Эффект дохода и эффект замещения
Реакция потребителей на изменение цен на те или иные товары может быть разделена на два отдельных компонента, равно как и влияние роста процентной ставки на потребление раскладывается на две части - взаимозависимые друг от друга эффект дохода и эффект замещения.
Если потребитель не склонен брать взаймы, а предпочитает жить только за счет собственных средств, то повышение процентной ставки должно улучшать его положение. Предполагается также, что экономический агент потребляет только нормальные блага.
Эффект дохода:если цена на какой-то товар снижается, то у потребителя освобождается определенная часть дохода для покупки дополнительных единиц этого или другого товара. Даже падение цены на один товар окажет влияние на общий уровень цен и сделает потребителей богаче.
Эффект дохода - это изменение структуры покупательского спроса, вызванного ростом реального дохода от снижения цен. Изменение цен приводит к перемене и изменению реальных доходов потребителя.
Эффект замещения:изменение цен приводит к изменению относительной привлекательности различных продуктов для потребителей. Снижение цены некоторого товара вызовет рост спроса на него со стороны индивидуального потребителя, а повышение цены - снижение спроса. Потребители станут приобретать больше продукции, цена на которую опустилась, и заменять ею другие товары, которые при этом относительно подорожали.
Эффект замещения - изменение структуры спроса, вызванное увеличением закупок подешевевшего товара, замещающего остальные товары с неизменными ценами, поскольку они стали теперь относительно более дорогими.
Влияние эффекта замещения на потреблениевыражается в следующем.
При повышении процентной ставки потребление во втором периоде становится дешевле по сравнению с потреблением в первом периоде. Когда ставка процента повышается, потребитель стремится больше сберегать, а значит, больше потреблять во втором периоде и меньше - в первом. Повышение процентной ставки всегда увеличивает потребление во втором периоде (так как во втором периоде и эффект дохода, и эффект замещения всегда увеличивают потребление). В первом же периоде увеличение процентной ставки может увеличивать потребление (когда положительный эффект дохода преобладает над отрицательным эффектом замещения), либо уменьшать потребление (когда положительный эффект дохода меньше отрицательного эффекта замещения), либо оставлять потребление на прежнем уровне (когда положительный эффект дохода уравнивается отрицательным эффектом замещения).
Для нормальных товаровдействие эффектов дохода и замещения объясняет уменьшение спроса при повышении цен и его увеличение при снижении цен.
Для низших товаровэффект дохода и замещения зависит от степени воздействия на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то кривая спроса на низший товар будет иметь ту же форму, что и на нормальный, если же эффект дохода выше эффекта замещения, то с увеличением цены растет потребление низшего товара.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ
Для предприятия при планировании размера и структуры производства необходимо знать, от чего зависит спрос на выпускаемую продукцию, а для потребителя - каково предложение товаров на рынке. Размер спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также от цен на сопряженные товары. Величина предложения определяется ценами на факторы, производства, налогами и льготами, технологиями производства и т. д.
Предпринимателю необходимо знать, какое влияние на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на взаимозаменяемыми товары, производимые конкурентами.
Эластичность- это мера изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу другой переменной.
Эластичность описывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса по отдельному виду товаров. Это показатель степени чувствительности к изменениям цены товара, реакцией потребителей в связи с этим.
Факторы, влияющие на эластичность спроса:
1) наличие товаров-заменителей. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага;
2) удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса);
3) размер дохода потребителя;
4) качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен);
5) размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос;
6) ожидания потребителя.
Эластичность предложенияпоказывает относительные изменения между ценой и предложением товаров к реализации.
В экономическую науку концепция эластичности была введена Альфредом Маршаллом (1842-1924), с тех пор она используется во всех странах. Теория эластичности имеет большое значение для определения экономической политики фирм и теории правительства. По общепринятым стандартам показатели эластичности, как правило, представляются положительными числами. Если эластичность каких-либо факторов больше 1, то их называют относительными; если менее 1, то факторы называют относительно эластичными. Существуют также случаи, когда эластичность каких-либо факторов равна нулю. Это значит, что их отношение совершенно неэластично; если же показатель эластичности равен 1, это значит, что факторы единично эластичны.
Различают 3 вида эластичности спроса:
1) эластичный (спрос на предметы роскоши);
2) неэластичный (спрос на медицинские аппараты, хлеб и др.);
3) с единичной эластичностью (спрос на большинство товаров).
Изучение эластичности- это не только проблема покупателей и продавцов, которые должны владеть достаточной информацией о динамике спроса на производимые товары. Эластичность спроса интересует государственные органы, прежде всего налоговую систему, так как необходимо знать, каким образом может повлиять повышение или понижение налоговых ставок на изменение спроса, что в конечном счете скажется на сокращении или увеличении налоговых поступлений в бюджет.