Эффект дохода и эффект замещения

Реакция потребителей на изменение цен на те или иные товары может быть разделена на два отдель­ных компонента, равно как и влияние роста процент­ной ставки на потребление раскладывается на две части - взаимозависимые друг от друга эффект до­хода и эффект замещения.

Если потребитель не склонен брать взаймы, а предпочитает жить только за счет собственных средств, то повышение процентной ставки должно улучшать его положение. Предполагается также, что экономический агент потребляет только нор­мальные блага.

Эффект дохода:если цена на какой-то товар снижается, то у потребителя освобождается опре­деленная часть дохода для покупки дополнительных единиц этого или другого товара. Даже падение цены на один товар окажет влияние на общий уровень цен и сделает потребителей богаче.

Эффект дохода - это изменение структуры поку­пательского спроса, вызванного ростом реального дохода от снижения цен. Изменение цен приводит к перемене и изменению реальных доходов потре­бителя.

Эффект замещения:изменение цен приводит к изменению относительной привлекательности раз­личных продуктов для потребителей. Снижение цены некоторого товара вызовет рост спроса на него со стороны индивидуального потребителя, а повы­шение цены - снижение спроса. Потребители ста­нут приобретать больше продукции, цена на кото­рую опустилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали.

Эффект замещения - изменение структуры спро­са, вызванное увеличением закупок подешевевшего товара, замещающего остальные товары с неизмен­ными ценами, поскольку они стали теперь относи­тельно более дорогими.

Влияние эффекта замещения на потребле­ниевыражается в следующем.

При повышении процентной ставки потребление во втором периоде становится дешевле по сравне­нию с потреблением в первом периоде. Когда став­ка процента повышается, потребитель стремится больше сберегать, а значит, больше потреблять во втором периоде и меньше - в первом. Повыше­ние процентной ставки всегда увеличивает потреб­ление во втором периоде (так как во втором периоде и эффект дохода, и эффект замещения всегда уве­личивают потребление). В первом же периоде уве­личение процентной ставки может увеличивать по­требление (когда положительный эффект дохода преобладает над отрицательным эффектом замеще­ния), либо уменьшать потребление (когда положи­тельный эффект дохода меньше отрицательного эффекта замещения), либо оставлять потребление на прежнем уровне (когда положительный эффект дохода уравнивается отрицательным эффектом за­мещения).

Для нормальных товаровдействие эффектов дохода и замещения объясняет уменьшение спроса при повышении цен и его увеличение при снижении цен.

Для низших товаровэффект дохода и замеще­ния зависит от степени воздействия на потребитель­ский выбор. Если эффект замещения действует силь­нее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормаль­ный, если же эффект дохода выше эффекта заме­щения, то с увеличением цены растет потребление низшего товара.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Для предприятия при планировании размера и струк­туры производства необходимо знать, от чего зави­сит спрос на выпускаемую продукцию, а для потре­бителя - каково предложение товаров на рынке. Размер спроса зависит от цены товара, доходов по­тенциальных потребителей, а также от цен на со­пряженные товары. Величина предложения опреде­ляется ценами на факторы, производства, налогами и льготами, технологиями производства и т. д.

Предпринимателю необходимо знать, какое влия­ние на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на взаимозаменяемыми товары, производимые кон­курентами.

Эластичность- это мера изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу другой переменной.

Эластичность описывает, в какой степени измене­ние цены влияет на величину спроса по отдельному виду товаров. Это показатель степени чувствитель­ности к изменениям цены товара, реакцией потре­бителей в связи с этим.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1) наличие товаров-заменителей. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага;

2) удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластич­ность спроса);

3) размер дохода потребителя;

4) качество товара: является ли данный товар пред­метом роскоши (спрос на такие товары, как пра­вило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен);

5) размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос;

6) ожидания потребителя.

Эластичность предложенияпоказывает отно­сительные изменения между ценой и предложением товаров к реализации.

В экономическую науку концепция эластичности была введена Альфредом Маршаллом (1842-1924), с тех пор она используется во всех странах. Теория эластичности имеет большое значение для опреде­ления экономической политики фирм и теории правительства. По общепринятым стандартам пока­затели эластичности, как правило, представляются положительными числами. Если эластичность каких-либо факторов больше 1, то их называют относи­тельными; если менее 1, то факторы называют от­носительно эластичными. Существуют также случаи, когда эластичность каких-либо факторов равна нулю. Это значит, что их отношение совершенно не­эластично; если же показатель эластичности равен 1, это значит, что факторы единично эластичны.

Различают 3 вида эластичности спроса:

1) эластичный (спрос на предметы роскоши);

2) неэластичный (спрос на медицинские аппараты, хлеб и др.);

3) с единичной эластичностью (спрос на большин­ство товаров).

Изучение эластичности- это не только проб­лема покупателей и продавцов, которые должны владеть достаточной информацией о динамике спро­са на производимые товары. Эластичность спроса интересует государственные органы, прежде всего налоговую систему, так как необходимо знать, ка­ким образом может повлиять повышение или пони­жение налоговых ставок на изменение спроса, что в конечном счете скажется на сокращении или уве­личении налоговых поступлений в бюджет.

Наши рекомендации