Управленческий учёт прежде всего создаётся для того, чтобы оперативно принимать решения, связанные с деятельностью фирмы
Информация управленческого учёта предоставляется только внутренним пользователям, руководителям, сотрудникам финансовых служб, для внешних пользователей эта информация может быть закрыта.
Управленческий учёт может также оперировать прогнозами, электронной информацией, не подтверждённой первичными документами и другими данными.
Управленческий учёт требует оценки результативности по тем или иным параметрам во времени и связи с каким-либо событием
Например, мы оцениваем изменение объёма продаж:
Вариант 1. Нам необходимо понять имеется ли сезонность в продажах?
Для того чтобы получить ответ на этот вопрос нам необходимо собрать сведения об объёме продаж за каждый месяц в течение года. Мы увидим, как изменяется объём продаж от месяца к месяцу.
Вариант 2. Мы хотим провести рекламную акцию, и нам необходимо понять, насколько она будет эффективной?
Для этого, нам необходимо знать какой объём продаж обычно в этот период года у нас был, как изменится объём продаж после выхода рекламы
Функции управленческого учета
Планирование – процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в ближайшем будущем.
Включает:
1) постановку цели;
2) формулировку задачи;
3) изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели;
4) выбор вариантов альтернативных действий.
На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения.
Контроль и анализ
Контроль – проверка осуществления планов:
Измерение состояния объекта,
2) сопоставление фактических результатов с плановыми
3) Пересмотр планов в случае невыполнимости
4) Выявление и регулирование отклонений от запланированного.
На этой стадии руководитель должен иметь информацию в виде отчетов исполнителей с результатами количественных измерений фактического состояния объекта.
Организационная работа
Включает:
1) создание организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей;
2) распределение обязанностей между исполнителями;
3) координация действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления;
Установление каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.
На этой стадии руководитель должен иметь информацию о смете и предполагаемых источниках ее исполнения, организационной структуре предприятия.
Стимулирование – средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям.
Внутренняя информационная связь – обмен информацией и отчетностью, позволяющий организовать действия различных структурных подразделений для достижения конечной цели;
конкретизация задач каждого подразделения на предстоящий бюджетный период;
Определение условий, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования к нему смежных производственных подразделений.
Затраты и доходы, как объект управленческого учета
Затраты организации представляют собой величину тех или иных расходов, необходимых для обеспечения ее функционирования и осуществления производственной и сбытовой деятельности.
Затраты– неизбежное явление, они имеются у каждой фирмы, юридически оформленной.
Но они различны для каждой из них в отдельности и зависят от экономической грамотности руководства и финансовых отделов, которые планируют объем деятельности и, как следствие, величину затрат.
Все затраты в соответствии с их направленностью и способом образования могут быть классифицированы с помощью следующих критериев.
Учет затрат предприятия по носителям затрат (объектам калькулирования
Примеры объектов калькулирования:
• Номенклатура (номенклатурная группа, продукция, услуги).
• Процесс
• Заказ
Классификация по статьям калькуляции
В качестве примера можно привести типовую номенклатуру статей:
1. Сырье и материалы;
2. Возвратные отходы (вычитаются);
3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий;
4. Топливо и энергия на технологические цели;
5. Заработная плата производственных рабочих;
6. Отчисления на социальные нужды;
7. Расходы на подготовку и освоение производства;
8. Потери от брака;
9. Общепроизводственные расходы;
10. Прочие производственные расходы;
11. Общехозяйственные расходы;
Коммерческие расходы.
Первые 10 статей образуют так называемую производственную себестоимость.
Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации (продажи).
Планирование и учет затрат по статьям калькуляции позволяет группировать расходы по целевому назначению: непосредственно связанные с производством продукции, затраты на управление предприятием, на реализацию продукции.
Такая группировка нужна для контроля исполнения сметы расходов по обслуживанию и управлению и других комплексных затрат на выпуск товарной продукции и исчисления себестоимости реализованных изделий, услуг, товаров.