Потребительские предпочтения

Кривые безразличия

Потребительские предпочтения графически можно отразить, используя кривые безразличия. В основе кривых безразличия лежит понятие потребительской корзины — набора товаров и услуг, не­обходимого для удовлетворения потребностей человека. Основу по­требительской корзины составляют продукты питания, одежда, обувь, предметы санитарии и гигиены, лекарства, мебель, бытовая техника, жилище и коммунальные услуги, услуги транспорта и связи и т.п.

Кривая безразличия — это графическое отражение набора потреби­тельских корзин, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень полезности. Иными словами, любая точка на кривой безразличия от­ражает набор товаров, обеспечивающий одинаковую суммарную по­лезность, к каждому из этих наборов человек относится одинаково.

Что такое кривые безразличия и как их строить? Предположим, что вы пришли в магазин с целью покупки продуктов для приготовле­ния ужина. Перед вами открывается большой выбор разнообразных продуктов, среди которых необходимо найти именно те, которые се­годня помогут вам накормить семью вечером. Очевидно, что, выбирая меню на вечер, вы будете рассматривать разные наборы продуктов с одинаковой суммарной полезностью и их равноценностью с позиций собственных предпочтений и предпочтений членов семьи.

Для упрощения анализа представим, что в каждый набор входит только два продукта: масло и сыр, и составим таблицу равноценных для нас количеств обоих продуктов:

Масло, кг 4,0 2,5 1,5 1,0 0,5
Сыр, кг 0,5 1,0 1,5 2,5 4,0

На основании этой таблицы предпочтений (набор по вертикали нам безразличен) построим график, или кривую безразличия. Все со­отношения количеств масла и сыра, лежащие на этой кривой, для нас равноценны (рис. 9.1, а).

Потребительские предпочтения - student2.ru

Взяв другие возможные варианты сочетания продуктов, мы можем составить карту безразличия, которая представляет собой семейство кривых безразличия при различных количествах предлагаемых това­ров. На рис. 9Л,бизображены четыре кривые безразличия, но в прин­ципе кривая может быть проведена через любую точку.

Обратим внимание на то, что покупатель, увеличивая потребление сыра, готов отказаться от все меньшего и меньшего количества масла: при переходе от точки А к точке Б — от 1,5 кг масла ради дополнитель­ных 0,5 кг сыра, от точки Б к точке В — лишь от 1 кг масла и т.д. Коли­чество товара X, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления Хна единицу товара, называется предельной нормой заме­щения товара К товаром X:

Потребительские предпочтения - student2.ru

где MRS — предельная норма замещения (от англ. marginal rate of substitution).

Знак «минус» показывает, что потребление двух товаров меняется в противоположном направлении.

Потребительские предпочтения - student2.ru

В рассматриваемом примере предельная норма замещения будет

и далее —2;

составлять при переходе от точки А к точке Б —3

Потребительские предпочтения - student2.ru

Исходя из норм замещения можно определить, является ли один товар относительно другого более или менее значительным для потре­бителя и насколько он готов отказаться от одного товара ради увели­чения потребления другого. На рис. 9.2 показаны предпочтения по­требителей А и Б в отношении масла и сыра: А отдает предпочтение маслу, в то время как Б — сыру.

Потребительские предпочтения - student2.ru

Потребительские предпочтения широко используются фирмами при разработке новых видов продукции, совершенствовании уже про­изводимых. Для принятия решения об улучшении выпускаемых изде­лий надо учитывать не только необходимые для этого дополнитель­ные затраты, но и потребительские предпочтения. Какое из свойств товара является более значимым для потенциальных покупателей? На что следует обратить особое внимание?

Например, для фирмы, выпускающей обувь, надо знать, что явля­ется для потребителей более важным в новых моделях: долговечность, удобство, фасон, цвет кожи? Как правило, фирма проводит опрос среди возможных покупателей. Кривые безразличия по всем четырем указанным параметрам обуви, рассчитанные для каждого опрашивае­мого, позволят выявить предпочтения большинства из них и опреде­лить, во что следует вкладывать средства в первую очередь. Может быть, инвестиции в разработку более удобных моделей потребуются меньшие, чем в дизайн. Однако если потребители отдают явное пред­почтение дизайну, средства следует вкладывать в первую очередь именно в него.

Наши рекомендации