Потребительские предпочтения
Кривые безразличия
Потребительские предпочтения графически можно отразить, используя кривые безразличия. В основе кривых безразличия лежит понятие потребительской корзины — набора товаров и услуг, необходимого для удовлетворения потребностей человека. Основу потребительской корзины составляют продукты питания, одежда, обувь, предметы санитарии и гигиены, лекарства, мебель, бытовая техника, жилище и коммунальные услуги, услуги транспорта и связи и т.п.
Кривая безразличия — это графическое отражение набора потребительских корзин, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень полезности. Иными словами, любая точка на кривой безразличия отражает набор товаров, обеспечивающий одинаковую суммарную полезность, к каждому из этих наборов человек относится одинаково.
Что такое кривые безразличия и как их строить? Предположим, что вы пришли в магазин с целью покупки продуктов для приготовления ужина. Перед вами открывается большой выбор разнообразных продуктов, среди которых необходимо найти именно те, которые сегодня помогут вам накормить семью вечером. Очевидно, что, выбирая меню на вечер, вы будете рассматривать разные наборы продуктов с одинаковой суммарной полезностью и их равноценностью с позиций собственных предпочтений и предпочтений членов семьи.
Для упрощения анализа представим, что в каждый набор входит только два продукта: масло и сыр, и составим таблицу равноценных для нас количеств обоих продуктов:
Масло, кг | 4,0 | 2,5 | 1,5 | 1,0 | 0,5 |
Сыр, кг | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,5 | 4,0 |
На основании этой таблицы предпочтений (набор по вертикали нам безразличен) построим график, или кривую безразличия. Все соотношения количеств масла и сыра, лежащие на этой кривой, для нас равноценны (рис. 9.1, а).
Взяв другие возможные варианты сочетания продуктов, мы можем составить карту безразличия, которая представляет собой семейство кривых безразличия при различных количествах предлагаемых товаров. На рис. 9Л,бизображены четыре кривые безразличия, но в принципе кривая может быть проведена через любую точку.
Обратим внимание на то, что покупатель, увеличивая потребление сыра, готов отказаться от все меньшего и меньшего количества масла: при переходе от точки А к точке Б — от 1,5 кг масла ради дополнительных 0,5 кг сыра, от точки Б к точке В — лишь от 1 кг масла и т.д. Количество товара X, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления Хна единицу товара, называется предельной нормой замещения товара К товаром X:
где MRS — предельная норма замещения (от англ. marginal rate of substitution).
Знак «минус» показывает, что потребление двух товаров меняется в противоположном направлении.
В рассматриваемом примере предельная норма замещения будет
и далее —2; |
составлять при переходе от точки А к точке Б —3
Исходя из норм замещения можно определить, является ли один товар относительно другого более или менее значительным для потребителя и насколько он готов отказаться от одного товара ради увеличения потребления другого. На рис. 9.2 показаны предпочтения потребителей А и Б в отношении масла и сыра: А отдает предпочтение маслу, в то время как Б — сыру.
Потребительские предпочтения широко используются фирмами при разработке новых видов продукции, совершенствовании уже производимых. Для принятия решения об улучшении выпускаемых изделий надо учитывать не только необходимые для этого дополнительные затраты, но и потребительские предпочтения. Какое из свойств товара является более значимым для потенциальных покупателей? На что следует обратить особое внимание?
Например, для фирмы, выпускающей обувь, надо знать, что является для потребителей более важным в новых моделях: долговечность, удобство, фасон, цвет кожи? Как правило, фирма проводит опрос среди возможных покупателей. Кривые безразличия по всем четырем указанным параметрам обуви, рассчитанные для каждого опрашиваемого, позволят выявить предпочтения большинства из них и определить, во что следует вкладывать средства в первую очередь. Может быть, инвестиции в разработку более удобных моделей потребуются меньшие, чем в дизайн. Однако если потребители отдают явное предпочтение дизайну, средства следует вкладывать в первую очередь именно в него.