Основные этапы развития экономической теории
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества, так как хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. Донаучное фиксирование проблем встречается в мифах, легендах, религиозных верованиях.
Первые научные проблемы были сформулированы еще в письменных источниках Древнего Востока, где ставятся вопросы, связанные с организацией государственного хозяйства и управления им; отсюда берут начало статистика, учет, аграрно-экономическая наука.
Многие важные экономические процессы рассматривались учеными античности: Платоном, Аристотелем. Аристотель, оперируя термином «экономия» и производным от него «экономика», рассмотрел основные экономические закономерности жизни общества своего времени. Философ и экономист, Аристотель исследует основание пропорций обмена, происхождение и функции денег, значение торговли и т.п. Римское право частной собственности стало классическим для всей последующей истории и сыграло выдающуюся роль в прогрессивном развитии экономических отношений. Однако все это было лишь отдельными элементами экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки.
В средневековье представления об экономических явлениях формировались в рамках церковных учений, а также в политических теориях, в фантазиях раннего утопического социализма.
В указанные периоды знания об экономических отношениях носили разрозненный характер, не имели самостоятельного значения, составляя побочный продукт философских, исторических, политических изысканий. Поэтому их следует рассматривать как предысториюэкономической науки.
Меркантилизм- первая школа политэкономии (итал. мерканте - купец). В XVI в. господствует политика активного денежного баланса - это ранний меркантилизм. Основное требование государства - деньги должны оставаться в стране. Местные купцы обязаны возвращать выручку в свою страну, а иностранные купцы - тратить деньги внутри страны.
Второй этап - поздний меркантилизм (XVII в. - начало XVIII в.). На данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т. е. установка на превышение вывоза товаров над ввозом. В этом случае положительная разница в деньгах остается в стране, а приток денег достигается экономическими методами (ограничение иностранной торговли высокими таможенными тарифами, льготные условия для экспорта товаров).
Иначе говоря, богатство общества отождествлялось с золотом, а источником богатства меркантилисты считали неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами. Меркантилисты способствовали разложению феодализма, первичному накоплению капитала. Характерными выразителями идей меркантилизма были англичанин Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер.
«Классическая школа»политэкономии зародилась в Англии в конце XVII в. - начале XVIII в. в период буржуазной перестройки промышленного производства, когда господство торгового капитала сменилось господством промышленного. Ее родоначальники - физиократы(греч. физиократия - власть природы), источником богатства считавшие только сельское хозяйство, работу на земле. Постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации.
В теоретическом наследии основоположника школы физиократов Франсуа Кенэважное место занимает учение о чистом продукте, который сейчас называют национальным доходом. Источником чистого продукта является земля и вложенный в нее труд людей, занятых в сельском хозяйстве. А в промышленности и в других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится, а происходит только смена первоначальной формы этого продукта. Отсюда следует вывод о бесполезности промышленности как таковой.
В противовес меркантилистам физиократы отвергали государственное регулирование экономической жизни. Главная идея физиократов - естественныйхарактер экономических процессов - принцип «дайте людям делать то, что они хотят» - существенно повлияла на все дальнейшее развитие экономической теории и практики.
Своего высшего развития классическая политэкономия достигла в трудах британских ученыхАдама Смита и Давида Рикардов конце XVIII в. - начале XIX в., поскольку Великобритания была в тот период самой передовой в экономическом отношении страной. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие, и буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства.
По А. Смиту, предмет изучения экономической науки - экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. Он считает, что сущностью и природой богатства является исключительно труд. Источник богатства - не торговля и сфера обращения, а сфера производства, развитие сельского хозяйства. Богатство общества - все то, что создается материальным производством. Условием роста богатства являются разделение труда, рост его производительности. Рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения и отличаются от естественных цен - цен, определяемых затратами труда на его создание. В развитом обществе источником стоимости, наряду с трудом, становятся капитал и земля, поэтому цена товара складывается из заработной платы, прибыли и ренты. Смит приходит к выводу, что с ростом общественного богатства растут доходы всех классов общества.
Основу экономического учения А. Смита составляют принципы свободной конкуренции, свободного предпринимательства и невмешательства государства.Только при свободном движении капитала, товаров, денег и людей ресурсы общества могут использоваться оптимально.
Д. Рикардо главной задачей политэкономии считал выявление законов, управляющих распределением доходов. Капитал - накопленный прошлый труд. Он был уверен, что рост доходов капиталистов обязательно снижает доход рабочих, и наоборот, и видел здесь жесткую закономерную обратную связь. Рикардо трактует понятия стоимости, заработной платы, капитала, прибыли, ренты последовательно в духе трудовой теории. Труд - это естественный создатель стоимости товара. Устойчивость денежного обращения является важнейшим условием нормального развития экономики. Для этого необходим свободный размен бумажных денег на золото - «золотой денежный стандарт». Риккардо был приверженцем количественной теории денег, увязывая изменение их стоимости как товаров с их количеством в обращении.
Итак, А. Смит, Д. Рикардо и другие представители классической школы обосновали положение о том, что источником общественного богатства является все общественное производство. Они ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в сущность исследуемых явлений; заложили основы трудовой теории стоимости; исследовали механизм воспроизводства общественного капитала; предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями; выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли.
Карл Маркс и Фридрих Энгельсв XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. В рамках последнего было сформулировано учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах, жестко детерминированных причинах смены формаций, определяющих, с авторской точки зрения, содержание исторического процесса. Марксизм воспринял, переработал и дал свою интерпретацию теоретического наследия классической политэкономии. В марксистской концепции была разработана теория цены производства, сформулирована позиция по проблемам противоречия товара, двойственного характера труда, закона стоимости как закона движения товарного производства. К. Маркс дал свой анализ эволюции формы стоимости, предложил понимание различия между стоимостью и меновой стоимостью, создал концепцию теории прибавочной стоимости и неизбежной гибели капитализма.
Во второй половине XIX в. была сформулирована теория предельной полезности и предельной производительности, или маржинализм(англ. marginal - предельный). Теория маржинализма - это экономический анализ преимущественно с точки зрения отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Данный субъект руководствуется, прежде всего, собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или неучастия в экономическом процессе. На базе таких оценок в теории объясняются издержки производства, спрос и предложение, цена. Классиками теории маржинализма являлись экономисты австрийской школыКарл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений фон Бем-Баверк. Теория маржинализма активно использовалась при анализе взаимовлияния цены и спроса на конкретные товары, при определении взаимозаменяемости и взаимодополняемости различных факторов производства.
Неоклассическое направление экономической теории (английский экономист Альфред Маршалл) исходит из коренного положения классической школы о рынке и конкуренции как о естественных условиях функционирования и развития экономики. Именно в рамках неоклассического направления был разработан и получил распространение принцип функциональных соотношений экономических процессов. Исследование экономики на основе принципа функциональных взаимозависимостей получило название «economics» («экономикс»). Спрос и предложение являются равнозначными элементами механизма рыночного ценообразования.
Рыночное саморегулированиесчитается единственным эффективным способом функционирования экономики. Государственное вмешательство может привести к нарушению экономического равновесия, к снижению эффективности.
Институционализм(от лат. institutum - установление, учреждение, правило поведения, правило взаимодействия) - это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте, т.е. объекты исследования, институты, не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу. Представители данного направления (основатель - Торстейн Веблен, послевоенное развитие - Джон Гэлбрейт) поддерживали идею государственного регулирования экономики.
На вызов традиционного институционализма представители неоклассической теории (основного течения современной экономической науки) в 70-е годы 20 века ответили расширением сферы неоинституциональных исследований. Неоинституционализмопирается на традиции австрийской школы применительно к анализу социальных институтов. К неоинституциональному направлению относятся теория трансакционных издержек, теория прав собственности, теория контрактов и др. (нобелевские лауреаты Рональд Коуз и Даглас Норт, О. Уильямсон и т.д.), теория общественного выбора (нобелевский лауреат Джеймс Бьюкенен) и др.
Кейнсианствовозникло в 30-е гг. XX в. в связи с необходимостью вывода западной экономики из мирового кризиса. Книга выдающегося ученого-экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» послужила теоретико-методологическим обоснованием необходимости государственного регулирования экономики и основой для разработки программ стабилизации экономики с помощью антикризисных мер правительств в ряде государств Европы и США. По оценкам многих экономистов, эта книга явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран в настоящее время. Ее главная идея - систематизация рыночных экономических отношений. Однако Кейнс полагает, что максимально возможную занятость и экономический рост можно обеспечить только активным вмешательством государства в экономику.
Важнейшим направлением современной экономической теории является концепция монетаризма(англ. monetary - денежный), лидером которой стал американский экономист Милтон Фридмен. В центре исследований монетаристов стоит проблема стабилизации экономики, в которой главенствующая роль принадлежит денежным факторам, регулированию денежной массы.
В 70-е гг. XX в. мировую экономику потряс сильнейший экономический кризис, разразилась инфляция на фоне общего сокращения производства. Инфляция снизила инвестиционную активность и дальнейшая активизация экономики с помощью кейнсианских рецептов стала невозможной. Тогда интерес политиков обратился в сторону монетаризма, провозглашающего незыблемость основ рыночной экономики - свободной конкуренции и свободного ценообразования как условий достижения равновесия. Идеи монетаризма были опробованы республиканским правительством США. Наибольшего успеха монетарные экономические воззрения имели во времена Р. Рейгана («рейганомика»), они позволили ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара. Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово-кредитной системы, денежного обращения, инфляции для повышения спроса и подстегивания производства.
Сложный путь экономической науки в XX в. был ознаменован процессами дифференциации и интеграции экономического знания, появлением нетрадиционных его отраслей. Ряд новых направлений и школ оформился в самостоятельные теории. Несмотря на различия в понимании многих явлений и процессов, все они имеют функциональный характер, т.е. современная экономическая наука свои основные усилия связывает с разработкой путей совершенствования экономического механизма общества.
Вопросы для самоконтроля
1. Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления?
2. Сформулируйте определение понятия «экономика».
3. Назовите основные проблемы, которые изучает экономика.
4. Какие проблемы исследует экономика? Что изучает каждый уровень экономики?
5. Каковы особенности изучения микро - и макроэкономики?
6. Каковы функции экономики? В чем их смысл?
7. Каково содержание методов научного познания в экономике?
8. Какие противоречия можно обнаружить в воззрениях представленных учёных-экономистов?
9. Объясните основные отличия классической политической экономии от «экономикс» (современной неоклассической теории).
10. Объясните значение марксизма в современном мире.
11. Какую цель ставил перед собой основатель макроэкономики Дж. Кейнс?
12. Что М. Фридмен, основатель монетаризма, считал главным в управлении экономикой со стороны государства?