Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Герела Т.А.

Учебное пособие

для студентов среднего профессионального образования
специальностей:

080109«Финансы»,
120714 «Земельно-имущественные отношения»

Санкт-Петербург 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Понятие экономического анализа. Его роль и место в системе управления 4

1.1. Экономический анализ и его сущность, понятия и направления. 4

1.2. Место и роль экономического анализа в системе управления. 4

1.3. Этапы развития экономического анализа. Его современный уровень. 5

2. Предмет и задачи экономического анализа.. 6

2.1. Предмет экономического анализа и условия, определившие его выделение в самостоятельную науку 6

2.2. Связь экономического анализа с другими науками. 6

2.3. Цели и задачи экономического анализа. 7

2.4. Характеристика содержания экономического анализа исходя из конкретных производственных задач 7

3. Метод экономического анализа.. 9

3.1. Определение и методы экономического анализа. 9

3.2. Особенности метода экономического анализа. 9

3.3. Система показателей и факторов, используемых в экономическом анализе. 9

3.4. Понятие методики экономического анализа. Ее особенности и взаимосвязь с методом.. 10

4. Приемы экономического анализа.. 11

4.1. Первый этап исследования. 11

4.2. Второй этап исследования. 12

4.3. Третий этап исследования. 14

5. Использование экономико-математических методов в экономическом анализе.. 16

5.1. Классификация экономико-математических методов и основные направления их использования. 16

5.2. Использование отдельных экономико-математических методов при изучении вопросов экономического анализа. 16

5.2.1. Анализ спроса на продукцию (работы, услуги) 16

5.2.2. Анализ эффективности долгосрочных инвестиций. 17

5.2.3. Классификация затрат на производство и реализацию продукции. 20

6. Эвристические методы... 22

7. Анализ продаж... 23

7.1. Предварительный анализ объема продаж.. 23

7.2. Оперативный анализ исполнения обязательств по поставкам.. 25

7.3. Итоговый анализ объема продаж и факторов, его определяющих. 26

8. Анализ объема производства, состава, структуры и ассортимента продукции 30

8.1. Показатели объема производства и их анализ. 30

8.2. Анализ состава товарной продукции. 30

8.3. Анализ ассортимента и его обновляемости. 30

8.4. Влияние структурных сдвигов на объем продукции. 31

8.5. Анализ сортности. 33

8.6. Анализ качества продукции и ритмичности производства и выпуска. 34

8.6.1. Анализ ритмичности производства и выпуска. 34

9. Анализ технического уровня производства и его потенциала. Состояние и использование основных фондов и производственных мощностей.. 36

9.1. Анализ стартовых условий технического развития производства и его потенциала. 36

9.1.1. Оценка объема, состава и структуры основных фондов. 36

9.1.2. Анализ технического состояния, движения и обновления основных фондов. 36

9.1.3. Анализ организационно-технического уровня производства. 37

9.2. Анализ эффективности использования производственного потенциала и производственных мощностей. 37

9.2.1. Показатели использования основных фондов. 37

9.2.1. Анализ эффективности использования производственного потенциала на основе обобщающих показателей. 38

9.2.2. Факторный анализ фондоотдачи. 38

9.2.3. Анализ использования оборудования. 38

9.3. Анализ влияния эффективности использования основных фондов на основные показатели деятельности предприятия. 38

10. Анализ трудовых ресурсов.. 40

10.1. Система трудовых показателей. 40

10.2. Общая схема анализа трудовых ресурсов. 40

10.3. Оценка динамики трудовых ресурсов. 40

10.4. Анализ состава рабочей силы.. 40

10.5. Анализ движения рабочей силы.. 41

10.6. Анализ производительности труда. 41

11. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами и эффективности их использования.. 42

11.1. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами. 42

11.2. Модели управления запасами. 42

11.3. Анализ использования материалов. 43

12. Классификация затрат. 45

13. Система учета и калькулирования себестоимости.. 47

13.1. Direct-costing. 47

13.2. Standard-costing. 47

14. Планирование и бюджетирование затрат. 48

14.1. Анализ прямых производственных затрат. 48

14.2. Анализ накладных расходов. 49

15. Концепция финансового анализа.. 50

15.1. Сущность и задачи анализа. 50

15.2. Концептуальная схема финансового анализа. 50

15.3. Информационная база финансового анализа. 51

16. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.. 53

16.1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли. 53

16.2. Методика анализа прибыли о реализации. 54

16.2.1. Факторный анализ цепными подстановками. 54

16.2.2. Анализ прибыли в системе direct-costing (с использованием категории «маржинальный доход») 55

1. Понятие экономического анализа.
Его роль и место в системе управления

1.1. Экономический анализ и его сущность, понятия и направления

Экономический анализ – метод познания экономической действительности, при этом необходимо руководствоваться категориями познания в философии.

Анализ – расчленение объекта на отдельные составные части в разрезе факторов, которые их обусловили. Синтез – соединение в единое целое всех условий, причин и факторов, обобщение результатов, полученных при анализе. Также необходимо использовать принцип изучения экономической действительности во взаимосвязи, движении и развитии.

Индукция и дедукция (движение от общего к частному и наоборот).

В зависимости от уровня управления анализ делится на микроэкономический и макроэкономический. Первый включает анализ предприятий, организаций, целью его является изучение конкретных особенностей отдельного объекта, нигде не повторяющиеся условия работы (и типичные, и нетипичные проявления). Макроэкономический анализ охватывает большие совокупности, цель его – изучение наиболее типичных, общих закономерностей.

Экономический анализ хозяйственной деятельности – комплексное системное исследование хозяйственной деятельности предприятий и объединений с целью повышения ее эффективности и объективности результатов оценки.

1.2. Место и роль экономического анализа в системе управления

Для определения места анализа необходимо обратиться к целям функционирования предприятий:

- получение прибыли для обеспечения активного производственного процесса и удовлетворения потребностей трудового коллектива и владельцев;

- удовлетворение потребностей общества в продукции (работах, услугах), которую предприятия производят (оказывают).

Для достижение этих целей предприятие должно бесперебойно функционировать, обладать высоким потенциалом и достаточными резервами. Задача управления и состоит в обеспечении этой бесперебойности работы:

- выполнение плана производства и поставок;

- управление качеством продукции, работ, услуг;

- управление ресурсами (всем производственным потенциалом);

- управление развитием предприятия;

- социальное развитие коллектива;

- управление охраной окружающей среды.

На предприятии может преобладать та или иная функция, которая диктует стратегию предприятия. Необходимо увязать реально происходящие процессы и направить их в нужном направлении. Подобная оценка и увязка составляет место экономического анализа.

Производственный процесс начинается и заканчивается анализом. Реальная информация должна быть изучена для составления планов: сбор, группировка и аналитическая обработка информации, на основе которой вырабатываются управленческие решения. Этапы проведения анализа оформлены в виде программы анализа, которая предваряет принятие экономического решения:

- выдача задания на проведение анализа, которое может исходить от владельцев, статистических и налоговых органов, инвесторов, руководителей. В зависимости от заказчика анализ делится на плановый и инициативный.

- согласование целей и задач анализа, уяснение срока выполнения работ, формы предоставления материала, определение круга специалистов, определение места предприятия на рынке, оценка производственных возможностей, повышение эффективности, целесообразность инвестиций. При этом могут составляться линейные и сетевые графики, выделены отдельные специалисты на предприятии или временные творческие коллективы.

- содержательная часть анализа:

· оценка сложившейся ситуации;

· оценка эффективности объекта и изменений в его важнейших показателях;

· изучение причинных связей внутри объекта, степени и направления влияния отдельных факторов, т.е. укрупненное (обобщенное) изучение объекта (определение системы показателей, их изучение и анализ, сравнение с «нормальной» ситуацией);

· детализированная оценка, т.к. за изменением показателей стоят причинные связи, т.е. определяются факторы, приведшие к изменению показателей, и производится их систематизация;

· выявляются условия, благоприятно повлиявшие, и условия, неблагоприятно повлиявшие, резервы развития объекта;

· вырабатывается как можно большее число управленческих решений, которые помогут достичь поставленных целей (дерево решений). Составляются варианты и выбирается наиболее оптимальное (в зависимости от выбранных критериев, например, эффективность, срок выполнения);

· осуществление принятого решения.

Экономический анализ – функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

1.3. Этапы развития экономического анализа. Его современный уровень

См. пособие Барнгольц «Из истории экономического анализа»

Анализ возник вместе с бухгалтерским учетом, и имел разную направленность в разные периоды времени:

1920-е гг. – анализ балансов (первые монографии в России);

1930-е гг. – анализ хозяйственной деятельности;

1940-е гг. – анализ заработной платы и себестоимости;

1950-е гг. – выявление внутрипроизводственных резервов повышения эффективности;

1960-е гг. – межхозяйственные связи (качество продукции, уровень техники и технологии);

1970-е гг. – функционально-стоимостной анализ;

1980-е гг. – анализ стадий жизненного цикла изделий.

2. Предмет и задачи экономического анализа

2.1. Предмет экономического анализа и условия,
определившие его выделение в самостоятельную науку

Все экономические науки можно подразделить на:

- общетеоретические, которые изучают общие законы;

- отраслевые, изучающие особенности развития производственных отношений в рамках отдельных сфер деятельности;

- специальные, которые изучают отдельные проявления общих законов в конкретных условиях. Например, экономический анализ (анализ заканчивается там, где заканчиваются балансовые обобщения), статистика, бухгалтерский учет, планирование, управление, финансы.

Условия, определившие выделение экономического анализа в самостоятельную науку:

- наличие своего предмета изучения: причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности (причинно-следственные связи экономических явлений и процессов);

- наличие объектов исследования:хозяйственная деятельность предприятий и ее результаты;

- наличие методологии. оценка (изучение) проводится на основе системного и комплексного подхода. Кроме того, существует система методических приемов и способов анализа;

- накопление системы знаний(на Западе – с развитием рыночных отношений);

- наличие кадровых специалистов.

2.2. Связь экономического анализа с другими науками

Анализ связан с планированием, менеджментом, бухгалтерским учетом, статистикой, аудитом.

Анализ связывает практические проявления тех или иных экономических законов.

Анализ дает информационную базу для планирования и менеджмента.

Бухгалтерский учет – основной источник информации для экономического анализа. Кроме того, анализ и учет пересекаются в базовых концепциях:

- обособленность предприятия (правовая основа формирования имущества предприятия);

- непрерывность деятельности предприятия;

- все отражается по стоимостной оценке;

- двойственность (источник средств и имущество предприятия должны быть взаимоувязаны);

- консерватизм и осторожность (реальная оценка);

- увязка доходов и расходов по временным периодам и по объему.

Анализ использует статистические приемы. Если статистика изучает типичные проявления, то анализ – нетипичные.

Связь с аудитом – оценка состояния предприятия (аналитические сводки).

2.3. Цели и задачи экономического анализа

Цель – дать оценку результатам хозяйственной деятельности предприятия.

Задачи:

- определение обоснованности и напряженности бизнес-плана всего предприятия или его отдельного звена;

- оценка выполнения заданий, появления отклонений от плана или норм, причин их возникновения;

- оценка уровня и темпа развития производства по основным показателям за анализируемый период;

- выявление резервов повышения эффективности производства (внутренних и внешних);

- подготовка вариантов для принятия управленческих решений;

- оптимизация затрат, запасов, …

2.4. Характеристика содержания экономического анализа
исходя из конкретных производственных задач

Содержание экономического анализа:

- перечень вопросов, которые необходимо изучить и дать на них ответы;

- необходимая информация для рассмотрения этих вопросов;

- показатели, характеризующие изучаемое явление, и факторы, их определяющие;

- методы, используемые при изучении поставленных вопросов.

Анализ можно подразделить:

- по аспектам исследования:

· финансово-экономический анализ раскрывает содержание основных показателей отчетности в их увязке с производственными показателями;

· технико-экономический анализвыявляет влияние уровня техники, технологии и организации производства на обобщенные показатели деятельности предприятия. Основным ограничением его применения является построение показателей применительно к отдельным конструкциям, изделиям, видам оборудования, что ведет к невозможности сравнения и обобщения.

· функционально-стоимостной анализбазируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделий. Основная цель – выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации узлов, деталей, упрощения конструкции, экономии материалов.

- по кругу изучаемых вопросов:

· полный(комплексный);

· тематический(по специальной программе).

- по объектам и субъектам, проводящим анализ:

· внешний анализоснован на публичной отчетности, свободных данных. Его цель – оценка эффективности работы предприятия и устойчивости его финансового положения. Исполнителем является сторонняя организация.

· внутренний анализпроводится силами самого предприятия или сторонними специалистами (с условием неразглашения коммерческой тайны).

- по характеру принимаемых решений (по назначению, по признаку времени):

· предварительный анализ. Основная цель – определение ожидаемых результатов выполнения планов в ближайшем будущем;

· оперативный анализза короткий период, сразу после совершения хозяйственных операций. Это текущая оценка выполнения плана с периодичностью не более месяца (разновидность ретроспективного анализа);

· итоговый(ретроспективный) анализ– оценка деятельности предприятия за прошедший период (чаще всего, год);

· перспективный анализ.Его задача – оценить состояние объекта в будущем или возможное состояние объекта после принятия определенных управленческих решений. Является основой для составления планов.

- по периодичности проведения: плановый и инициативный анализ.

3. Метод экономического анализа

Метод – подход к изучению, способ познания. Определяется законами, предметом и содержанием.

3.1. Определение и методы экономического анализа

Общие принципы, которые определяют метод экономического анализа:

- взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных явлений, деятельности хозяйствующих единиц;

- движение, изменение и развитие хозяйственный явлений и единиц;

- хозяйственная деятельность – результат единства и борьбы противоположностей;

- применение анализа и синтеза в экономическом анализе: взаимосвязь целого и частей;

- использование приемов дедукции и индукции;

- взаимодействие категорий единичного, особенного и всеобщего;

- использование трех стадий аналитического процесса познания: живое созерцание, научная абстракция, возврат к практике в обогащенном виде. Соответственно 3 этапа анализа: изучение, измерение и обобщение.

Метод экономического анализа – это способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных задач и динамику хозяйственного развития, осуществляемых путем обработки специальными приемами показателей плана, учета, отчетности и других источников информации.

3.2. Особенности метода экономического анализа

К особенностям следует отнести системность, комплексность, применение системы показателей и нацеленность анализа на выделение узких мест и ведущих звеньев.

Системность. При анализе исходят из того, что объект является частью экономической системы более высокого уровня, а итоги деятельности объекта – система сложного взаимодействия внутренних и внешних причин.

Применение системного похода. Для определения функций системы должна быть система показателей. Поэтому система разбивается на элементы с учетом связей (простые и соподчиненные). Показатели подсистемы, влияющие на результат, являются показателями первого ранга. Показатели второго ранга влияют на результат опосредованно, через показатели первого ранга. С учетом соподчиненности составляется схема или модель экономического анализа, т.е. объект описывается в виде системы.

Комплексность – изучение деятельности предприятия во взаимосвязи всех факторов, которые обусловили деятельность предприятия.

Применение системы показателей. Показатели – количественная и качественная характеристика определенной стороны практической деятельности предприятия.

3.3. Система показателей и факторов, используемых в экономическом анализе

Показатели могут быть классифицированы:

- по экономическому содержанию показателя: количественные (величина ресурсов, размер явлений или количественные изменения в них), качественные (эффективность использования ресурсов или хозяйствования) и структурные;

- по роли показателя в причинно-следственных связях: факторные и результативные или частные и общие;

- по направлениям экономического развития: экстенсивные и интенсивные;

- с позиции системного подхода (зависимость от деятельности предприятия): внутренние и внешние;

- по значению изменения факторов в определенных условиях: основные (ведущие) и второстепенные;

- по длительности воздействия: постоянные и временные.

3.4. Понятие методики экономического анализа.
Ее особенности и взаимосвязь с методом

Метод – подход, методика – совокупность специальных приемов для обработки информации. Основные элементы методики – система показателей, приемы для обработки информации и необходимая информационная база.

4. Приемы экономического анализа

Все приемы, используемые в анализе, делятся на логические (традиционные и экономико-математические) и эвристические.

4.1. Первый этап исследования

Первый этап исследования – изучение объекта, его общая оценка. На этой стадии используются приемы сравнения, группировки, соотношения темпов (пропорций) роста и детализации.

Для технического осуществления приема сравнения необходимо определить базу сравнения. Ею могут быть:

- данные плана или технического задания,

- данные предшествующих периодов,

- нормы, нормативы, лимиты для идеальных условий,

- лучшие образцы (по отрасли, конкуренты).

Важным условием для проведения сравнения является сопоставимость показателей, у которой есть набор признаков:

- тождественность методик определения сравниваемых показателей;

- использование цен одного уровня;

- временная сопоставимость;

- тождественность структуры исследуемых явлений.

В результате применения сравнения образуется перечень показателей, которые характеризуют в общем исследуемый процесс, по которому у изучаемого объекта есть проблемы.

Группировки могут быть типологические, структурные и аналитические. Их назначение состоит в обобщении собранных данных и выявлении сходства по всей массе данных. цель аналитических группировок – на базе обобщенных данных по предприятию определить взаимосвязь между группировочными признаками.

Соотношение темпов роста расширяет прием сравнения, устраняет его ограниченность, т.к. сравниваются не абсолютные, а относительные показатели.

Целью детализации является не только описание объекта с помощью системы показателей, но и разбивка их на более частные. чем детальнее разбивка, тем легче определить факторы. Разбивка может проводиться по времени, по месту совершения хозяйственной операции.

В результате описанных приемов появляется общее представление о всех показателях деятельности, становится ясно, существует ли между ними взаимосвязь и каковы причины изменения результатов деятельности.

Завершающая стадия этого этапа исследования – построение аналитической формулы (факторной модели), которая описывает явление, исходя из наших представлений о нем.

Для этого необходимо знать вид зависимости между показателями в модели. Эта зависимость может быть функциональной (детерминированной) и стохастической.

Функциональная зависимость характеризуется жесткой связью между показателями. Она базируется на допущении, что изменение результативного показателя однозначно определено изменением факторного показателя, т.е. каждому изменению фактора соответствует одно значение результата. При этом влияние каждого фактора рассматривается изолировано.

Стохастическая зависимость характеризуется тем, что каждому значению фактора соответствует несколько значений обобщающих показателей, т.е. с учетом всех факторов одновременно.

Детерминированная связь имеет ограниченный характер применения, т.к. не изучаются факторы, влияющие косвенно, однако стохастическая зависимость позволяет устранить подобный недостаток. Модель на базе детерминированной связи не изменяется в пространстве и времени, при переходе от одного объекта к другому, в то время как модель на основе стохастической связи необходимо корректировать с учетом изменений в пространстве и времени.

При моделировании формулы решаются следующие вопросы:

- какие показатели характеризуют объект в соответствии с теоретическими представлениями о нем;

- какие из выбранных показателей обобщающие, ведущие;

- как можно детализировать показатель, чтобы выделить его основный составные части;

- как связан каждый составляющий элемент с обобщающим показателем;

- какова форма связи;

- каков вид зависимости между факторами в аналитической модели;

- какие есть возможности углубления наших представлений о модели.

Детерминированная зависимость имеет следующие формы:

- аддитивная: анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

- мультипликативная: y=П*xi=x1*x2*x3. Частный случай – кратная связь: анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

- смешанная (комбинированная): анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru или анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

Каждый вид зависимости имеет свои приемы изучения влияния изменения факторов на результат.

Чем более детализированы факторы, тем больше возможность изучить причины, повлиявшие на результат. Прием детализации:

- удлинение: анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

- расширение: анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

4.2. Второй этап исследования

Следующий шаг – измерение влияния отдельных факторов на результат.

При этом используемые приемы напрямую зависят от формы связи. При аддитивной связи основным является балансовый прием, при мультипликативной и кратной - прием цепных подстановок и интегральный прием, при комбинированной – прием долевого участия и все вышеперечисленные.

Балансовый прием – измерение влияния фактора на результат прямым счетом. Например, баланс реализации продукции:

ОНП + В = Р + ОКП ,

где ОНП – остатки продукции на начало периода,

В – выпуск продукции в данном периоде,

Р – реализация продукции в данном периоде,

ОКП – остатки продукции на конец периода.

Приемы элиминирования (влияния отдельных факторов). Основа этих методов – дифференциальное исчисление. Предполагается, что общее изменение результативного показателя состоит из слагаемых изменений результативного показателя под влиянием отдельных факторов.

y =x * z

Dy =D yx +Dyz + ?

анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru , где анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru – частные производные, анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru – факторное приращение.

анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru – неразложимый остаток. Общепринято присоединять этот остаток к влиянию качественного фактора.

Прием цепных подстановок представляет собой последовательную замену в ранжированной аналитической формуле базисных значений факторов на их фактические значения.

y = f (a,b,c,d)

Dy = f (a1 ,b1 ,c1 ,d1) - f (a0 ,b0 ,c0 ,d0)

Dya = f (a1 ,b0 ,c0 ,d0) - f (a0 ,b0 ,c0 ,d0)

Dyb = f (a1 ,b1 ,c0 ,d0) - f (a1 ,b0 ,c0 ,d0)

Dyc = f (a1 ,b1 ,c1 ,d0) - f (a1 ,b1 ,c0 ,d0)

Dyd = f (a1 ,b1 ,c1 ,d1) - f (a1 ,b1 ,c1 ,d0)

Dy = Dya + Dyb + Dyc + Dyd

Особенности этого приема:

- получаем промежуточные значения в ходе вычислений;

- трудоемкий;

- жесткий порядок подстановки;

- нельзя использовать при кратной связи.

Прием абсолютных разниц (разновидность цепных подстановок):

анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

Прием относительных разниц (разновидность цепных подстановок):

y = a*b*c*d

Dy = y0 * ia * ib * ic * id , где ia , ib , ic , id – темпы изменений.

Dya = y0 * ia - y0 = y0 (ia –1)

Dyb = y0 * ia * (ib –1)

Dyc = y0 * ia * ib * (ic –1)

Dyd = y0 * ia * ib * ic * (id –1)

В этих приемах неразложимый остаток присоединяется к влиянию качественного показателя.

Интегральный прием позволяет избежать этого недостатка, т.к. он базируется на дроблении неразложимого остатка между всеми факторами, следовательно порядок показателей не важен.

анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

Прием долевого участия заключается в разделении выявленного прироста результативного показателя за счет одного из связанных факторов на части пропорционально его приращению по факторам–слагаемым более низкого порядка. При этом считаем, что факторы действуют на паритетных началах, т.е. равнозначны.

4.3. Третий этап исследования

Следующий шаг – обобщение результатов аналитического исследования и разработка управленческих решений.

Перед составлением обобщенной оценки необходимо:

- отобрать факторы, степень влияния которых на результат незначительна;

- отобрать факторы, сильно коррелирующие между собой, и заменить их одним;

- составить обобщающий показатель.

К приемам детерминированной обобщающей оценки относятся метод сумм и приемы многомерного анализа.

Метод сумм: суммируются абсолютные или относительные значения показателей деятельности. Необходимое условие для применения этот метода – показатели должны быть однонаправлены, т.е. чем выше каждый показатель, тем лучше, или чем ниже каждый показатель, тем лучше. Недостаток этого метода заключается в том, что отставание по одному из показателей может нивелировать ростом по другому показателю.

Продукция Частные показатели качества

анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

Как разновидность, обобщающий может быть рассчитан: анализ финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

Кроме того, существует метод суммы мест, бальной оценки (см. учебник Шеремета).

Показатели можно сравнивать также с эталоном. Например, выбираем наибольшие показатели (эталон) и приводим показатели к относительным, которые показывают, насколько предприятие близко к эталону.

Приемы многомерного анализа используются при более сложных типах связи. Основу составляет группа факторов, близких по своему содержанию (в виде кластера). Среди этих приемов можно назвать метод главных компонентов, кластерный анализ.

5. Использование экономико-математических методов
в экономическом анализе

5.1. Классификация экономико-математических методов
и основные направления их использования.

Экономико-математические методы используются, если связь между результативным показателем и факторами носит стохастический (вероятностный) характер. В этом случае главным является установление существования, силы и направления воздействия факторов, повлиявших на результат.

Классификация экономико-математических методов:

- по признаку оптимальности:

· оптимизационные (поиск решения по заданным критериям оптимальности);

· неоптимизационные.

- по цели, которая достигается при использовании экономико-математических методов:

· методы, с помощью которых дается оценка ситуации;

· методы выбора наилучшего варианта.

- по критерию получения точного решения:

· получение одного решения;

· приближения, дающие интервал как решение.

В экономическом анализе используются следующие классы экономико-математических методов:

- классические метода высшей математики: производные, интеграл, дифференциал;

- методы математической статистики: корреляция (изучение направления, наличие связи), регрессионный анализ (выявление аналитической формы связи между показателями), сглаживание, определение тренда (выявление параметров периодичности колебаний уровня показателей);

- математическое программирование: линейное используется в условиях ограниченности, динамическое – при условной функции или если ограничения выражены нелинейной зависимостью;

- методы исследования операций: управление запасами, теории игр (для нахождения оптимальных решений в условиях конфликта нескольких сторон или неопределенного конфликта), теория массового обслуживания, сетевое моделирование;

- методы экономической кибернетики: теория распознавания образов, имитационное моделирование (изменяя параметры модели, изменяем результат), теории деловых игр.

5.2. Использование отдельных экономико-математических методов
при изучении вопросов экономического анализа.

Наши рекомендации