому цены конкурентов, предоставивших кредит покупателям, приводятся к платежам наличными.
Цена товара при платеже наличными обычно ниже, чем при продаже в кредит, на величину банковского процента кредитуемой части цены и стоимость страхования кредита. Для расчета внешнеторговой цены все содержащиеся в конкурентных материалах условия платежа приводят к условиям платежа наличными. Эту поправку вводят, если в конкурентном материале указана рассрочка платежа (срок кредита) более 12 месяцев.
Приведение цены по кредитным условиям осуществляется подсчетом коэффициентов приведения (кредитного влияния), экономическая сущность которых состоит в том, что конкурентная цена (Цконк), умноженная на коэффициент приведения кредитного влияния (Кприв), соответствует уровню цены при расчете наличными (Цнал):
Чем короче срок кредита, тем меньше разница между кредитными ставками банков и годовыми процентами по предоставленному коммерческому кредиту и тем ближе величина Кпрнв к единице.
Расчет коэффициента приведения производится по формуле:
,
где di отдельные некредитные платежи за товар в цене контракта;
b — средняя величина банковского процента у заемщиков;
ni — разница (в годах) между датой приведения (момент поставки) и датой очередного платежа по контракту;
R — доля кредитуемой части в общей цене контракта за вычетом авансовых и других предшествующих платежей;
nk — разница (в годах) между датой приведения и датой начала погашения кредита;
r — стоимость кредита (годовой процент за товарный кредит R, взимаемый с покупателя);
С — множитель, рассчитываемый по формуле:
,
где t — время в годах на погашение кредита R.
Пример.