Теория Y: интеграция индивидуальных и организационных целей

Рассмотрев и подвергнув критике предположения, принятые в рамках “Теории Х”, Мак-Грегор обращается к предположениям[37] "Теории Y". Он утверждает, что "расходование физических и психических сил в ходе работы столь же естественно, как игра или отдых" (McGregor, 1960/1987, р. 47). Средний человек не обязательно будет испытывать неприязнь к работе, последняя может представляться ему источником удовлетворения или наказанием "в зависимости от подконтрольных ему условий". “Внешний контроль и угроза наказания являются не единственными средствами направления индивидуальных усилий в русло решения организационных задач” (McGregor, 1960/1987, р. 47). По мнению Мак-Грегора, очевидно, что работники, разделяющие организационные цели, будут проявлять самоуправление и самоконтроль. Подобная приверженность "исполняет функцию вознаграждения, ассоциируясь с достижениями"; самое же значимое вознаграждение (связанное с удовлетворением потребности в самоутверждении и самореализации) может являться "непосредственным следствием стремления к достижению целей организации" (McGregor, 1960/1987, р. 48). В противоположность предположениям "Теории X" "средний человек имеет склонности, при подходящих условиях, не только принимать, но и искать ответственности" (McGregor, 1960/1987, р. 48). Наблюдаемое нежелание некоторых работников принимать на себя некую ответственность и присущее им отсутствие амбиций и стремление к обретению защищенности "обычно являются следствием приобретенного опыта, но никак не врожденным качеством" (McGregor, 1960/ 1987, р. 48). На деле способностью "проявлять достаточно развитое воображение, изобретательность и творческие дарования при решении проблем организаций обладает не узкий, но весьма и весьма широкий круг лиц" (McGregor, 1960/1987, р. 48). С этой точки зрения, жесткое разграничение планирования и выполнения работы, характерное для методов научного менеджмента, следовало бы признать явной ошибкой. Такой подход "неизбежно приводит к неразумному использованию способностей рабочих и низводит их до уровня простых поденщиков. Как пишет Мак-Грегор, "в условиях современной индустрии интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично" (McGregor, 1960/1987, р. 48).

Согласно МакТрегору, предположения "Теории Y" приводят к "совершенно иным" последствиям для менеджмента, нежели "Теории X". К примеру, ее принципы динамичны, а не статичны; их применение делает весьма вероятным рост и развитие человека в контексте производственной ситуации. В рамках "Теории Y" рабочая сила становится "ресурсом, обладающим существенным потенциалом" (McGregor, 1960/1987, р. 48). Основываясь на своем понимании "Теории Y", Мак-Грегор считал, что ограниченность человеческого участия в организационной деятельности сопряжена не со свойствами человеческой натуры, а с ошибками руководства. "Теория X" позволяет руководству оправдывать собственные ошибки ссылкой на врожденное несовершенство рабочей силы, которой ему приходится руководить. "Теория Y", "со своей стороны, возлагает всю ответственность на руководство. Если работники ленивы, индифферентны, не стремятся брать на себя ответственность, непримиримы, если они не проявляют творческих способностей и не хотят сотрудничать с другими, значит (согласно "Теории Y"), руководство избрало ошибочные методы организации и контроля" (McGregor, 1960/1987,р. 48) В то время как основными принципами организации, построенной на принципах "Теории X", являются управление и контроль, то для организации, придерживающейся "Теории Y", главным принципом становится интеграция. Интеграционный принцип требует от руководства создания творческой атмосферы, "в которой члены организации успешнее всего могли бы достичь собственных целей, направляя свои усилия на достижение успеха предприятия" (McGregor, 1960/1987, р. 49). При этом внешний контроль замещается самоконтролем, цели организации интер-нализируются, усваиваются работниками как собственные, а их достижение удовлетворяет потребность работников в самоуважении и самореализации. Как писал Мак-Грегор, "интеграция означает совместную работу на благо предприятия, позволяющую всем нам участвовать в результирующем вознаграждении" (McGregor, 1960/1987, р. 53). Несмотря на все вышесказанное, Мак-Грегор, естественно, не считал предположения "Теории Y" "окончательно утвержденными". Он относился к ней, скорее, как к достойному сопернику превалирующей и поныне традиционной "Теории X", считая ее своеобразным "приглашением к обновлению".

Резюме

"Теория Y" Мак-Грегора логически вытекала из иерархии потребностей Маслоу. Из теории Маслоу следовало, что основные современные модели организации производства не могут удовлетворить потребности человека в самоуважении и самоактуализации. Предположения "Теории X" вели, скорее, к директивности, чем к интеграции, скорее, к контролю, чем к вовлечению. Рен пишет следующее:

Менеджеры, придерживавшиеся присущего "Теории Y" взгляда на человеческую природу, не занимались структурированием, контролем или надзором за условиями труда. Вместо этого они пытались содействовать мотивации подчиненных, предоставляя им большую свободу в работе, поощряя творческий подход, упраздняя внешний контроль и поощряя самоконтроль и мотивацию, основой которой являлось удовлетворение, которое приходило от самой выполняемой работы. Использование руководством средств внешнего контроля надлежало заменить привлечением к достижению целей организации работников, видящих в нем наилучший путь к достижению собственных целей. Полная интеграция была невозможна, однако Мак-Грегор надеялся на то, что принятие менеджерами постулатов "Теории Y" позволит в определенной степени улучшить существующую производственную практику.

(Wren, 1994, р. 374)

Конечно, менеджер может являться убежденным сторонником "Теории Y", однако этого явно недостаточно для того, чтобы соответствующим образом изменились и установки работников. Необходимо, прежде всего, перепроектировать саму эту работу в направлении, чтобы она больше благоприятствовала творчеству (см. главу 15). Внедрению принципов “Теории Y” может мешать и характер данного конкретного производственного процесса. Основная заслуга Макгрегора состоит в том, что он указал направление, в котором может конструктивно развиваться стиль управления, если будет достигнут достаточный уровень доверия между руководством и рабочими.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные предположения "Теории X".

2. Назовите основные предположения "Теории Y".

3. Почему Мак-Грегор считал, что прямое управление должно быть вытеснено интеграцией?

Дополнительное чтение

McGregor, D. (1960/1987) The Human Side of Enterprise, Penguin Books, Hannondsworth.

Pugh, D. and Hickson, D. (eds) (1989) Writers on Organizations, Penguin Books, Harmondsworth, ch. 5.

Rose, M. (1988) Industrial Behaviour: Research and Control, Penguin Books, Harmondsworth, ch. 19.

Wren, D. (1994) The Evolution of Management Thought, Wiley &Sons, Chichester, ch. 20.

Глава 17

Наши рекомендации