Общее и профессионально-техническое образование
Молодежь европейских стран становится все более образованной. По данным Евростата (статистической службы Европейского союза), около 23% населения стран союза в настоящее время получает очное дневное образование — показатель, сопоставимый с аналогичным показателем по Японии (но на 2% уступающий показателю по СИТА) Более того, увеличивается продолжительность обучения как в школах, так и в колледжах: на данный момент около четверти европейских студентов продолжают учебу и после 19 лет.
Доля лиц молодых возрастов (от 5 до 24 лет), получающих полный курс образования, наиболее низка в Великобритании и Португалии (65%). Наиболее высок данный показатель в Германии, Швеции и Франции (около 83%), в остальных странах Европейского союза он составляет от 70 до 77%. Более того, около 12% всех датчан имеют высшее образование третьего (наивысшего) уровня, в Бельгии этот показатель составляет 11%, в Нидерландах —10%. Наиболее отстающими по этому критерию являются Португалия, Ирландия и Великобритания: лишь 5,5—7% населения этих стран имеют образование наивысшего уровня (хотя отметим, что низкий уровень данного показателя ни в коей мере не отражает образовательный стандарт в этих странах). За последние 20 лет резко возросла доля женщин, имеющих высшее образование; в большинстве стран Европейского союза она достигла почти половины лиц, имеющих высшее образование.
Системы общего и профессионально-технического образования в странах Европейского союза отличаются большим разнообразием. Основные различия в подходах к организации системы образования на национальном уровне определяются следующим.
(а) Статус, приданный профессионально-техническому обучению и подготовке в национальной системе образования.
(б) Гарантия качества процедур определения компетентности работника.
(в) Методы финансирования профессионально-технического обучения.
444 Международный опыт
(г) Взаимоотношения на рабочих местах между работниками, прошедшими профессионально-техническое обучение, и работниками, имеющими образовательную квалификацию иного типа.
(д) Является ли базовое общее образование специализированным
или нет.
Еще одно важное различие в национальных подходах касается роли профессионально-технического обучения внутри системы базового школьного образования. В некоторых странах Европейского союза профессионально-техническая квалификация, полученная в школе, дает возможность претендовать на поступление в высшее учебное заведение почти на тех же основаниях, что и аттестат об окончании школы. Кроме того, в одних странах профессионально-техническое обучение начинается в более раннем возрасте, чем в других. Заметьте, что в некоторых странах поддерживается традиция, согласно которой выпускники школ, успешно прошедшие вступительные экзамены, имеют законное право учиться в высшем учебном заведении (естественно, при наличии мест в вузах), в то время как в других странах отбор студентов осуществляется самими колледжами. При этом в первом случае учебные группы переполнены и очень высока доля провалов на экзаменах с последующим отчислением учащегося из вуза; это считается нормальным положением и неизбежным следствием данной системы образования. Порядок отбора учащихся в вузы и прочие ключевые характеристики систем образования стран — членов Европейского союза представлены в табл. 23.1.
Ученые звания
Из-за различий в названии ученых званий, принятых в разных странах Европейского союза и означающих примерно одинаковые уровни образовательной квалификации, возникает много путаницы. В разных странах слова «университет» или «степень» означают разные понятия. Например, в Великобритании имеется многолетняя традиция существования образовательных институтов, не являющихся университетами, которые осуществляют обучение на уровне специального среднего (неполного высшего) образования. В Германии и Нидерландах термин «высшая школа» часто используется для обозначения технического университета. В Бельгии курсы высшего образования, которые составлены в соответствии с учетом требований национальной программы образования, проводят обучение по большинству естественных и прикладных наук, тогда как обучение, основанное на учебных программах вузов, дает возможность получения ученой степени. После окончания курсов экономики, политики и психологии присваиваются ученые степени.
450 Международный опыт