Органы государственной власти на рынке труда Украины

Государственная политика Украины в сфере занятости населения ба­зируется на таких принципах:

— обеспечение равных возможностей всем гражданам, независимо от
происхождения, социального и имущественного состояния, расовой и на­
циональной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений,
отношения к религии, в реализации права на свободный выбор вида
деятельности соответственно способностям и профессиональной подго­
товке с учетом личных интересов и общественных потребностей;

— содействие обеспечению эффективной занятости, предотвращению
безработицы, созданию новых рабочих мест и условий для развития
предпринимательства;

— координация деятельности в сфере занятости с другими направле­
ниями экономической и социальной политики на основе государствен­
ной и региональных программ занятости;

— сотрудничество профессиональных союзов, ассоциаций (союзов)
предпринимателей, собственников предприятий, учреждений, организа­
ций или уполномоченных ними органов во взаимодействии с органами
государственного управления в разработке, реализации и контроле за
выполнением мероприятий по обеспечению занятости населения;



Раздел 2. Социально-трудовые отношения на рынке труда

Глава S. Социально-трудовые отношения занятости




Органы государственной власти на рынке труда Украины - student2.ru Органы государственной власти на рынке труда Украины - student2.ru — международное сотрудничество в решении проблем занятости насе­ления, включая работу граждан Украины за границей и иностранных граждан в Украине.

Одним из важнейших принципов является принцип сотрудничества профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, собственников предприятий, учреждений, организаций или уполномо­ченных ними органов во взаимодействии с органами государственного управления, призванными оказывать помощь координационным комите­там содействия занятости, которые могут создаваться для подготовки согласованных решений относительно осуществления политики занятос­ти. Координационные комитеты содействия занятости состоят из одина­кового количества представителей профсоюзов, органов государственно­го управления, собственников предприятий или уполномоченных ними органов, предпринимателей.

Порядок формирования координационных комитетов и организация их работы определяются представленными в них сторонами.

С целью реализации государственной политики занятости населения, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, трудоуст­ройства и социальной поддержки граждан, которые временно не рабо­тают, в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, создается государственная служба занятости, деятельность которой осу­ществляется под руководством Министерства труда и социальной поли­тики Украины, местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Государственная служба занятости состоит из Государственного цент­ра занятости Министерства труда и социальной политики Украины, центра занятости Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных, межрайонных, городских и ра­йонных в городах центров занятости, центров организации профессио­нального обучения незанятого населения и центров профессиональной ориентации населения, инспекций по контролю за соблюдением законо­дательства о занятости населения.

Регулирование правового положения государственных служащих, ко­торые работают в указанных подразделениях государственной службы занятости, осуществляется в соответствии с Законом Украины «О госу­дарственной службе». В состав государственной службы занятости вхо­дят также учебные заведения профессиональной подготовки незанятого населения, информационно-вычислительные центры, территориальные и специализированные бюро занятости, центры реабилитации населения, предприятия, учреждения и организации, подчиненные службе заня­тости.

Услуги, связанные с обеспечением занятости населения, предоставля­ются государственной службой бесплатно.

Деятельность государственной службы занятости финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости населения, предусмотренных на эти цели.

В составе государственной службы занятости создается инспекция, кото­рая осуществляет контроль за выполнением законодательства о занятости предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности и хозяйствования, фермерами и другими работодателями.

Налогообложение деятельности предприятий и организаций, которые входят в состав государственной службы занятости, осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

Обязанности государственной службы занятости такие:

• анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,
информирование населения и государственных органов управления о
состоянии рынка труда;

• консультирование граждан, собственников предприятий, учреждений
и организаций или уполномоченных ними органов, которые обраща­
ются в службу занятости, о возможности получения работы и обеспе­
чения рабочей силой, требованиях, которые выдвигаются к профессии,
и по другим вопросам, полезным для содействия занятости населения;

• учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются по во­
просам трудоустройства; представление помощи гражданам в выборе
подходящей работы и собственникам предприятий, учреждений, орга­
низаций или уполномоченным ними органам в отборе нужных работ­
ников;

• организация, в случае необходимости, профессиональной подготовки
и переподготовки граждан в системе службы занятости или направле­
ние их в другие учебные заведения, которые ведут подготовку и пере­
подготовку работников, содействие предприятиям в развитии и опре­
делении содержания курсов обучения и переобучения;

• предоставление услуг по трудоустройству и профессиональной ориен­
тации работников, которые желают изменить профессию или место
работы (в связи с поисками высокооплачиваемой работы, изменением
условий и режима работы и т. п.), высвобождающимся работникам и
незанятому населению;

• регистрация безработных и предоставление им в пределах своей ком­
петенции помощи, в том числе и денежной;

• участие в подготовке перспективных и текущих государственной и
территориальных программ занятости и мероприятий по социальной
защищенности разных групп населения от безработицы.

Государственная служба занятости имеет право:

• получать от предприятий, учреждений и организаций, независимо
от форм собственности, статистические данные о наличии вакантных



Раздел 2. Социально-трудовые отношения на рынке труда

Глава 8. Социально-трудовые отношения занятости




Органы государственной власти на рынке труда Украины - student2.ru Органы государственной власти на рынке труда Украины - student2.ru Органы государственной власти на рынке труда Украины - student2.ru рабочих мест, о характере и условиях труда на них, о всех высвобож­дающихся, принятых и уволенных работников и информацию о пред­виденных изменениях в организации производства и о других мероп­риятиях, которые могут привести к высвобождению работников;

• разрабатывать и вносить на рассмотрение местных государственных
администраций предложения об установлении для предприятий, уч­
реждений, организаций, независимо от форм собственности, квоты
принятия на работу лиц, которые требуют социальной защиты и не
способны на равных условиях конкурировать на рынке труда, направ­
лять таких граждан для их трудоустройства;

• направлять для трудоустройства на предприятия, в учреждения и ор­
ганизации всех форм собственности при наличии там свободных рабо­
чих мест (вакантных должностей) граждан, которые обращаются в
службу занятости, соответственно уровню их образования и профес­
сиональной подготовки;

• направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые
общественные работы;

• заключать по доверенности предприятий, учреждений и организаций
всех форм собственности договоры с гражданами во время их трудо­
устройства с предшествующим (в случае необходимости) профессио­
нальным обучением, оплатой стоимости проезда, суточных, а также
предоставлять помощь в случае переезда на новое местожительство и
работы за счет средств предприятий, учреждений и организаций;

• распоряжаться в установленном законодательством порядке средства­
ми фонда содействия занятости;

• оплачивать стоимость профессиональной подготовки лиц, трудоуст­
ройство которых требует получения новой профессии (специальнос­
ти), а также устанавливать им на период обучения стипендии в разме­
рах, предусмотренных законодательством Украины о занятости насе­
ления;

• в установленном законодательством порядке предоставлять гражда­
нам помощь по безработице и материальную помощь по безработице,
прекращать и откладывать их выплаты;

• вносить предложения в местные государственные администрации от­
носительно приостановления на срок до шести месяцев решения пред­
приятий о высвобождении работников в случае затруднения их сле­
дующего трудоустройства с одновременной частичной или полной
компенсацией затрат предприятий, вызванных этой отсрочкой в по­
рядке, предусмотренном законодательством Украины;

• взимать из предприятий, учреждений и организаций, независимо от
форм собственности, суммы скрытого или заниженного обязательного
сбора и недоимок в Государственный фонд содействия занятости на­
селения;

• компенсировать около 50% затрат предприятиям, учреждениям и ор­ганизациям на переподготовку работников, которые подлежат сокра­щению вследствие изменений в организации производства и работы, при условии их трудоустройства.

Размеры затрат и источника их финансирования в случаях, преду­смотренных этим пунктом, определяются в соответствии с законодатель­ством Украины решениями местных государственных администраций и органов местного самоуправления по представлению координационных комитетов содействия занятости.

Государственный фонд содействия занятости населения создается с целью финансирования предусмотренных программами занятости насе­ления мероприятий по:

—профессиональной ориентации населения, профессиональному обу­
чению освобождающихся работников и безработных, содействию в их
трудоустройстве, выплате помощи по безработице, материальной помо­
щи по безработице;

—предоставлению беспроцентного займа безработным для того, чтобы
они занимались предпринимательской деятельностью;

—созданию и развитию учебно-материальной базы, информационно-
вычислительных центров, центров профориентации, подготовки и обуче­
ния работников, служебных помещений и собственных предприятий
службы занятости;

—организации дополнительных рабочих мест в областях народного
хозяйства;

—содержанию работников службы и других затрат, связанных с социаль­
ной защитой права граждан государства на работу;

—возмещение Пенсионному фонду Украины затрат, связанных с до­
срочным выходом работников на пенсию.

Государственный фонд содействия занятости населения является об­щегосударственным внебюджетным целевым фондом, самостоятельной финансовой системой и создан на государственном и местном уровнях за счет

—ассигнований государственного и местных бюджетов, размер кото­
рых устанавливается Верховной Радой Украины;

—сборов на обязательное социальное страхование на случай безрабо­
тицы;

—средств службы занятости, полученных от предоставления платных
услуг предприятиям и организациям, и части прибыли предприятий, уч­
реждений и организаций, которые создаются государственной службой
занятости.

Распорядителем средств Государственного фонда содействия занятос­ти является Государственная служба занятости. Распределение средств государственного фонда содействия занятости населения на текущий год

13 — 3-1844



Раздел 2. Социально-трудовые отношения на рынке труда

Глава 8. Социально-трудовые отношения занятости




Органы государственной власти на рынке труда Украины - student2.ru Органы государственной власти на рынке труда Украины - student2.ru Органы государственной власти на рынке труда Украины - student2.ru и отчет об использовании их за минувший год утверждаются Кабинетом Министров Украины вместе с государственной программой занятости населения.

Положение о Государственном фонде содействия занятости населения утверждается Кабинетом Министров Украины.

Наши рекомендации