Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в

Разгосударствление и приватизация и их последствия. Основные тенденции развития экономической системы в новом тысячелетии

Разгосударствление и приватизация и их последствия. Разгосударствление — процесс перехода государственной собственности в негосударственные формы — частную, кооперативную, акционерную и др. Приватизация — переход государственной собственности в руки отдельной личности, максимум семьи. Это означает, что разгосударствление — более емкая категория, чем приватизация. Названные процессы являются важной закономерностью развития как экономических систем развитых стран мира, так и экономически неизбежной трансформации административно-командной экономики. Во многих странах первого типа они были обусловлены кризисом традиционных моделей социально-экономического развития, преобладанием в 80-90-е гг. консервативной модели смешанной экономики, а в постсоциалистических странах — почти тотальным огосударствлением экономики, В конце 70-80-х гг. в некоторых развитых странах прокатилась волна разгосударствления и приватизации отдельных отраслей промышленности, предприятий банковской сферы. Первым к такой политике прибегло правительство США, проведя в 1987 г. приватизацию компании железнодорожного транспорта «Копрейл». Администрация страны получила от передачи в частные руки почти 8,5 млрд дол., или около 1 % всех ожидаемых от реализации программы приватизации поступлений. Данная программа предусматривала переход в негосударственную собственность электроэнергетических систем, аэропортов, нефтепромыслов, железных дорог, здравоохранения. Аналогичная программа в Японии включала продажу акций государственных компаний железнодорожного транспорта, авиалиний, табачной промышленности, телефонно-телеграфной связи. Правительство от ее реализации намеревалось получить около 820 млрд дол. В Великобритании денационализация, начавшаяся в 1979 г., коснулась всех предприятий службы связи, автомобильной промышленности, транспорта, авиации, металлургических предприятий, компаний топливных отраслей промышленности, прежде всего, газовой. С 1979 до конца 1990 г. правительство получило от продажи государственной собственности 33 млрд фунтов стерлингов.

Одним из идеологических мифов, сопровождавших политику разгосударствления и приватизации в Великобритании и ставших с 1979 г. основной идеей английского правительства, был миф о создании «демократии акционеров», провозглашенный М. Тэтчер. Эту идею правительство пыталось реализовать через продажу акций частным лицам. Число акционеров с 1979 по 1990 г. увеличилось с 1,75 до 5,7 млн чел. Всего здесь насчитывалось 11 млн акционеров, что составляло 24 % взрослого населения, а в 1979 г. их было 7 %. Однако у значительного числа «собственников» быстро прошла эйфория от приобретения акций. Так, количество акционеров больших компаний за полгода сократилось на 50 %, 63 % капитала приватизированной государственной компании «Бритиш Аэроспейс» — собственность 143 акционеров. Стоимость портфелей акций, принадлежащих большей части мелких акционеров, мизерна. Основными покупателями акций стали финансовые институты, а индивидуальные вкладчики приобрели только 21,3 % акций.

Аналогичные процессы происходят и во Франции. Собственниками акций денационализированных компаний вначале стали около 6 млн чел. Но мелкие акционеры никак не влияют на управление компаниями. В то же время только 15 чел. получили право контроля за всеми предприятиями денационализированных отраслей. Первоначально они сосредоточили в своих руках около 20 % общего количества выпущенных акций, а затем эта доля значительно возросла вследствие продажи акций мелкими акционерами. Поэтому «народный капитализм», по словам французской газеты «Либерасьон», не вдохновляет народные массы.

Очередным мифом было и обещание, что в результате приватизации и разгосударствления трудящиеся будут получать товары и услуги по относительно дешевым ценам.

Такая политика в значительной мере противоречит интересам господствующего класса, поскольку вследствие ее проведения состояние государственных финансов ухудшается, несмотря на то, что одной из целей приватизации было провозглашено сокращение дефицита государственного бюджета. Так, английское правительство для улучшения положения государственных финансов провело денационализацию предприятий общей стоимостью 4,75 млрд фунтов стерлингов. Но оно потеряло при этом прибыль в сумме 1,75 млрд фунтов стерлингов, которую ежегодно приносили ему данные предприятия. Хотя в определенные периоды поступления от разгосударствления и приватизации покрывали до 60 % дефицита государственного бюджета, за нескольких лет сумма прибыли от государственных предприятий превысила бы выручку от денационализации. Кроме того,правительству придется увеличить налоги и государственные займы, пособия по безработице. На распродаже государственной собственности нажились английские банки. Финансовые институты Сити заработали на этой операции 2 млрд фунтов стерлингов.

Это стало возможным потому, что в процессе разгосударствления и приватизации правительство продавало государственное имущество по демпинговым, то есть заниженным иенам. Вследствие такой политики во Франции в 1986-1987 гг. произошло возвращение крупных национальных компаний во власть финансовой олигархии.

Приватизация и разгосударствление, несмотря на рекламные заявления отдельных консервативных правительств, не привели к повсеместному переходу государственных предприятий в руки частного капитала. В США, например, они скорее обеспечили передачу собственности федерального правительства в руки властей штатов и местных органов. В Великобритании денационализация во многих случаях осуществляется не полностью, а частично, поэтому она не ведет к прямому ослаблению государственного контроля за предприятиями или к его некоторому уменьшению. Снижается контроль государства за отдельными предприятиями и отраслями, то есть производится частичная денационализация. Определенное ослабление централизованного вмешательства государства в экономику вследствие ее разгосударствления происходит преимущественно через ослабление административно-командных методов. Государственное вмешательство становится при этом более целенаправленным, выборочным и эффективным. Оно осуществляется с помощью программно-целевого управления, контрактного и бюджетного финансирования, непрямых методов регулирования активности.

Консервативные правительства развитых стран денационализируют, как правило, только прибыльные и рентабельные предприятия, что противоречит официально провозглашенным идеям политики разгосударствления и приватизации, которая проводится якобы с целью преодоления убыточности государственных предприятий, повышения их рентабельности. Так, в Великобритании были денационализированы семь рентабельных морских верфей «Бритиш Шипбилдерс», а в руках государства осталась лишь одна убыточная. Однако политика денационализации не дала ощутимых результатов в повышении технико-экономической рентабельности производства.

Она ухудшает общие условия воспроизводства всего общественного капитала, усложняет проведение структурной перестройки, дальнейшее развертывание НТР и использование ее достижений, тормозит проведение региональной, социальной, экономической политики государства, регулирование экономики. Так, работники государственного сектора Франции получают большую заработную плату, лучше социально защищены. Разгосударствление и приватизация создали благоприятную почву для перехода части предприятий в руки иностранного капитала.

Отношение широких слоев населения к денационализации было противоречивым. Например, во Франции денационализация была одной из наиболее популярных мер консервативного правительства. В Великобритании, при проведении денационализации компании «Нешнл фрейт» 17 из 24 тыс. работников выразили желание стать владельцами акций, поскольку их курс вследствие вложения капитала в прибыльную сеть бюро путешествий постоянно возрастал. Эти настроения, усиленные пропагандой и нападками на неэффективность государственного сектора, перекинулись на широкие слои населения. Однако со временем теория «народного капитализма», как уже отмечалось, перестала привлекать народ.

На национальные особенности процесса огосударствления средств производства существенное воздействие оказывают партии, находящиеся у власти. Правоконсервативные партии традиционно стремятся уменьшить масштабы огосударствления производства, а прогрессивные — увеличить. Так, в Италии большинство коммунистов и значительная часть социалистов требуют увеличения государственного предпринимательства, а консервативные партии — его уменьшения.

Существенное влияние на данные процессы оказывает классовая борьба. В 1994 г. вследствие массовых выступлений трудящихся правительство отказалось от разгосударствления компании «Электриките де Франс».

В целом, процесс разгосударствления и приватизации имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным сторонам в развитых странах мира относят: 1) ослабление административно-командных методов в управлении государственными предприятиями; 2) расширение процесса демократизации собственности путем концентрации части акций у наемных работников; 3) рост рентабельности государственных предприятий.

Отрицательными сторонами разгосударствления и приватизации в развитых странах мира являются: 1) лишение населения возможности получать товары и услуги из государственного сектора по относительно дешевым ценам; 2) рост безработицы вследствие рационализации управления и производства в государственных компаниях; 3) продажа государственной собственности по искусственно заниженным ценам; 4) осуществление приватизации, как правило, прибыльных предприятий; 5) сосредоточение большей части государственной собственности в руках финансового капитала; 6) рост цен на государственные товарной услуги.

Основные тенденции развития экономической системы в конце XX — начале XXI в. Тенденции эволюции современной экономической системы в значительной мере обусловлены закономерностями развития производительных сил, технико-технологических отношений, отношений собственности и хозяйственного механизма.

Тенденции развития системы производительных сил в основном детерминированы особенностями современного этапа развертывания НТР, в частности, информационной революции. Со временем система производительных сил будет усложняться из-за возникновения в ней качественно новых элементов, а также обогащения связей как между отдельными элементами, так и каждого из них с системой в целом. Главной производительной силой и далее останется работник (трудящийся), но его творческие способности достигнут значительно более высокого уровня, так же, как и его образование, квалификация, моральные и психологические качества, умение вести диалог с более совершенными компьютерами и др. Единственной реальной угрозой этому может стать только глобальный экологический кризис.

Технико-экономические отношения будут характеризоваться углублением процесса обобществления производства и труда, прежде всего; на интернациональной основе. Развитие технико-экономических отношений будет осуществляться преимущественно путем углубления процесса интернационализации единичного разделения труда, что наряду с другими формами его общественного разделения, усилит роль непосредственно общественной формы производства, внерыночных связей.

Эволюция технико-экономических связей в дальнейшем будет осуществляться на основе действия закона общественного разделения труда. Так, пятым крупным общественным разделением труда станет, по нашему мнению, отделение духовного производства от материального и других видов нематериального производства и, соответственно, рост доли духовного богатства. В отдаленной перспективе численность занятых производством материальных благ сократится до примерно таких же объемов, как в настоящее время численность занятых в сельском хозяйстве развитых стран мира.

Эволюция технологического способа производства будет характеризоваться увеличением автоматизации производственных процессов, развитием так называемых «безлюдных предприятий», все большим использованием принципиально новых немеханических форм материи — физической, химической, биологической. Более заметную роль будет играть освоение космоса. Все это, а также осознание человечеством угрозы экологического кризиса, формирование полноценного экологического мышления, наднациональное экологическое регулирование, ослабит антагонизм между человеком и природой, а значит, исключит возможность деградации человеческой личности как биосоциального существа.

Отношения собственности будут характеризоваться расширением плюрализма форм собственности, обусловленных усложнением системы производительных сил и технико-экономических отношений, то есть технологического способа производства в целом и каждого его элемента в отдельности. Возникнут новые формы международной собственности на основе единичного, частичного и общего разделения труда. В то же время целостность отношений собственности невозможна без доминирования в них одной общественной формы развития производительных сил. Такой формой станет коллективная собственность.

Следующей по значению социально-экономической .формой развития производительных сил будет государственная собственность на разнообразные объекты — средства производства, финансово-кредитные институты, значительную часть национального дохода и др. Ее развитие обусловлено действием закона огосударствления экономики, который полнее всего проявляется в огосударствлении национального дохода. Так, если доля государственных расходов в ВНП США, Великобритании в начале XX в. составляла около 10 %, то в середине 90-х гг. — соответственно 34 и 39,7 %. Это характерно и для других развитых стран. Данная тенденция наблюдается уже последние два-три десятилетия, несмотря на попытки правительств многих стран уменьшить долю государственных расходов в ВНП. Некоторые западные ученые прогнозируют, что в будущем доминирующей станет государственная форма собственности и к 2200 г. в США государство будет владеть 90 % всей реальной собственности.

Однако такие прогнозы безосновательны, поскольку механически копируют тенденцию развития государственной собственности в отдельные временные периоды и экстраполируют эту тенденцию на будущее. Кроме того, в них не учитывается действие закона отрицания отрицания. Содержание его относительно характера взаимодействия существующих форм собственности и тенденции их развития в будущем заключается, прежде всего, в том, что каждая последующая, более развитая форма собственности не полностью, а диалектически, то есть с сохранением позитивных сторон, отрицает предыдущую. Следует учитывать и то, что государственная собственность — это наивысшая общественная форма развития производительных сил лишь в рамках отдельных национальных государств. Но поскольку современные производительные силы все более перерастают границы отдельных стран, усиливается процесс интернационализации технологического способа производства, их общественной формой развития становятся более перспективные, в сравнении с государственной, формы собственности. К ним, прежде всего, относится интегрированная собственность отдельных стран, нескольких компаний из разных стран и наднациональных органов. Объектами такой собственности могут быть различные элементы производительных сил — средства, предметы труда, наука. Однако доминирующей формой современного развития производительных сил остается государственная собственность на средства производства, национальный доход, интеллектуальную собственность и другие объекты.

Еще одной тенденцией развития отношений собственности в будущем станет сращивание двух или нескольких форм собственности и создание на этой основе смешанных форм собственности. С точки зрения характера отношений собственности в будущем наиболее интенсивно будут развиваться ассоциированные формы собственности трудовых коллективов как в рамках отдельных стран, так и между государствами. Возрастет удельный вес профсоюзной, кооперативной собственности. В структуре современной корпоративной собственности увеличится доля акций трудящихся. Поскольку одной из основ экономической свободы человека и в дальнейшем останется частная собственность, то ее значение будет возрастать. В то же время углубление процесса обобществления производства и труда предопределит доминирование коллективных форм собственности. Таким образом, для согласования императивов дальнейшего прогресса личности и производства необходимо сочетание индивидуального и коллективного присвоения. Различные комбинации таких форм присвоения станут еще одной тенденцией эволюции отношений собственности.

Названные тенденции развития технологического способа и отношений собственности обусловливают соответствующие изменения хозяйственного механизма. В ближайшие десятилетия будет происходить, прежде всего, его усложнение. Наряду с рыночной конкуренцией, корпоративной планомерностью и государственным регулированием, программированием и прогнозированием развития экономики, все большее значение будет приобретать наднациональное регулирование макроэкономических процессов на разных уровнях функционирования мирового хозяйства. В рамках корпоративного, государственного и надгосударственного регулирования будут сочетаться административные и экономические рычаги. Но преобладающими станут экономические формы и методы регулирования микро- и макроэкономических процессов. Постепенно усилятся элементы сознательного, планомерно организованного развития экономической действительности.

В структуре хозяйственного механизма решающая роль будет принадлежать государственному регулированию, программированию и прогнозированию экономики. Роль этого элемента хозяйственного механизма может возрасти вследствие обострения экологического кризиса. В зависимости от его глубины, все более актуальным станет вопрос о создании единого планетарного правительства, глобального (в масштабе всей земли) микроэкономического регулирования процессов воспроизводства.

Среди движущих сил социально-экономического прогресса все более весомую роль будут играть противоречия между достигнутым уровнем производства и возросшими социальными и духовными потребностями общества при значительном ослаблении роли экономических потребностей.

На закономерности эволюции основных элементов экономической системы в рамках отдельных стран значительное влияние оказывает процесс интернационализации производительных сил и технико-экономических отношений, с одной стороны, и производственных отношений и хозяйственного механизма — с другой. Их сущность будет раскрыта в теме «Международные экономические отношения».

Наши рекомендации