Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене - student2.ru Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

Эластичность спроса по цене - student2.ru

Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

1. Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.

2. Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.

3. Приобретаемое количество товара возрастает вдвое в следствии снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.

Эластичность спроса по цене - student2.ru , где ΔQ — изменение величины спроса; ΔP — изменение рыночной цены на товар.

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.

Эластичность спроса по цене - student2.ru

В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.

Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).

Перекрестная эластичность спроса

Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.

В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффициент может быть положительным, отрицательным или равен нулю:

- Если E > 0, товары взаимозаменяющие (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий.

- Если E < 0, товары взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.

- Если E = 0, товары независимы друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает никакого влияния на величину спроса на второй товар.

Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении.

Наши рекомендации