Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем

Пусть структура транспортной системы состоит из B = {B1, B2 … BN} бункеров, которые пронумерованы индексами i,j = 1…N. Бункера соединяются каналами (i, j), исходящими из i-го бункера и входящими в j-й бункер сети. Задан период оптимизации [0, T] функционирования транспортной системы и точки Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , разбивающие период [0, T] на интервалы, называемые шагом дискретизации. В дальнейшем моменты времени, отождествляемые с их номерами n, будем обозначать через t. При построении динамической сети каждый бункер заменяется на множество бункеров Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru . Для каждого момента времени на множестве бункеров сети определена функция производства и потребления Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru . Индексом m = 1…M обозначается вид потока (груза), транспортируемого по сети. Если Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , то бункер пунктом производства m-вида потока, а при Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru - его потребителем. В случае, когда Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , бункер является перевалочным пунктом. Задано время Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , затрачиваемое вагонами m-вида потока на проход по каналу от i-го бункера к j-му. Через Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru обозначим вагонопоток по каналу (i, j), выходящий из бункера Bi в бункер Bj в момент t и входящий в последний момент времени t + tij. На сети это учитывается следующим образом. Если время хода из бункера B1 в бункер B3 равно 2, то поставка, вышедшая из B1 в момент времени t = 0, поступит в бункер B3 в момент t = 2 (рис. 5). Если время прибытия поставки выходит за пределы расчетного прибытия, то есть t + tij > T, то поставка не рассматривается. Например, если T = 4, то поставка, вышедшая из B1 в B3 в момент времени t = 3, не рассматривается, поскольку t + t13 = 5. Состояние бункеров обозначается Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , что означает запас (остаток) вагонов m-вида потока в бункере Bi с момента времени t –1 до момента t. Возникает петля от бункера к самому себе (рис. 4), но в другой момент времени. При размножении сети во времени петля превращается в обычную дугу (от Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ruк Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , от Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru к Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru и т.д.). Отсюда tii = 1.

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

Рис. 4.

Схема адаптивной структуры транспортного объекта (пространственная сеть)

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

Рис. 5.

Схема адаптивной структуры транспортного объекта (пространственно-временная сеть)

Для каналов определены наличные пропускные способности dii(t), зависящие от времени. При i = j величина dii(t) означает емкость бункера Bi от момента времени t –1 до t.

Для каждого момента времени t в зависимости от груза задана стоимость транспортировки единицы потока по каналу Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru и стоимость нахождения ее в бункерах Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru .

Известная задача оптимизации функционирования транспортной системы ставится как задача минимизации суммарных транспортных расходов и расходов на хранение (простой) вагонов в бункерах

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

при условиях, задаваемых

а) уравнением динамики запасов m-вида потока в бункерах

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru .

При этом:

- рассматриваются только те поставки, которые начинаются и заканчиваются в периоде оптимизации, т.е.

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru ;

- состояние бункеров в нулевой момент времени определяется через начальные запасы m-вида потока, т.е.

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru ;

- обязательным является условие неотрицательности вагонопотоков, так как в противном случае задача теряет практический смысл

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru .

б) уравнением непревышения вагонопотоком пропускной способности канала

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

Задача является известной многопродуктовой транспортной задачей на сети, в которой пропускная способность каналов и вместимость бункеров хотя и допускает изменение во времени, но задается априори. В модели же необходимо отразит то положение, что пропускную способность каналов и вместимость бункеров можно увеличить за счет уменьшения этих параметров в других элементах, либо варьировать пропускную способность канала на каком-то отрезке времени. Для этого на динамической сети вводятся связи адаптации. Через Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru обозначим поток пропускной способности, выходящий в момент времени t из канала (i, j) в канал (k, l). Содержательно, при i=j величина Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru означает поток емкости в бункер. Если же i=j и k=l, то Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru - означает поток емкости из одного бункера в другой. В случае (i, j) = (k, l) величина Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru есть поток пропускной способности, передаваемый в канале из одного периода в другой. Для каждой связи задается коэффициент замещения Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru . Учитывается время Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , необходимое для переброски пропускной способности с одного элемента на другой. Другими словами, если пропускная способность канала (i, j) уменьшилась в момент t на величину Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , то пропускная способность канала (k, l) возрастет на величину Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru в момент времени Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru . Так, если время на переброску пропускной способности из канала, соединяющего бункера B1 и B2, в канал между бункерами B1 и B3 составляет 1 такт, то на пространственно-временной сети переброска отобразится связью от дуги Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru к дуге Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , далее от дуги Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru к дуге Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru и т.д., как показано на рис 5. Подобным образом на динамической сети вводятся связи между другими элементами структуры. Поскольку в качестве критерия о целесообразности технологического воздействия на параметры структуры используется стоимостной критерий, вводится переменная Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , означающая стоимость переброски единицы пропускной способности или емкости.

В качестве нового ограничения следует принять динамику пропускной способности

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru .

При этом в сеть включаются только те связи адаптации, которые начинаются или заканчиваются в пределах расчетного периода

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru .

Начальное распределение пропускных способностей по каналам и емкостей по бункерам в новой постановке ставится

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

как задача расчета в динамике оптимальных транспортных потоков, остатков вагонов в парках и построения оптимальной динамической структуры при минимуме суммарных расходов

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru ,

где F2 – расходы на перераспределение мощности между элементами существующей структуры за расчетный период:

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru ,

при ограничениях.

Наличие условия не позволяет применять для решения задачи потоковые алгоритмы на графах.

При формировании критерия оптимальности принимаются во внимание только предстоящие эксплуатационные затраты. Расходы F1, связанные непосредственно с доставкой вагонов от поставщика потребителю, могут быть аппроксимированы линейной зависимостью, хотя при этом теряются некоторые факторы, нарушающие линейность. Затраты F2 на проведение мероприятий по перераспределению мощностей между транспортными устройствами, как показало изучение оптимизирующего процесса, также могут быть выражены линейной функцией переменных Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru . Поэтому в силу линейности функционала и ограничений МОДУС является общей задачей линейного программирования с ограничениями типа равенств и неравенств.

Метод решения

Для решения задачи необходимо построить матрицу ограничений Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru . Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru Вид этой матрицы удобно описать в терминах, так называемых, блочных или клеточных матриц. Рассечем с помощью горизонтальных и вертикальных линий матрицу Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru на прямоугольные блоки: каждый блок сам представляет собой матрицу.

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

Опишем подробнее структуру матрицы ограничений в аспекте оценки ее максимальной размерности.

Для построения блока Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru образуем вектор запасов Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru размера Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru :

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

и вектор поставок Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru размерности Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru :

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

Блок Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru строится из условия

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru ,

где

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

 
  Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

Конструкцию блока Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru можно представить следующим образом.

Через Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru обозначена единичная матрица Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru . Незаполненный блок в Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru соответствует вектору - столбцу поставок Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru . Если поставка Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru разрешена , т.е. Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru то ей в строке – уравнении Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru соответствует – I. В столбцах блока Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru могут стоять только +I, -I и 0.

Для построения блока Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru образуем вектор Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru пропускных способностей размера Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

Вектор Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru переменных изменения пропускных способностей размера Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru имеет вид

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

и далее для Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru

Блок Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru строится из условия

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru ,

где

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru .

Блок Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru имеет структуру, аналогичную блоку Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru . При этом используется единичная матрица Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru размера Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru . Блок, соответствующий вектору Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , строится аналогично, как и блок в Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , соответствующий вектору Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru . В столбцах блока Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru стоят одна единица, одна минус единица, остальные нули. Блоки Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru реализуют ограничения типа равенств. Тогда

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru .

Неравенство (52) перепишем в виде

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru .

Блок Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru строится в соответствии с конструкцией Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru и неравенства и содержит Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru строк. Каждая строка блока Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru имеет M единиц, а та же строка блока Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru имеет минус единицу. Тогда матрицу ограничений можно представить в виде

Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru .

При слабом заполнении матрицы ограничений размерность задачи линейного программирования может быть весьма значительна. Существенное влияние на размерность оказывает количество бункеров в системе и шагов оптимизации. Несколько уменьшается размерность исключением из векторов Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru , Метод оптимизации динамической управляемой структуры транспортных систем - student2.ru неразрешенных переменных и соответствующих столбцов в матрице A.


Наши рекомендации