Общее и профессионально-техническое образование

Молодежь европейских стран становится все более образованной. По данным Евростата (статистической службы Европейского сою­за), около 23% населения стран союза в настоящее время получает очное дневное образование — показатель, сопоставимый с анало­гичным показателем по Японии (но на 2% уступающий показателю по СИТА) Более того, увеличивается продолжительность обучения как в школах, так и в колледжах: на данный момент около четверти европейских студентов продолжают учебу и после 19 лет.

Доля лиц молодых возрастов (от 5 до 24 лет), получающих пол­ный курс образования, наиболее низка в Великобритании и Порту­галии (65%). Наиболее высок данный показатель в Германии, Шве­ции и Франции (около 83%), в остальных странах Европейского союза он составляет от 70 до 77%. Более того, около 12% всех дат­чан имеют высшее образование третьего (наивысшего) уровня, в Бельгии этот показатель составляет 11%, в Нидерландах —10%. Наи­более отстающими по этому критерию являются Португалия, Ир­ландия и Великобритания: лишь 5,5—7% населения этих стран имеют образование наивысшего уровня (хотя отметим, что низкий уровень данного показателя ни в коей мере не отражает образова­тельный стандарт в этих странах). За последние 20 лет резко воз­росла доля женщин, имеющих высшее образование; в большинстве стран Европейского союза она достигла почти половины лиц, имеющих высшее образование.

Системы общего и профессионально-технического образования в странах Европейского союза отличаются большим разнообразием. Основные различия в подходах к организации системы образования на национальном уровне определяются следующим.

(а) Статус, приданный профессионально-техническому обучению и подготовке в национальной системе образования.

(б) Гарантия качества процедур определения компетентности ра­ботника.

(в) Методы финансирования профессионально-технического обуче­ния.

444 Международный опыт

(г) Взаимоотношения на рабочих местах между работниками, про­шедшими профессионально-техническое обучение, и работниками, имеющими образовательную квалификацию иного типа.

(д) Является ли базовое общее образование специализированным

или нет.

Еще одно важное различие в национальных подходах касается роли профессионально-технического обучения внутри системы базо­вого школьного образования. В некоторых странах Европейского союза профессионально-техническая квалификация, полученная в школе, дает возможность претендовать на поступление в высшее учебное заведение почти на тех же основаниях, что и аттестат об окончании школы. Кроме того, в одних странах профессионально-техническое обучение начинается в более раннем возрасте, чем в других. Заметьте, что в некоторых странах поддерживается традиция, согласно которой выпускники школ, успешно прошедшие вступи­тельные экзамены, имеют законное право учиться в высшем учебном заведении (естественно, при наличии мест в вузах), в то время как в других странах отбор студентов осуществляется самими колледжами. При этом в первом случае учебные группы переполнены и очень вы­сока доля провалов на экзаменах с последующим отчислением уча­щегося из вуза; это считается нормальным положением и неизбеж­ным следствием данной системы образования. Порядок отбора уча­щихся в вузы и прочие ключевые характеристики систем образова­ния стран — членов Европейского союза представлены в табл. 23.1.

Ученые звания

Из-за различий в названии ученых званий, принятых в разных странах Европейского союза и означающих примерно одинаковые уровни образовательной квалификации, возникает много путаницы. В разных странах слова «университет» или «степень» означают раз­ные понятия. Например, в Великобритании имеется многолетняя традиция существования образовательных институтов, не являю­щихся университетами, которые осуществляют обучение на уровне специального среднего (неполного высшего) образования. В Герма­нии и Нидерландах термин «высшая школа» часто используется для обозначения технического университета. В Бельгии курсы высшего образования, которые составлены в соответствии с учетом требова­ний национальной программы образования, проводят обучение по большинству естественных и прикладных наук, тогда как обучение, основанное на учебных программах вузов, дает возможность полу­чения ученой степени. После окончания курсов экономики, поли­тики и психологии присваиваются ученые степени.



Общее и профессионально-техническое образование - student2.ru


Общее и профессионально-техническое образование - student2.ru

Общее и профессионально-техническое образование - student2.ru


Общее и профессионально-техническое образование - student2.ru

Общее и профессионально-техническое образование - student2.ru


450 Международный опыт

Наши рекомендации