Общие методические указания по изучению дисциплины
Качество освоения курса будет более высоким, если обучаемые сконцентрируют внимание на ключевых проблемах разделов и тем, которые раскрывают основное содержание дисциплины и соответствуют дидактическим целям и задачам, сформулированным в рабочей программе.
Тема 1. Цена в системе хозяйственного механизма
Приступая к изучению места цены в системе хозяйственного механизма, следует уяснить, что цена - это экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются, главным образом, через рынок;
- денежное выражение стоимости;
- категория конъюнктурная;
- сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги (Ф. Котлер);
- не только индивидуальная, личная, но и общественная, социальная категория: регулирует как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг;
- комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию, т. е. под ценой понимается множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.
Цены применяются в любой экономической системе, но формируются и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования рынка.
Цена - рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации.
По классической схеме возможны следующие варианты:
1) если спрос превышает предложение (рынок потребителя), то цена увеличивается, и наоборот; если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена;
2) конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к снижению цены и ее стабилизации на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызьшает рост цены;
3) монополизация оборачивается установлением завышенных цен на продаваемые монополиями товары и заниженных на покупаемые ее товары.
Совокупность цен с учетом их формирования и изменения действует как ценовой механизм, который состоит из 2 частей:
- цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
- ценообразование - способ, правила установления, формирование новых цен и изменение действующих. Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен.
При формирований цены существует:
- нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;
- верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар.
Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.
Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке:
- цена как индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономический риск и т. п.);
- цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.
Далее рекомендуется изучить функции цены.
Сущность цены проявляется в их функциях. Функции цен обусловлены функциями денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла. Выделяют следующие основные функции цены:
1. Измерительная. Цена - количество денег, уплачиваемое за единицу товара. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за свой товар.
2. Сравнивая ценности различных товаров, их можно дифференцировать на дорогие и дешевые. Таким образом, цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.
3. Учетная. Цена - денежное выражение общественно признанных затрат труда и полезности товара, т. е. в цене товара учитываются ОНЗТ. Для нормального развития экономики характерно соответствие суммы цен и суммы товарной массы. Нарушения этого соответствия приводят к нарушениям в процессе воспроизводства. К примеру, превышение суммы денежной над товарной массой вызывает инфляцию.
На практике с помощью учетной функции цены исчисляются все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: ВВП, объем производимой продукции отраслями и предприятиями и т. п. С помощью цены рассчитываются производительность труда, рентабельность товара и производства, фондоотдача и т. д.
4. Регулирующая. Цена выступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение. Причем на рынке совершенной конкуренции равновесная цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия сил спроса и предложения. На рынке монополии производитель оказывает существенное влияние на формирование цены: а) в случае затоваривания монополист не будет снижать цену (как при совершенной конкуренции), а изменит предложение товара, сохранив прежнюю цену; б) в случае дефицита - он не увеличит предложение, а поднимет цену.
5. Стимулирующая. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению более экономных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. Посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников производства. Через систему цен стимулируется увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товара, обновление ассортимента, снижение нерациональных перевозок, эффективное использование транспортных средств и т. п. Положительная роль цены заключается в снижении себестоимости и, в результате, в увеличении прибыли. Обратное воздействие цены может ограничивать производство, увеличивать морально устаревшие товары, товары низкого качества.
6. Перераспределительная. Цена способствует перераспределению капитала, направляя его в наиболее эффективные и прибыльные отрасли. Основные направления перераспределения:
- между отраслями и комплексами отраслей (добывающая и обрабатывающая, промышленность и сельское хозяйство);
- между видами товаров и товарными группами (товары первой необходимости и предметы роскоши);
- между регионами (угледобывающие и нефтедобывающие);
- между группами населения. Перераспределительная функция сходна со стимулирующей, но можно выделить различие. Стимулирующая функция поощряет дополнительные усилия предприятия на улучшение качества, объема производства и призвана учесть в цене товара интересы производителя и потребителя, т. е. стимулирующая функция цены действует на микроуровне. Перераспределительная функция связана с государственным воздействием на уровень и структуру цен, с действиями монополий и олигополии, т. е. эта функция работает на макроуровне.
7. Информационная. Цена информирует о предложении товара, его величине, о том, сколько продавец хочет получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса. Поскольку цена является носителем информации, она выступает инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех показателей в денежном выражении. Цена занимает ключевое место в системе управления предприятием, регионом, национальной экономикой.
Все функции взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Проявляются они не только в системе цен, а также в отдельно взятой цене на конкретный товар.
В заключении рекомендуется ознакомиться с теориями стоимости: трудовой стоимости, предельной полезности, интегрированная
Выделяют следующие теории стоимости:
1. Теория трудовой стоимости. Ее представителями являются представители классической политэкономии А. Смит, Д. Ри-кардо, К. Маркс.
Исходя из этой теории стоимости: цена - денежное выражение овеществленного (содержащегося) в товаре общественно-необходимого труда производителя. В основе формирования цены лежат связанные с выпуском товара производственные затраты (издержки производства): цена товара анализируется "изнутри", с позиций производителя (продавца), т. е. учитывается предложение.
2. Теория предельной полезности. (субъективно-психологическая концепция). Ее представители - представители неоклассического направления экономической теории: К. Менгер, Э. Бем-Баверк, В. Парето.
Неоклассики утверждали, что: 1) у каждого потребителя есть своя шкала ценностей, т. е. один и тот же товар имеет разную ценность; 2) по мере удовлетворения потребности ценность блага снижается; 3) чем реже благо, тем выше его ценность; 4) блага, имеющиеся в изобилии, имеют низкую ценность; 5) затраты труда не находятся в непосредственной связи с величиной ценности.
Исходя из этой теории: цена - продукт субъективных со стороны покупателя и продавца определений стоимости, где общая стоимость благ, участвующих в производстве, регулируется предельной полезностью конечного продукта. Концепция отражает интересы покупателя (потребителя) - цена устанавливается исходя из спроса потребителей.
3. Интегрированная теория. Ее создатели - представители кембриджской школы: А. Маршал и др.
Суть теории - равная роль издержек и полезности в формировании цены. Цена формируется под воздействием как спроса, так и предложения.
Тема 2. Система цен.
Важно студентам помнить, что многообразие действующих в экономике цен образует систему цен, на динамику которой оказывают влияние многие рыночные факторы. Эта система состоит из отдельных подсистем, взаимосвязанных и взаимодействующих. В основе взаимосвязи цен лежит принцип сообщающихся сосудов: движение цен в одной подсистеме вызывает автоматическое, изменение в других подсистемах.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены:
1) формированием цены на основе закона стоимости, предложения, спроса и др. экономических законов;
2) взаимосвязью предприятий и отраслей, хозяйственная деятельность которых обусловлена ценами.
Параметры системы цен:
1) уровень - абсолютное количественное выражение цены в деньгах;
2) структура - определенные соотношения элементов цены в процентах или долях;
3) динамика - изменение уровня цены во времени.
В условиях рынка динамика цен формируется непредсказуемо. Однако государство экономическими методами может воздействовать на динамику цен. Учитывая параметры системы цен, можно дать другое определение ценообразования.
Ценообразование - процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему в целях обеспечения общественного воспроизводства.
Для стоимостной оценки результатов сделок и затрат используются различные виды цен. Отечественный и мировой опыт показывают, что существует множество цен, связанных с особенностями товара. Несмотря на многообразие действующих на рынке цен, они между собой взаимосвязаны. В зависимости от того, какой признак использован для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.
I. По характеру обслуживаемого оборота
1. Оптовые цены - цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям крупным партиями (оптом). Оптовые цены применяются между отраслям внутри оптовой сферы, при передаче продукции из оптовой в розничную сферу. К оптовым ценам относятся:
- оптовые цены на продукцию промышленности;
- закупочные цены - это цены на сельскохозяйственную продукцию или цены, по которым сельхозпроизводители реализуют продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям для последующей переработки;
- биржевые цены;
- цены на услуги - тарифы (в сфере оптовой торговли, например, грузовые транспортные тарифы, фрахт).
2. Розничные цены - цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению; цены, по которым товар реализуется конечному потребителю в ограниченном количестве. Например: отпускные цены на предприятиях общественного питания; цены на услуги населению в розничной сфере (пассажирские тарифы).
II. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке
1. Свободные (рыночные) цены - это цены, устанавливаемые производителями (продавцами) товаров (услуг) на основе спроса и предложения на определенном рынке. Свободные цены не подвержены прямому вмешательству со стороны государства и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка. К свободным ценам-относятся:
- цена спроса (верхний предел цены) - цена, по которой потребитель заинтересован приобрести товар;
- цена предложения (нижний предел цены, цена производства) - рыночная цена, которая указывается в оферте (официальное предложение продавца); стартовая цена, по которой продавец желает продать товар; цена, определяемая на основе издержек производства с прибавлением средней прибыли.
- фактическая цена реализации,
2. Регулируемые цены - цены, которые устанавливают органы управления (Президент РФ, правительство, федеральные органы, органы местного самоуправления) или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие условия. Регулируемые цены бывают гарантированными, рекомендованными, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными). Регулирование цены осуществляется на основе экономических и административных методов. Например:
- предельные цены - цены, выше или ниже которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции (соответственно верхний или нижний предел уровня цены). Верхний предел уровня цены, например, устанавливается на продукцию естественных монополий, на социально-значимые товары.
- фиксированные цены - цены, устанавливаемые на определенном уровне, и их изменение возможно только по решению субъекта рынка, утвердившего их. В плановой экономике жестко фиксированные цены - основной тип цен. В рыночной экономике фиксированные цены применяются, например, при заключении государственных контрактов.
III. По способу установления (фиксации), по степени устойчивости во времени.
Все эти цены применяются в договорах (контрактах).
Контрактная цена - это цена фактической договоренности между продавцом и покупателем; цена, величина которой определяется предварительным соглашением купли-продажи, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. Контрактная цена бывает:
1. Твердая (постоянная, стабильная, фиксированная, гарантированная) цена - цена, которая устанавливаются в момент подписания договора и не меняется в течение срока поставки по договору. Эта цена используется на весь срок действия договора. Твердые цены применяются в сделках с немедленной поставкой или с поставкой в течение короткого срока. В договорах с длительным сроком поставки делается оговорка: цена твердая, изменению не подлежит.
2. Подвижная цена - зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику. При установлении подвижной цены в договор вносится оговорка об увеличении или уменьшении цены.
3. Скользящая цена - цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначально договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, произошедших в период исполнения договора. Устанавливается на товар с длительным сроком изготовления, например, на сложное промышленное оборудование, суда, самолеты.
4. С последующей фиксацией (плавающая, регулируемая, гибкая цена) - цена, фиксируемая в процессе исполнения договора, может уточняться непосредственно перед поставкой каждой партии товара (при долгосрочных контрактах). В договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации).
IV. По способу получения информации об уровне цены.
На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договорах (контрактах). Это ориентир для внесения поправок или для фиксации цен при заключении сделок.
1. Публикуемые цены - цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. Как правило, эти цены отражают мировой уровень цен. К публикуемым ценам относятся: биржевые котировки, цены аукционов и торгов, цены фактических сделок, цены предложений крупных фирм.
2. Справочные цены - цены товаров во внутренней и внешней торговле, публикуемые в различных печатных изданиях (экономических газетах, журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах, прейскурантах). Справочные цены могут быть: номинальными, т. е. не связанными с реальными коммерческими операциями; отражающими прошлые операции, совершенные за истекшую неделю, месяц (средние цены фактических сделок за определенный период); экспертными оценками. Справочные цены по ряду товаров играют роль отправной точки, с которой начинается согласование цен при заключении сделки.
3. Расчетные цены поставщика - цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий. Расчетные цены применяются в договорах на нестандартно специальное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Различия у такого оборудования с аналогичным того же назначения настолько велики, что невозможно устанавливать цену, ориентируясь на справочные или публикуемые.
V. В зависимости от вида рынка
Вид цены часто определяется видом рынка, на котором она образуется.
1. Цены товарных аукционов.
Аукцион - торги, которые специализируются на сбыте определенных товаров. Аукционы проводятся, как правило, один или несколько раз в год. Цены на аукционах устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения. Аукционные цены зависят от вида аукциона:
а) аукцион с повышением Цены -товар продают по цене наиболее высокой из предложенных покупателями;
б) вейлинговые торги - первоначальная цена предложения наивысшая, затем цену постепенно начинают уменьшать. При этом обычноиспользуют экран (циферблат), где стрелки имеют обратный ход. Покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену.
Особенностями аукциона является: наличие, как правило, одного или нескольких продавцов конкретного товара и множества покупателей; в отличие от бирж на аукционах продаются реальные товары. Аукционные цены могут существенно отличаться от рыночной (быть выше, т. к. отражают уникальные, редкие свойства товара. Часто аукцион-цена зависит от мастерства человека, проводящего аукцион.
2. Биржевые котировки - цены специально организованного, постоянно действующего (в отличие от аукционов) рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах продают продукцию сельского хозяйства и лесное сырье (хлопок шелк, шерсть, зерновые, пиломатериалы, фанеру и др.), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты и т. д.
Цена биржевого товара (или биржевой сделки) формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товара, расстояния от места поставки (удаленности) и прочих условий.
3. Цены торгов - это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товара или получения подрядов на производство работ по заранее объявленным в тендере условиям. Тендер предполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей для обеспечения наиболее выгодных условий сделки ее организаторам. Особенность торгов: наличие нескольких продавцов (оферентов) и одного покупателя (заказчика), который из множества предложений выбирает более выгодное, в том числе по цене, предложение.
В России торги развиты слабо. В мировой практике торги проводятся на продукцию машиностроения (самолеты, суда, оборудование), на строительство промышленных предприятий, мостов, железных и автомобильных дорог.
Так как на торгах складывается высокий уровень конкуренции среди продавцов, цены на товар ниже, чем цены аналогичной продукции, реализуемой по обычным контрактам. Цены торгов публикуются редко. ,
4. Цены ярмарок и выставок (часто льготные).
VI. С учетом фактора времени
1. Постоянные цены - цены, срок действия которых заранее не определен.
2. Сезонные цены - цены, срок действия которых определен периодом времени.
3. Ступенчатые цены - ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
VII. По способу отражения транспортных расходов, в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки товара)
Франко (до) показывает до какого места пути следования товара от продавца к покупателю транспортные расходы включены в цену (поставщик возмещает транспортные расходы). Могут быть следующие виды франко:
1. Франко-станция отправления включает транспортные расходы до пункта магистрального транспорта (железнодорожной станции, речного порта, авиапорта), расходы на остальной путь покрывает покупатель.
2. Франко-станция назначения включает транспортные расходы до пункта назначения (в цену включены транспортные расходы до выгрузки из вагона).
Могут быть и другие виды франко:
- франко-вагон - станция назначения;
- франко-вагон - станция отправления;
- франко-вагон - склад поставщика;
- франко-склад покупателя (все расходы оплачиваются продавцом);
- франко-склад продавца (все расходы по доставке несет покупатель).
Транспортный фактор учитывается и во внешнеторговых контрактах. Правила распределения между продавцом и покупателем транспортных и других сопутствующих расходов регулируются "Ин-котермс-90". В "Инкотермс-90" выделено 13 базисных условий поставки товаров, которые сгруппированы в 4 группы: группа Е (отгрузка), группа F (основная перевозка не оплачена), группа С (основная перевозка оплачена), группа D (прибытие). Некоторые условия поставки:
- ФАС (FAS) - свободно вдоль борта судна;
- ФОБ (FOB) - свободно на борту;
- КАФ (KAF) - стоимость плюс фрахт;
- СИФ (CIF) - стоимость, страхование, фрахт.
VIII. Внутрифирменные цены
Трансфертные цены - цены, применяемые внутри предприятий (фирм) при реализации продукции (обмене продукцией) между подразделениями (цехами), а также разными фирмами, но входящими в одну ассоциацию (дочерние фирмы, заграничные филиалы).
Эти цены составляют коммерческую тайну. Как правило, они ниже рыночных. Используются на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, услуги.
IX. По условиям поставки и продажи
1. Цена нетто - цена на месте купли-продажи товара.
2. Цена брутто (фактурная цена) - цена, которая определяется с учетом купли продажи (наличие скидок, вид франко, условия страховки).
X. Мировые цены
Мировые цены - цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции. Мировые цены выступают в качестве условной средней стоимости товаров, реализуемых в нескольких странах. Также мировая цена характеризуется следующими признаками:
- это цена, используемая в регулярных сделках на важнейших рынках;
- это цена товаров в таких сделках, платежи по которым ведутся в свободно конвертируемой валюте.
По ряду сырьевых товаров мировую цену определяют основные страны-поставщики. Мировыми ценами, к примеру, являются:
- на пшеницу - экспортные цены Канады;
- на нефть - экспортные цены стран - членов ОПЕК;
- на каучук - цены Сингапурской биржи;
- на пиломатериалы - экспортные цены Швеции;
- на цветные металлы - цены Лондонской биржи цветных металлов;
- на пушнину -цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов;
- на чай - цены аукционов в Калькутте, Коломбо и Лондоне.
Если по сырьевым товарам мировую цену устанавливают основные страны-поставщики, то в отношении готовых изделий и оборудования решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные виды изделий.
Скидки с цены
Базовый или установленный уровень цен может быть скорректирован различными скидками. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателями. В практике используется около 20 различных видов скидок. Наиболее распространены следующие скидки:
1. Общая (простая) скидка - предоставляется с прейскурантной или справочной цены товара и, как правило, составляет от 20 до 40%. Такие скидки применяются при заключении сделок на машины и оборудование, при поставке промышленного сырья. К простой скидке можно отнести скидку за наличный расчет. Она предоставляется в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит, а покупатель согласен оплатить наличными. Эта скидка обычно составляет 2-3% справочной цены или соответствует размеру ссудного процента на финансовом рынке.
2. Скидка за оборот (бонусная) - предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В контракте, как правило, устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока, а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок.
3. Скидка за количество (за объем покупаемого товара) -соразмерное уменьшение цены для покупателей, закупающих большие количества аналогичного товара. Обычно скидка устанавливается в процентах к общей стоимости при единичной цене объема поставки. Например, 10% скидки при заказе более 100 штук.
4. Дилерская (дистрибьюторская) скидка - предоставляется производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту. Например, используется при продаже автомобилей и составляет в среднем 15-20% от розничной цены.
5. Специальная скидка - предоставляется привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К этой категории скидок также относятся скидки на пробные партии и заказы, имеющие целью заинтересовать покупателя, и скидки за регулярность или устойчивость заказов, которые имеют целью удержать постоянную клиентуру.
6. Экспортная скидка - предоставляется продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Цель экспортных скидок -повысить ценовую конкурентоспособность товаров на внешних рынках.
7. Скрытая скидка -- предоставляется покупателю в виде льготных или беспроцентных кредитов, оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов и т. п.
8. Скидка за возврат ранее купленного у данной фирмы товара - используется, к примеру, при продаже автомобилей и возврате покупателем ранее купленной у данной фирмы устаревшей модели; составляет 25-30% прейскурантной цены.
9. Скидка при продаже поддержанного оборудования -может составлять до 50% и более от первоначальной цены.
10. Скидка за внесезонную покупку (сезонная скидка) - предоставляется покупателю, если он приобретет товары сезонного спроса вне периода года, для которого они предназначены.
11. Клубная скидка - предоставляется национальными и международными клубами своим членам на услуги и товары. К примеру, клубы могут предоставлять скидки на перевозки, аренду машин, гостиничные и ресторанные услуги, страховку. Для членов клуба существуют целые сети магазинов, торгующих со скидками товарами повседневного спроса. Специальные клубы, ориентированные на богатых клиентов, предоставляют скидки на предметы роскоши. Клубные скидки составляют от 10 до 50% от цены товара.
12. Скидка с учетом межкультурных коммуникаций. В некоторых странах в ходе торговых переговоров считается делом чести добиться скидки с цены предложения на 20-30%. Учитывая этот факт, некоторые компании искусственно завышают цену на ожидаемый процент, а затем, в договоре представляют как цену со скидкой.
13. Скидки за потери при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество грязи, потери жидкой продукции при транспортировке, испарении, за трудноудаляемые остатки, избыточное содержание влаги и пр. Например, за повышенное количество грязи по продаже сухофруктов, за избыточное содержание влаги в хлопке, шерсти.
Скидки способствуют выполнению ценой стимулирующей функции, а также способствуют снижению издержек производства, хранения и реализации в результате возросшего сбыта; облегчают завоевание постоянных клиентов; стимулируют заказы больших количеств и т. д.